Легитимность как категория в политике. Теория легитимности М.Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:14, контрольная работа

Описание

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять.

Содержание

1.Легитимность как категория в политике. Теория легитимности М.Вебера……………………………………………………………………………………..
2.Кто несет ответственность за состояние дел в нашей стране: правительство или президент?.......................................................…………
3.Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 39.38 Кб (Скачать документ)
  • Легальный тип
  • Идеологический тип
  • Традиционный тип
  • Структурный тип
  • Харизматический(персональный) тип
  • Тип легитимности, основанный на соглашении или навязанный обществу по мотивам политической целесообразности

        При  легальном типе легитимности  власть узаконена установленными  нормами права, основана на  признанных обществом конституционных  принципах государства и подкрепляется  деятельностью соответствующих  институтов, а также санкциями,  включая принудительные. Источник  легальной легитимности — общее  понимание норм, установленных законом;

При идеологической легитимности власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности — идеологические ценности.

Источник традиционной легитимности — традиционное сознание.

При структурной легитимности правомочность  власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности —  специфические политические структуры.

Источник харизматической легитимации  — личный авторитет правителя.

Муштук О.З. выделяет и другие виды легитимности, такие как:

  • Онтологическая (Существует, когда политическая власть не «диссонирует» по отношению к универсальным принципам человеческого и социального быта, а органически вписывается в них.)
  • Технократическая(исходит из требования компетентности власть предержащих: политика- дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы.

Легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам  политической целесообразности, практикуется, обычно, в переходные периоды, когда  утверждается новая политическая система.2

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается  большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности.

 И наоборот, слабое  убеждение граждан в законности  политической власти составляет  одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть  всемерно стремится поддерживать  и стимулировать доверие народа. При этом используются различные  средства. Издаются различные документы:  указы, постановления, законодательные  акты. Объектами легитимации обычно  являются само государство и  его органы, общественный строй,  политический режим, реализуемые  политические и экономические  программы и т.д. Используются  неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.

Можно сказать, что в каждой стране есть система обеспечения легитимности власти. Структурными составляющими  этой системы являются органы легитимации  политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия  народа к существующей политической системе. Это органы государственной  власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть); органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации); силовые структуры (органы насилия).

К способам легитимации относится  убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения); не исключена также  и возможность применения силы.

Для поддержания легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения  законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности — это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность.

         Но существует немало факторов, которые ослабляют легитимность  политической власти. Большой ущерб  легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть  бессильна оградить общество  от преступности, коррупции и  других антиобщественных явлений.

История знает много примеров, когда  политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, то есть пользующейся доверием большинства членов общества. В числе причин этого- кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоянии изменить, невыполненные программы и обещания и многое другое.

Элитистов иногда рассматривают  как "макиавеллистов", или продолжателей  традиций политического исследования, связанных с именем великого флорентийца (реалистическая ориентация, преимущественный анализ внеинституциональных форм и  т.д.). С не меньшим, а возможно даже большим основанием на это звание может претендовать немецкий социолог, историк, философ и политолог  Макс Вебер. Вебер также вполне определенно  сформулировал взгляд на политику как  на борьбу за реализацию социальных интересов  и отказался от ее рассмотрения в  терминах "должного" и "желаемого". Ему был также присущ всесторонний, многоаспектный анализ социальной и  политической реальности. И не случайно до сих пор Вебера невозможно представить  в качестве защитника, а тем более  основоположника той или иной исследовательской парадигмы, будь то функциональный анализ, феноменология  или бихевиоризм. Его идеи не вписываются  в школы и направления, и практика показывает, что и не могут быть вписаны. Поистине, Вебер, этот энциклопедист, интеллектуальный гигант XX столетия сам  представляет собой целую школу  и направление теоретического (причем, отнюдь не только политологического) поиска.

Основной вклад Вебера в изучение политических форм и режимов  может быть представлен по четырем  направлениям.

