Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание

Политико-территориальное устройство: понятие и виды
Федеративное государство: понятие и виды
Особенности федеративного устройства современного российского государства
Политический режим: понятие и классификация

Работа состоит из  1 файл

Политико.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)
  1. Политико-территориальное  устройство: понятие и виды

       Существуют  две основные формы политико-территориального устройства: унитарная и федеративная. В последующих пунктах мы рассмотрим каждую из них в отдельности. Сейчас же остановимся на основных различиях  между ними.

       Главное различие между обеими формами заключается  в том, что при унитарной форме  территория государства состоит  из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы  представляют собой государствоподобные образования или даже государства – субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, как отмечалось, не что иное, как «государство» (ср. нем. Staat, англ. state, фр. etat, исп. Estado).

       Соответственно  для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливается текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

       Этот  критерий помогает и в случаях, когда  различие между унитаризмом и  федерализмом в конкретном государстве  весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют  конституций, а также в унитарных  Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также  обладают государственной автономией.

       Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ  Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда  как в федерациях их субъекты сами окончательно принимают свои конституции  или равнозначные им акты.

       Следует также указать на юридическое  различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в  том, что федерация – это форма  территориального устройства государства, а конфедерация – это форма  межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически  тоже не всегда просто. Например, официальное  французское и итальянское название швейцарского государства – Швейцарская  Конфедерация, но это название, пришедшее  из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария  по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство.

       Конфедерация, как и федерация, может иметь  общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая  специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных  органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств – членов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить.

       Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский  Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

       Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства  политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство.

         Асимметрично устроенные государства  непосредственно состоят из территориальных  образований, имеющих различный  правовой статус. Так, в состав  США наряду с 50 штатами входят  федеральный округ Колумбия, свободно  присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико  и др.), некоторые другие островные  территории, не имеющие статуса  штата, из чего можно сделать  вывод об асимметричном территориальном  устройстве этой страны. Что касается  унитарных государств, то чисто  симметричное устройство встречается  нечасто: столицы обычно имеют  несколько или существенно иной  статус по сравнению с остальными  территориальными единицами высшего  уровня.

       Асимметрия  территориального устройства государства  подчас обусловлена тем, что в  нем имеются компактно проживающие  инонациовальные группы, которым предоставлена национально-территориальная автономия (примеры приведены выше).

       Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего  уровня – субъектов федерации (например, часть вторая преамбулы Основного  закона для Федеративной Республики Германии 1949 г., ст. 43 Политической конституции  Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.) или высших политико-административных единиц (в части второй § 58 Конституции  Норвежского Королевства 1814 г. области  перечислены в связи с указанием  их представительства в Стортинге; в частях первой и второй ст. 5 Бельгийской конституции 1831 г. в редакции 1993 г. перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую федерализацию и деление на три области – субъекта федерации).

 

        

       
  1. Федеративное  государство: понятие и виды

       Федерация должна основываться на следующих принципах:

       осударственной целостности. Это означает, что соединение различных территориальных частей Российской Федерации призвано служить единой общей для всех цели: повышению благосостояния народов, составляющих государство Россия. Государственная целостность обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Федерации права выхода из состава федерации на основе одностороннего волеизъявления;

       динства системы государственной власти. Этот принцип выражается в наличииосударственного аппарата, прерогативы которого распространяются на все субъекты Федерации. Выделение же ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) свидетельствует не о ее раздробленности, а о специализации различных государственных органов, материализующих ее;

       разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов  Федерации. О вертикальном разделении властей впервые поставил вопрос еще Джон Локк (XVII в.). Практическое воплощение этой идеи началось гораздо позднее и протекало в ожесточенной борьбе центра и мест. Россия в этом отношении не являлась исключением. Однако всем демократическим государствам присуще цивилизованное разрешение этого вопроса: на договорной основе. И в России на основе федеративных договоров (с республиками, с областями и краями) были разграничены предметы ведения Федерации и субъектов Федерации, что затем и нашло отражение в Конституции РФ. Это позволило направить разрешение отношений между центром и субъектами Федерации в цивилизованное русло;

       равноправия и самоопределения народов Российской Федерации, что выражается в том, что каждый народ России имеет  право на определение формы своей  государственности. Однако это право  может быть реализовано только в  рамках Российской Федерации и только с согласия Российской Федерации;

       равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти, что означает требование одинакового  подхода со стороны Российской Федерации  ко всем субъектам независимо от их величины, количества населения, финансовой мощи и др.

       ВИДЫ ФЕДЕРАЦИИ — сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации, различающиеся способами образования, особенностями их правового статуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др.

       В зависимости от способа распределения  власти (властных полномочий) между  федерацией и ее субъектами различают  делегированную, децентрализованную и  нецентрализованную федерации. Делегированная федерация — это такая модель федерации, объем и характер полномочий которой определяются государствами, образующими федеративный союз. Для децентрализованной федерации характерна передача центром определенного объема государственной власти территориям в соответствии с их интересами. Нецентрализованной является федерация, в которой распределение компетенции осуществляется таким образом, чтобы проблемы решались на том уровне власти (федеральном или региональном), на котором они возникают. В этом случае потребность вмешательства федеральной власти появляется тогда, когда проблема выходит за рамки полномочий субъекта федерации. Нецентрализованная федерация базируется на признании идеи самоуправления составных частей федеративного государства как основы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами. Принято считать, что нецентрализованный тип федерации представляет идеальную модель федеративных отношений, высший уровень федерализма. Модель нецентрализованной федерации применима лишь к правовым государствам, отличающимся стабильной и согласованной политикой федерального центра и регионов, необходимой интеграцией государственной и правовой систем. В странах с формирующейся государственностью внедрение данной модели возможно лишь поэтапно. На основе нецентрализованной федерации получил развитие кооперативный федерализм.

       Критерии  однородности субъектов федерации  с точки зрения их государственно-правовой природы и различий в статусе  позволяют выделить симметричную федерацию и асимметричную федерацию.

       В зависимости от того, какой принцип  положен в основу образования  субъекта федерации — национальный, территориальный или смешанный, — различают территориальные, национальные и национально-территориальные федерации. В зависимости от правового способа закрепления федеративного союза, т.е. в зависимости от вида (формы) правового акта, учредившего федерацию, принято выделять договорную, конституционную (законодательную) и конституционно-договорную федерации.

 

        

       
  1. Особенности федеративного устройства современного российского государства

       Россия  — федеративное государство 

       Это означает, что Россия — государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов  федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.

       Во-первых, потому что субъекты Федерации, сформировав  свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным  Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет  систему арбитражных судов), рассматривающим  все судебные дела в последней  инстанции.

       Во-вторых, не сформирована субъектами Федерации  и своя правовая система. Федеральное  законодательство по-прежнему имеет  доминирующее значение и касается многих сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов Федерации невелико по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.

       В-третьих, в России хотя во взаимоотношениях с субъектами Федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект Федерации в целом, уплачивают налоги в федеральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта. Федерации). Кроме того, процентное соотношение налогов федеральных и республиканских (областных, краевых) пока дает крен в сторону федеральных.

       Вместе  с тем зачатки федерализма  в России уже значительны, и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием  федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные  образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь  соответствующие предпосылки для  обретения самостоятельности, допускаемой  в федерации. Речь идет о необходимой  для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в  субъектах Федерации, будут разбазариваться, исчезать, как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов Федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания долог, так же как долог путь от несвободы к свободе. 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"