Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание

1. Назовите и охарактеризуйте основные направления русской политической мысли конца XIX – н. XX. и их ведущих теоретиков.

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.по политологии.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Глазовский  инженерно-экономический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Контрольная работа по учебной дисциплине политология

5 вариант

Выполнила студентка

2 курса, гр. 4231у____________________________________________М.А.Веретенникова

(подпись)

Проверила _____________________________________________Л.С.Дубяго

(оценка, подпись)

Глазов 2011

    1. Назовите  и охарактеризуйте основные  направления русской политической  мысли конца XIX – н. XX. и их  ведущих теоретиков.

    Зарождение  политических идей в России относится  к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского  князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера.

    Начальный период развития политической мысли  в России (XI - XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях.

    Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения.

    В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала  на потребности практики в наилучших  формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

    Собственно  в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

    Либерализм  как политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.

    Основателем охранительного либерализма был  профессор права Б. Н. Чичерин (1828 - 1904). Активно развивая либеральную  идею правового государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Он полагал, что права даются государством. Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и политических институтов на Западе.

    Ориентация  на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и рядского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни.

    В отличие от западноевропейского, русский  консерватизм не требовал восстановления политических прав «уходящего» дворянства, а призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа». Консервативная реакция в России в начале XX в. вызвала волну национализма и черносотенного движения.

    Консерватизм  отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно политическое течение, которое  стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название "славянофилы".

    Можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное. Представителями первого направления были министр просвещения, граф С. С. Уваров (1786 - 1855), историк Н.М.Карамзин (1766- 1826), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев (1827 - 1905). Заслуга определения концепции славянофильства принадлежит графу С. С. Уварову. Он выразил смысл славянофильства в формуле: "православие, самодержавие, народность".

    Главным идеологом второго направления в славянофильстве был А. С. Хомяков (1804 - 1860). Представители этого направления (Я. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставления некоторых свобод.

    Вера  в самостоятельность России и  ее особый путь развития вошла также  в концепцию революционного переустройства общества. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода.

    Революционеры-демократы  В.Г.Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812 - 1870), Н.Г.Чернышевский (1828 - 1889), Д. И. Писарев (1840 - 1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит "социальную республику" с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину.

    Наиболее  яркой формой революционного радикализма  в России в начале XX в. были политическая идеология большевизма с его  идеями социалистической революции  как самодовлеющей цели, тотальным  перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партией, теория Л.Д. Троцкого о «перманентной» мировой революции. Для большинства течений русского революционного радикализма была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.

    Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX -- начала XX в. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И. Пестель), революционного демократизма 40-- 60-х гг., революционного народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма.

         Идеологом пропагандистского течения  народничества был социолог и  публицист Петр Лаврович Лавров. Он считал, что революцию следует  готовить легальными средствами, и призвал революционную молодежь  идти в народ для пропаганды  революционных идей.

         Начиная с 90-х гг. XIX в., в России получает распространение марксизм, причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм, ориентированный на революционную борьбу (Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин), и реформистский, или так называемый "легальный" марксизм (Петр Бернгардович Струве). Сторонники последнего направления, не отрицая марксизм как метод исследования общества, в то же время не приняли его идею о неизбежности революции и необходимости диктатуры пролетариата. После 1917 г. революционный марксизм в интерпретации В.И. Ленина стал официальной идеологией СССР и методологией исследования для ученых-обществоведов. 

    2. Обоснуйте необходимость разделения власти в демократическом обществе.

    В самом обобщенном виде власть - это  способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

    Теория  разделения властей является важным звеном в истории развития буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для "утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих «властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям, повседневной практики на основе рационального распределения властных полномочий между отельными органами государства.

    Законодательная власть - представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу - парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители - депутаты. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к ответственности.

    В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.

    Существенные  признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.

    Исполнительная  власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется  законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства.

    Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти.

    Роль  судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании  двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.

    Судебная  власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства» 2 ст. 118 КРФ от 12.12.1993 г... В системе государственных  органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:

    Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;

    Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

    Высший  Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами.

    В обоснование классового компромисса  между враждующими социальными  группами с учетом реального соотношения их сил и влияния во Франции в середине 18 века состояло существо доктрины разделения властей, разработанной Ш. Л. Монтескье. Так, законодательную власть, по его мнению, необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати Исполнительную власть можно сохранить у дворянства оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебная власть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триаде властей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его. В случае важных обвинений подсудимому предоставляется право отвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. «Таким образом, — считает Монтескье, — судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы не существующей» [Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1995]. 

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"