Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:24, контрольная работа
Как предполагают, понятие гражданского общества впервые встречается в комментарии к “Политике” Аристотеля, изданной в Италии в XVI веке, и интерпретировалось как сообщество граждан, объединение свободных и равноправных людей. Согласно Гегелю, одному из первых и наиболее проницательных аналитиков и критиков гражданского общества, этим понятием следует обозначать такую социальную систему, которая пребывает “посредине” между семьей и государством.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ЭТИКА 3
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ЛИТЕРАТУРА 8
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им.
А. Н. Туполева.
Контрольная работа по социологии
и политологии
студента
Коняева А. В. гр. 1373
Доцент кафедры социологии, политологии
и
менеджмента: Заляев
Рустем Ильхамович
г.
Казань 2012г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ЭТИКА 3
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ЛИТЕРАТУРА 8
Как предполагают, понятие гражданского общества впервые встречается в комментарии к “Политике” Аристотеля, изданной в Италии в XVI веке, и интерпретировалось как сообщество граждан, объединение свободных и равноправных людей. Согласно Гегелю, одному из первых и наиболее проницательных аналитиков и критиков гражданского общества, этим понятием следует обозначать такую социальную систему, которая пребывает “посредине” между семьей и государством. Однако гражданское общество соотносится только с таким государством, где есть самоограничение властных функций и подчиненность праву: оно не возвышается над обществом, а является его политическим органом, подотчетно ему и со временем становится “социальным”.
В связи с характерными особенностями российского бытия как бытия, объединяющего в себе традиции и формы восточных и западных типов государственных устройств одновременно, в связи с долгосрочным действием тоталитарной системы в России в ХХ веке понятие “гражданское общество” у нас в стране появилось сравнительно недавно.
Философский словарь 1990 года дает такую трактовку понятия: “Гражданское общество – совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, огражденных соответствующим законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организации со стороны государственной власти”.
На данном этапе можно выделить две точки зрения исследователей на данное понятие.
Первая
точка зрения заключается в использовании
этого понятия при
Вторая группа ученых термином “гражданское общество” обозначает лишь определенную сферу социума, сферу внегосударственных отношений, общественных структур и институтов. “Гражданское общество – устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм, “оно” образует как бы прокладку между базисом и надстройкой, производственными отношениями и государством”, – считают исследователи Ю. Красин и А. Галкин. То есть данная трактовка понятия включает в него лишь третий, некоммерческий сектор, обходя властные структуры и бизнес.
В обеих теориях есть нечто общее: речь идет о соотношении личных, групповых и общенациональных интересов, об оптимизации отношений индивидов, социальных групп и государства. То есть, обе трактовки имеют общую основу. Ученые разных групп хотя и по-разному описывают структуру гражданского общества, но их мнения не содержат принципиальных различий. Каждая из теорий основывается на трудах предшествующих философов.
В гражданском
обществе юридически независимые граждане
– через рынок труда, товаров,
капиталов – выступают в
В гражданском обществе за счет инструментализации человека, новых форм социального неравенства наращивается материальное “тело” промышленной, товарной цивилизации, но здесь же и рождается поле свободы, которое провоцирует инициативность, невиданную для традиционного социума энергию, социальную динамику, порождает человека успеха; здесь же изобретаются демократические институты, складывается новая ментальность, что, вместе взятое, позволяет ослабить антагонизм, повысить кооперативность человеческой деятельности и, в конечном счете, гуманизировать различные аспекты общественной жизни.
По мере
формирования гражданского общества на
периферию нравственной жизни социума
оттеснялись нормы и ценности
традиционной морали и закрепились
мотивация, поведенческие и оценочные
образцы, присущие рациональной морали.
В макромире данного общества
люди выступают не только как подданные
или просто производители, но и как
граждане, которые действуют, определяя
свои жизненные стратегии и
В составе норм этики гражданского общества на передний план выходят требования морального, а не только правового равенства, нормы, которые предполагают уважение к собственности, соблюдение правил честной рыночной игры, контрактной щепетильности, табуирование неразборчивости в средствах конкурентной борьбы (“игры на грани фола”) и, вместе с тем, требование совмещать конкурентный потенциал с потенциалом кооперативным, рыночную ориентацию – с ориентацией на добровольное ограничение экономического поведения, недопущение его социально оскорбительных форм.
