Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание

Политико-территориальное устройство: понятие и виды
Федеративное государство: понятие и виды
Особенности федеративного устройства современного российского государства
Политический режим: понятие и классификация

Работа состоит из  1 файл

Политико.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

 

        

       
  1. Политический  режим: понятие и классификация

       Термин "политический режим" появился в 1960 - 1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию  термина "политический режим". " Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов  формы государства. "Под формой государства понимаются организация  политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима". В. С. Петров вводит термин "политический режим" в триаду формы государства.  
Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: "Форма правления - это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства - это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.  
Политический режим - это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе".  
Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. "Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле - только форма правления".  
Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.  
 
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так, в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. "В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев".  
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу "испорченности человеческой натуры", её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свою форму".  
По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии, т. е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из "испорченных" форм государства. И наконец, "демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противоположность - тиранию". Тирания - самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как "ставленник народа".  
Античный философ Аристотель - ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства "по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные - личные выгоды", т. е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется).  
В современном мире можно говорить о 140 - 160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. "О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:  
" способы и порядок формирования органов государственной власти,  
" порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,  
" степень гарантированности прав и свобод граждан,  
" роль права в жизни общества и решении государственных дел,  
" место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,  
" основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов".  
Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующее определение: политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.  
 

       
  1. Политический  режим современного российского  государства

       в современной России все отчетливее проявляются характерные черты  демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

       В последние годы приняты законы, которые  способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную  Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные  органы субъектов федерации –  по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам  политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.

       Для усиления в России демократических  тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат  для большинства людей: реформы  административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы  местного самоуправления, реформы здравоохранения  и образования.

       Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

       В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.

       Вектором  развития политической власти в современной  России в последние годы стала  политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она  способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

       Следует также отметить, что здоровый государственный  консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

       Для России является актуальным предупреждение, прозвучавшее от аргентинского политолога Гильермо О`Доннелла, относительно гибели демократии. Исследователь выделяет два вида такой гибели: внезапная и медленная. Внезапная смерть происходит вследствие гражданской войны, государственного переворота или какого-либо еще заметного события, которое сразу же привлекает внимание и указывает на точную дату гибели демократии. Но враги демократии действуют и более тонкими и безопасными методами, позволяющими покончить с ней медленно. Постепенно и незаметно происходит эрозия демократических свобод, гарантий и процессов. При этом нельзя указать точную дату, когда демократию следует объявить усопшей. Можно лишь заметить задним числом период постепенного удушения, когда при каждом затягивании петли демократические деятели как внутри страны, так и за рубежом раз за разом упускали шанс дать отпор, поскольку каждый шаг сам по себе не казался достаточно серьезным для полной мобилизации сил. Медленная смерть коварна: насилие и репрессии, сопровождающие ее, могут быть столь же крупными, как и в случае внезапной смерти, но при этом умирающая демократия способна прикрыться претензиями на сохраняющуюся внутреннюю и международную легитимность, из-за чего оказывается затруднительным предпринять соответствующие и своевременные внутренние и международные меры

 

        

       
  1. Государство в политической системе общества

       Политическая  система общества - это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества. 
Элементами политической системы являются: 
- государство; 
- политические партии - это общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества,- в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; 
- общественные организации - это основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц; 
- общественные фонды - не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества, в том числе денежных средств для использования в интересах третьих лиц; 
- политическое сознание; 
- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества; 
- политические отношения, складывающиеся между элементами 
политической системы; 
- политическая практика, состоящая из политической деятельности и 
политического опыта. 
Большое теоретическое и практическое значение имеет определение места государства в политической системе общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важнейшую составную часть этой системы, как ее особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 
- в отличие от других элементов политической системы государство охватывает все население, проживающее на его территории; 
- обладает монополией на правотворчество; 
- располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

       - обладает системой юридических  средств воздействия на общественные  отношения; 
- является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. 
Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства. 
Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций, которое сводится к следующему: 
- никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или общественную организацию; 
- партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации в установленном законом порядке; 
- деятельность партий и общественных объединений не должна ущемлять основные права и свободы граждан; 
- решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства; 
- создание организационных структур политических партий не допускается в государственных органах; 
- действия государственных органов и должностных лиц, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий, запрещены законом; 
- не допускается деятельность партий и общественных объединений, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь.

 

        

       
  1. Государство и церковь в современной политической системе

       В истории политических систем особняком  стоит вопрос о соотношении государства  и церкви. История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические  и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные политические системы.

       Многообразие  конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет в  рамках теории государства сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.

       Как правило, политические системы большинства  обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь  из своего состава, произошло отделение  государства от церкви. Этот принцип  закреплялся конституционно, государство  формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой  благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто  и возрождения общества, не вмешивалась  в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется  принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии.

       Однако  так происходило лишь в нормально  функционирующих либерально-демократических  политических системах.

       В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства  скрывали фактическое вмешательство  государства в дела церкви, попытки  контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества, разрушения культовых сооружений.

       А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные  организации оказывали и оказывают  воздействие на функционирование государственных  институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

       В этих обществах взаимоотношения  государства и религиозных образований  весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным  правилам и требованиям до периодических  острых конфликтов государства и  так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

       Не  следует также забывать, что во многих обществах церковь выступает  институтом национального самосохранения, даже выживания народа.

       В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, – это  все же практически и фактически важный элемент политической системы  общества, хотя в либерально-демократических  системах такое положение открыто  не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.

       Теократические  тенденции (вмешательство церкви в  политическую жизнь общества, использование  государственных каналов для  распространения своих вероучений, например, через средства массовой информации, попытки навязать обществу религиозно-регламентационные нормы и т.д.), по мнению Е.Н. Салыгина, становятся весьма распространенными в современной государственности, что вообще не позволяет считать теократию отжившей формой взаимоотношений государства и церкви.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"