Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 04:55, контрольная работа

Описание

Гражданственность и законопослушность я понимаю как совокупность следующих качеств личности: патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции, интереса к истории своего народа, любви к Родине, уважения к законам государства, чувства ответственности за судьбу страны, интернационализма, комплекса морально-этических ценностей, желания участвовать в общественной жизни, способности к гражданской активности. Поэтому считаю невозможным формирование гражданских качеств личности вне гражданского общества.

Содержание

1. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ЗАКОНОПОСЛУШНОСТЬ ЛИЧНОСТИ……………………..…3
2. РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ…………………..3
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ…………………………4
4. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ В НАШЕЙ СТРАНЕ…...…..4
5. СВЯЗЬ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНТЕРЕСАМИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………….5
6. ПОЛИТИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО……………………………………………………...5
7. СООТНОШЕНИЕ ДВУХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ: ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………..6
8. ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К НАРОДУ………………………………………………………...……6
9. СЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ……………………...………7
10. СРЕДСТВА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ..........................................8
11. ПРОБЛЕМЫ С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СЕГОДНЯШНЯЯ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ………………………………………………………………………………………………...8
12. ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………..…10
13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………..11
14. ГОСУДАРСТВО……………………...………………………………………………………...…11
15. ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО………………………..11
16. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ НЕПРЕМЕННЫМ УСЛОВИЕМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………………..12
17. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПО ЕЕ ОТНОШЕНИЮ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ…………….……………………………….12
18. ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ПЛЮРАЛИЗМ В НАШЕЙ СТРАНЕ…………..13
19. КАКОВА РОЛЬ САМОПОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТИ?.........................................................................................................................................13
20. БЮРАКРАТИЯ НЕИЗБЕЖНО ВСТУПАЕТ В КОНФЛИКТ С ДЕМОКРАТИЕЙ…………..13
21. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ………...……14
22. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………………………………..15
23. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ КРИЗИСОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………………………………………………………………………..………………..15
24. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИИ………..16
25. ТИП ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………….… 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по политологии.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

7. СООТНОШЕНИЕ ДВУХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ: ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

     Политическую  систему общества образуют многообразные  организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественноисторических образований людей - все это отражается на политических институтах.

     Политическая  система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты  так и практику политической жизни. Политическая система - это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения. Главными политическими объединениями борьбы за власть и удержание власти в современном обществе выступают политические партии. Большая роль принадлежит также профессиональным союзам, объединениям по возрастному и половому признаку. Если такие организации сформировались, упрощается выявление интересов разных групп населения, поиск лидеров, способных воплощать волю граждан в жизнь. Но такая множественная (плюралистическая) демократия возможна только в свободном обществе свободных людей. 

8. ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К НАРОДУ

     В конституции всех буржуазных демократических стран, в том числе и в России, декларируется, что высшая власть принадлежит народу. И вся власть разделена на три составляющие:

     - законодательную власть (парламент,  Госдума, Рада, Сейм и т.п., представительная, высшая народная власть);

     - исполнительную власть (президент, правительство);

     и в большинстве конституций 

     - судебную власть (суды всех уровней,  Конституционный суд, Верховный  суд и т.д.). Это принципиальная  и неслучайная “ошибка”. Дело  в том, что по определению  судебное право (право и правоприменение) является интерпретатором, определителем факта нарушения в соответствии с некоторым кодексом, созданным на основе Конституции страны. Установление судом соответствующей ответственности (меры наказания) – это не проявление власти как таковой, а лишь определение соответствия наказания конкретному нарушению закона.

     Средства  массовой информации (СМИ) также неоправданно именуют “четвертой властью”.

     Оказывается, эта триада, например, в России –  чистой воды фикция, т.к. фактически имеется  “верх”- высшая власть в лице президента страны, который в праве не утвердить решение или наказ народа в парламенте (Госдуме), а, следовательно, проявить себя на деле монархом, “самодержцем всея Руси”. Президент России, являясь высшим представителем исполнительной власти и гарантом Конституции РФ, на деле и непосредственно сам нарушает Конституцию РФ.

     Он, например, утверждает новый закон  о референдуме, который, фактически, не позволяет его провести. Референдум является важнейшим инструментом народа по управлению исполнительной властью и всем обществом в целом.

     Референдум  является важнейшим конституционным  инструментом, используя который  народ проявляет непосредственно  свое прямое волеизъявление. И никто: ни президент, ни парламент, ни кто бы то ни был, не имеет право кромсать установленный порядок проведения референдума при создании данной Конституции. Изменения в положение о референдуме может вносить только народ (учредительная комиссия) после широкого всенародного обсуждения.

9. СЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

     Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые политические решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую. Распространенными путями реализации экономической власти или перерастания экономической власти в политическую является организация представителями крупного бизнеса выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в интересах представителей, финансирование избирательных кампаний, переход бизнесменов в политическую сферу, а политиков – в коммерческие структуры.

     Экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политикам, а они, в свою очередь, делают немало для процветания  капитала

10. СРЕДСТВА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     По  мере развития человеческого общества ресурсы властвования изменялись. В  примитивных обществах власть опиралась  в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т.д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила. Поведение подданных все более основывалось на страхе перед властью, на вере в ее справедливость и божественный характер, на традиции, привычке подчиняться ей. В индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения. В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией, которая, при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования.

     Отсутствие  информации вызывает у человека ощущения страха, дискомфорта, желание подчиняться. Информация способна создавать желательные  властям настроения и убеждения  у населения, для чего создана  разветвленная система манипулирования общественным сознанием.

11. ПРОБЛЕМЫ С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ СЕГОДНЯШНЯЯ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ

     Первая  проблема — структура власти. Прежнюю  систему, названную командно-административной, сломали, однако новую еще предстоит  создать. Существующую сегодня систему можно было бы обозначить как административно-советскую. Слабости нынешней власти налицо: раздробленность, отсутствие оперативной связи, вирус некомпетентности, слабость обратной связи, отсутствие четкого разделения властей.

     Вторая проблема — кадры. Демократы ее не решили. А те немногие, кого все-таки выдвинули, не находят своей ниши во властных структурах. Приход новых людей к власти не состоялся в принципе. Какова социальная база нынешней власти? Демократический слой малочислен. Предпринимательство не развито. Откуда же, как не из старых источников, черпать кадры. Поэтому и реформы идут с таким скрипом. У цивилизованной рыночной экономики два столпа: демократическое управление и свободное предпринимательство. И России предстоит создать их, а это требует значительного времени.

     Третья  проблема— реализация принятых решений. В былые времена исполнение решений  держалось на страхе перед тюрьмой  и даже расстрелом, позже — на страхе лишиться партбилета, престижной должности, сопутствующих ей благ. Ныне страха нет, но нет и цивилизованного механизма, который обеспечивал бы исполнение решений власти. Принимаемые решения сегодня в большей своей части не опираются на экономическую заинтересованность.

     Четвертая проблема — права власти. Во времена командно-административной системы номенклатура чувствовала пределы: это— можно, даже это— сойдет, а вот это— нет, тут надо остановиться. Сегодня власть имущих мало что останавливает. Пресса поднимает вопрос о коррупции власти, о цинизме “верхов, о мафиози чувствующих себя в коридорах власти, как дома” и т. п.

     Во  всем мире существует довольно эффективный  способы общественного воздействия  на нравы власть имущих. Это —  предание гласности того, что связано  с их деятельностью и образом  жизни. Однако ситуация сегодня в Росси такова, что каждый делает, что хочет: газеты — пописывают, читатели — почитывают, а те, о ком речь — не читают”. Безнравственность власти начинается с неспособности (или нежелания) ее представителей следовать закону. А чем дальше они от закона, — тем дальше и от народа.

     В современных условиях идет процесс развития власти, в котором можно выделить ряд главных тенденций.

     Первая  тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества, в частности в России.

     Вторая  тенденция проявляется в возрастании  фактора легитимности власти как  обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания ее законного характера обществом.

     Третья  тенденция проявляется в высоких  темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс идет практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.

     Четвертая тенденция. Как правильно было замечено, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в  сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее Концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.

     Пятая тенденция отражает негативный процесс  нарастания конфликтности между  различными ветвями власти. Эта тенденция  отрицательно воздействует на столь  желательную для всех стран экономическую  и политическую стабильность. Россия последних лет дает многочисленные иллюстрации действия данной тенденции.

12. ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Преобразования, производимые в России на протяжении последних лет, привели к позитивным переменам в жизни общества. Либерализация в сфере политики, утверждение принципов разделения властей, гласности, многопартийности, а также реформирование государственной власти существенно изменили политическую систему России, ее структуру, функции. Современная политическая система России, являясь формой гражданского общества, отражает демократические перемены в обществе (возрастание роли личности в политических процессах, формирование новой партийной системы, укрупнение регионов, изменение системы выборов в Государственную Думу Федерального Собрания и др.).

     Вместе  с тем необходимо видеть в политической системе современного российского  общества и плюсы и минусы, воспринимать ее со всеми достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. Последние  обусловлены тем, что в стране осуществляется переход от предыдущего периода - социализма - к качественно новому постсоциалистическому правовому строю. Этим определяется непоследовательность в разделении властей, хрупкое равновесие между федеральным центром и регионами, а также между самими регионами, нестабильность федерального законодательства, свойственные ему противоречия и несогласованности.

     По-видимому, в официальных данных нередко  обращается внимание на то, что «политическая  система современной России развита  недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен». 

13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

       Согласно «Основам концепции  Русской Православной Церкви»  - официальной социально-политической  и социально-экономической программе  Церкви, принятой в 2000 г. прописано,  что  церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"