Нормативно-ценностные средства этики гражданского общества образуют ряд партикулярных этосов и подсистем общественной нравственности. В ее границах развитие получили этика предпринимательства и этика менеджеризма, политическая этика, основные отрасли профессиональной этики и трудовой морали, специфическая этика организаций, этика досуга и потребления.
Названные нормативно-ценностные комплексы обременены различными по происхождению и характеру противоречиями, нравственными конфликтами, которые разрешаются в практике морального выбора каждым субъектом данного общества. В подобной системе ценностных координат побудительными правилами в большей степени охраняется примат личного интереса (не сводимого к элементарному своекорыстию или же к столь же элементарному гедонизму), тогда как ограничительными правилами оберегалось, прежде всего, моральное равенство всех лиц гражданского общества.
На этих основаниях формируются права человека и покоятся представления о социальной справедливости как возможности достижения каждым своих целей, которые оказываются итогом собственных нравственных исканий и автономного выбора, всего того, что называется духовным суверенитетом личности, итогом беспрепятственного пользования собственностью, трудовой и социальной активности. Вместе с тем этика акцентирует не одни только права, но и обязанности человека, включая их как в побудительные, так и в запретительные нормы.
Этика гражданского общества вариативна в зависимости от того, в рамках какой уникальной цивилизации или субцивилизации она образовывалась.
С одной стороны, формирование данной этики с ее основными понятиями и интенциями оказывается мощным фактором универсализации норм и ценностей общественной нравственности в целом. С другой стороны, если в одних вариантах этики гражданского общества предпочтения делались в пользу индивидуализма, то в иных – на передний план выходили интересы общностей; если в одних случаях акцент производился на дисциплине труда, отказе эвдемонистических мотивов и избыточного потребления, то в других – на хозяйственные добродетели, ощущение удовлетворенности от исполненного долга в границах профессионального призвания как самостоятельной жизненной ценности.
Этика
гражданского общества не представляет
собой завершенного духовного продукта
и изменяется вместе с переменами
в самом обществе. В настоящее
время значительное развитие получила
этика делового партнерства, бизнес
становится все более социализированным,
выросла его социально-
Какова же роль журналистов в гражданском обществе? Тюменский журналист В.Ю. Князев считает, что “роль журналистов в гражданском обществе – быть его цепными псами”
В.Ю. Князев объясняет свою позицию следующим образом: “мне не нравится тезис о том, что журналистика – зеркало общества. Роль “зеркала” предполагает пассивность, а журналистика – активная часть общества, хотим мы этого или нет, с положительным это знаком или с отрицательным.
Кто-то из великих сказал, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В такой позиции, на мой взгляд, представлена квинтэссенция понятия “гражданское общество”, общества, столь ценящего свободу.
Хорошо бы найти столь же лаконичное и емкое понятие связи этики СМИ и ценностей гражданского общества. Мне приходит на ум, что в Америке журналистов называют “цепными псами демократии”. Чисто американское определение и очень емкое. Цепной пес и свобода. Казалось бы, совершенно несовместимые понятия, тем не менее, для меня роль журналистов в гражданском обществе состоит в том, чтобы быть его цепными псами”
С этим мнением согласен и автор данной работы.
Предпосылки
к формированию гражданского общества
следует искать в исторически
сложившейся практике организации
повседневной жизни. Наиболее перспективной
для ее исследования представляется
институциональная теория. Ее постулаты
вкратце сводятся к следующему. Организуя
свою повседневную жизнь, люди получают
сведения о правилах мышления и действия.
Сообразуясь с ними, они структурируют
свои отношения с окружающей социальной
средой, воссоздавая ее в виде сети
более или менее длительных взаимодействий.
Многократно используя одни и
те же нормы, участники любого взаимодействия
делают его понятным друг другу и
в то же время воспроизводят его
как структурный элемент
При исследовании
предпосылок к становлению
Информация о работе Контрольная работа по "Социологии и политологии"