Контрольная робота "политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:06, контрольная работа

Описание

Существуют различные подходы в трактовке генезиса политической науки.
Так, в Философском энциклопедическом словаре выделяется три этапа эволюции политической науки:
от античной социально-политической мысли, когда политическое знание входило в состав философии;
этап отпочкования науки о государстве и праве, когда политика и политические институты рассматривались главным образом под углом под углом зрения юридических норм;
современный этап, когда внимание концентрируется на реальных политических процессах.

Содержание

Охарактеризуйте развитие и функции политической науки
Возникновение и развитие политической науки………………………………..3
Методы и функции политической науки………………………………………..8
Основные принципы демократии и особенности ее строения в Украине
Принципы демократического правления…………………………...………….12
Основные принципы демократического режима…………………………..….13
Модель украинской демократии, какой она есть сегодня…………...………..17
Развитие демократии в Украине………………………………………..………17
Охарактеризуйте одну из приведенных идеологий современности (либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм)
Либерализм………………………………………………………………...…….21
Консерватизм…………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 44.87 Кб (Скачать документ)

Особое место среди методов  политической науки занимает психоанализ. Достоинство психоаналитического  метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ  рассматривает психологические  механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З.Фрейд полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и  любое другое, подчинено особым бессознательным  установкам человеческой психики, которые  являются результатом неудовлетворенности  его базовых потребностей. Главной  из них З.Фрейд считал сексуальное  влечение. Возникающие вследствие этого  острые аффективные переживания  индивида не исчезают из психики, а  вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического  поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов  политического поведения: поведения  толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки  весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении  однотипных политических явлений, которые  развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы  у различных народов дает возможность  выявлять как общие черты политического  процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный  политический опыт других стран для  создания в России правового демократического государства.

Политическая наука выполняет  в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному  развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы демократии и  особенности ее строения в Украине

Принципы демократического правления

Основополагающий принцип  демократического правления — участие  граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.

Теория представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой теории, невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Эти группы избирают своих представителей в органы власти. Принцип соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается принцип ответственного и компетентного правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. В этом случае, с одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается на поддержку большинства населения.

 

Основные принципы демократического режима

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических  государств, можно выделить следующие  основные принципы демократического режима:

  1. Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
  2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные  органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители  исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных  классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют  невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами  государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено — разрешено».

Политическое равенство  всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы

власти и принимать  участие в выборах в избирательном  процессе, если для этого нет ограничений  установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов  государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Четкое разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

Сформировались и свободно, без вмешательства государства  действуют институты и организации  гражданского обществ развито гражданское  самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

Политический плюрализм  дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

Полиция, спецслужбы и армия  — важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

Власть в государстве  в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.

Модель  украинской демократии, какой она  есть сегодня

Бурная перестройка системы  управления страной, намеченная украинскими  политиками на 2004 год, оставляет открытым главный вопрос – какая модель политического режима существует сегодня  и к какой демократической  модели необходимо стремиться в будущем?

Развитие демократии в Украине

Для украинской власти в  демократии важно то, что можно  показать, чем можно отчитаться или  то, что поддается операционализации, а уж вопрос, отражает ли он действительный расклад политических предпочтений населения, представляется третьестепенным. Нелегко нашей властной элите  понять европейцев, живущих в условиях либеральной демократии, которая  отличается от электоральной так  же, как постиндустриальное общество отличается от индустриального.

