Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа
1. Назовите и охарактеризуйте основные направления русской политической мысли конца XIX – н. XX. и их ведущих теоретиков.
Министерство науки и образования Российской Федерации
Глазовский
инженерно-экономический
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ижевский
государственный технический
Контрольная работа по учебной дисциплине политология
5 вариант
Выполнила студентка
2 курса, гр. 4231у_________________________
(подпись)
Проверила
______________________________
(оценка, подпись)
Глазов 2011
1.
Назовите и охарактеризуйте основные
направления русской
Зарождение
политических идей в России относится
к периоду объединения
Начальный период развития политической мысли в России (XI - XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях.
Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения.
В-третьих,
и на Западе, и в России политическая
мысль выполняла четко
Собственно в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.
Либерализм как политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.
Основателем охранительного либерализма был профессор права Б. Н. Чичерин (1828 - 1904). Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Он полагал, что права даются государством. Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и политических институтов на Западе.
Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и рядского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни.
В отличие от западноевропейского, русский консерватизм не требовал восстановления политических прав «уходящего» дворянства, а призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа». Консервативная реакция в России в начале XX в. вызвала волну национализма и черносотенного движения.
Консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название "славянофилы".
Можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное. Представителями первого направления были министр просвещения, граф С. С. Уваров (1786 - 1855), историк Н.М.Карамзин (1766- 1826), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев (1827 - 1905). Заслуга определения концепции славянофильства принадлежит графу С. С. Уварову. Он выразил смысл славянофильства в формуле: "православие, самодержавие, народность".
Главным идеологом второго направления в славянофильстве был А. С. Хомяков (1804 - 1860). Представители этого направления (Я. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставления некоторых свобод.
Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития вошла также в концепцию революционного переустройства общества. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода.
Революционеры-демократы В.Г.Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812 - 1870), Н.Г.Чернышевский (1828 - 1889), Д. И. Писарев (1840 - 1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит "социальную республику" с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину.
Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале XX в. были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партией, теория Л.Д. Троцкого о «перманентной» мировой революции. Для большинства течений русского революционного радикализма была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.
Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX -- начала XX в. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И. Пестель), революционного демократизма 40-- 60-х гг., революционного народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма.
Идеологом пропагандистского
Начиная с 90-х гг. XIX в., в России получает
распространение марксизм, причем в двух
вариантах: ортодоксальный марксизм, ориентированный
на революционную борьбу (Георгий Валентинович
Плеханов, Владимир Ильич Ленин), и реформистский,
или так называемый "легальный" марксизм
(Петр Бернгардович Струве). Сторонники
последнего направления, не отрицая марксизм
как метод исследования общества, в то
же время не приняли его идею о неизбежности
революции и необходимости диктатуры
пролетариата. После 1917 г. революционный
марксизм в интерпретации В.И. Ленина стал
официальной идеологией СССР и методологией
исследования для ученых-обществоведов.
2. Обоснуйте необходимость разделения власти в демократическом обществе.
В самом обобщенном виде власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.
Теория разделения властей является важным звеном в истории развития буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для "утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих «властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям, повседневной практики на основе рационального распределения властных полномочий между отельными органами государства.
Законодательная власть - представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу - парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители - депутаты. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к ответственности.
В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.
Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.
Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства.
Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» 2 ст. 118 КРФ от 12.12.1993 г... В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:
Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
В
обоснование классового компромисса
между враждующими социальными
группами с учетом реального соотношения
их сил и влияния во Франции в середине
18 века состояло существо доктрины разделения
властей, разработанной Ш. Л. Монтескье.
Так, законодательную власть, по его мнению,
необходимо поделить между буржуазией
и феодалами, образовав двухпалатный парламент,
состоящий из собрания представителей
народа и из аристократической знати Исполнительную
власть можно сохранить у дворянства оставив
ее королевскому правительству, которое,
однако, должно стать ответственным перед
народным представительством, т. е. буржуазией.
Судебная власть, которую Монтескье, в
отличие от Локка, специально выделил
в триаде властей, может быть доверена
не какому либо постоянному органу, а выборным
лицам из народа привлекаемым к отправлению
правосудия на определенное время. Нужно,
чтобы судьи были одного общественного
положения с подсудимым, равными ему, чтобы
ему не показалось, что он попал в руки
людей, склонных притеснять его. В случае
важных обвинений подсудимому предоставляется
право отвода судей. Задача суда состоит
в том, чтобы решения и приговоры всегда
были лишь точным применением закона.
«Таким образом, — считает Монтескье,
— судебная власть, столь страшная для
людей, не будет связана ни с известным
положением, ни с известной профессией;
она станет, так сказать, невидимой и как
бы не существующей» [Монтескье Ш. Л. Избранные
произведения. М., 1995].