Как бы там ни было, мир  действительно становится более  демократичным. Согласно последнему "Обзору свободы", опубликованному "Фридом Хаус", к концу 2002 года в мире насчитывалось 89 свободных стран. По сравнению  с 2001 годом количество свободных  стран увеличилось на четыре, достигнув, таким образом, наивысшего показателя за тридцатилетнюю историю наблюдений. В условиях открытой политической конкуренции, уважения к политическим свободам и  гражданским правам, развитого гражданского общества и независимых СМИ живут  сейчас 2 млрд. 718 млн. человек, или 43,85 % населения планеты. В 55 так называемых частично свободных странах проживает 1 млрд. 293 млн. человек (около 21 %). Правительства  этих стран не в состоянии эффективно бороться с коррупцией, обеспечить верховенство права и уважение к  политическим правам и гражданским свободам, гарантировать честные и справедливые выборы. В 48 несвободных странах, где проживает 2 млрд. 186 млн. человек, или 35,28 % населения планеты основные политические права и гражданские свободы систематически нарушаются, а то и вовсе отсутствуют. И, если за истекший год частично свободных стран стало на четыре меньше – они стали свободными, – то количество несвободных осталось неизменным.

В первые годы независимости объективно существовали сложности с комплексным  восприятием политических изменений. Мало кто задумывался о том, какая  именно «разновидность» демократии вводится в Украине, достаточно было простой констатации факта. При  этом под демократией подразумевался и политический режим, как таковой, и общественно-политические отношения  в широком смысле данного слова. Сам процесс строительства или  введения демократии часто осуществлялся  по принципу заимствования, использовалась упрощенная схема копирования уже  существующих в мировой практике политических элементов и процессов. То есть отсутствовало целостное  восприятие той модели демократии, которую необходимо строить с  учетом национальной специфики и  запросов самого носителя власти –  украинского народа.

Долгое время считалось, что в Украине существует посттоталитарная модель политического режима, но по прошествии 12 лет вряд ли следует  всерьез об этом говорить, ведь на пути к народовластию сделано достаточно много серьезных шагов. Созданы  институты демократической власти, конституционно закреплено разделение властей, юридически закреплены права  и свободы граждан, введена многопартийность, развивается гражданское общество.

В тоже время, непозволительно  долго отсутствует однозначная  трактовка существующего властного  порядка, что в значительной мере упростило бы путь к дальнейшим преобразованиям. Ведь адекватное понимание настоящего есть неотъемлемой частью построения будущего. Сегодня мало кто расходится во мнениях или декларациях по поводу предмета Конституционной реформы – конечно же, перестраивается, улучшается демократия. Ее основные «каменщики» много говорят о том, какой она будет: развитой, европейской, всенародной и т. д. Однако в риторике ведущих политических сил не хватает главного – проекта модели будущего политического режима, системы взаимоотношений социальных, политических, и идеологических элементов, образующих политическую власть. Мы опять можем двинуться «туда, не знаю куда».

Общественно-политические процессы в мире, в том числе в Украине, свидетельствуют колоссальный разрыв между целями и возможностями  осуществления реформирования общества, его демократизации. Это обусловливает  потребность теоретического осмысления проблем политического развития и модернизации, возникающих и  динамично меняются в современных  условиях. Существующие научные исследования не исчерпали возможностей дальнейшей разработки широкого круга вопросов, связанных с процессами демократического политического развития политических систем, государственной власти и  политического участия, концептуальных и процессуальных подходов к их формированию и функционированию т.д. В современной  политологии демократия рассматривается  как важный достижение человечества, поскольку она представляет собой  выработанный и обогащенный ходом  всемирной истории механизм решения  жизненно важных вопросов, по которому все члены общества имеют возможность  равноправно решать эти вопросы  в соответствии с принципом подчинения меньшинства большинству.  
         Исторический опыт свидетельствует, что независимо от субъективных устремлений различных господствующих группировок основным средством развития и функционирования политической жизни развитых стран современного цивилизованного общества является демократия. Политический плюрализм, разделение властей, электоральная состязательность, юридическая равенство индивидов является системой, адекватная рыночной экономике и гражданскому обществу. Это не только дает возможность удерживать на легальных основаниях социально-политические конфликты и какой-то мере амортизировать напряжение, возникающее в обществе, но и обеспечивать использование демократических институтов для стабилизации существующего строя.

Информация о работе Контрольная робота "политология"