Во-первых, Вебер - автор теории легитимности власти, которая в силу своей универсальности позволяет, по словам В.Моммзена, осмыслить не только современное государство, но, no-существу, "все формы властных отношений" и обществе (58). Легитимность, согласно Веберу, означает признанность власти, ее законность (в неправовом смысле) и выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся  в обществе структур, процедур, решений  и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центральный элемент того явления, которое Вебер называл "политическим господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы. Более существенно то, что любая власть действует в рамках определенных социально выработанных норм и правил общежития и опирается на эти нормы. Если нормы признаются большинством в обществе и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или иначе говоря, власть обладает легитимной основой для своих действий.

Легитимность может быть трех типов - рациональная, традиционная и харизматическая. Соответственно, власть обретает свои полномочия на основе трех различающихся способов - рационально  разработанных правил человеческого  общежития, сложившихся в обществе традиций и харизмы лидера(59).

Поскольку легитимность выступает  для Вебера в качестве внутреннего  основания и смысла политического  господства, то на ее основе, считал немецкий ученый, могут быть выделены также  три главных типа политического  господства (см. схему 3). Кроме того, легитимность власти может быть рассмотрена  в качестве одного из важнейших ее ресурсов, позволяющих ей быть значительно  менее скованной в своих действиях. Такая, пусть и относительная "свобода  действий" предоставляет власти определенный выбор - "проедать" имеющийся  авторитет, реализуя лишь свои собственные, противоречащие общественным интересы или осуществлять социально-экономическое  развитие в интересах общества в  целом.

Вторым важнейшим достижением  Вебера была разработка типов политического  лидерства, возникающего к условиях стабильных и нестабильных обществ. Основываясь на своей концепции  легитимности и политического господства, Вебер соответственно выделял и  типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. Каждому из них  был присущ собственный стиль  поведения, использования средств  управления, каждый опирался на специфический административный персонал и социальные слои. Принципиально важным представляется выделение Вебером лидерства харизматического склада, возникающего в условиях социальной и политической нестабильности.

Третье направление деятельности Вебера - анализ социальных оснований  политической стабильности и нестабильности. Вебер строил свой анализ, принципиально  противопоставляя его марксистскому, в основу которого было положено гипертрофирование  роли экономических факторов. И если для Маркса в основе всего лежал  экономический интерес, то Вебер  само возникновение такого интереса рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей. Фундаментально важной для него оказалась категория  ценности, а не интереса. Опираясь на эту категорию, социолог разработал значительно более сложную, многовариантную  систему социальной стратификации, нежели классовая. В основе этой стратификации - не одно (классовое, или экономическое), а два начала (статус и класс). Индивиды, считал Вебер, стремятся утвердить  в обществе свои позиции, укрепить свой социальный статус. В тех случаях, когда такое укрепление связано  с реализацией экономических  интересов, как в развитых в экономическом  отношении обществах, формируются  классовые интересы. Однако сознание индивидов может быть и не связано  непосредственно с классовыми ценностями. Люди нередко осознают себя как часть  не столько классовой, сколько этнической, сословной или религиозной общности.

Эти рассуждения принципиально  важны для понимания механизма  мотивации участия в политике различных социальных общностей. Вебер  полагает, что индивиды активно вторгаются в политическую деятельность, если задеты их фундаментальные ценности. Экономические интересы вступают в  этом случае в неразрешимое противоречие с ценностями (см. схему 4). Возникает  опасность неорганизованного, неинституциализированного  вовлечения людей в политику, чреватого  непредсказуемыми для общества последствиями. В тех случаях, когда коллективное действие является результатом спонтанного, неорганизованного участия масс в политике, возникает "нерутинная ситуация", стимулирующая выход на авансцену лидеров харизматического склада. Наоборот, "рутинная" (или стабильная) ситуация существует, когда интересы людей не расходятся с их ценностями или верованиями, а коллективное действие происходит организованно и в соответствии с имеющимися у людей ценностными установками.

Наконец, четвертое направление  исследований Вебера-политолога - анализ политического процесса как в  своей основе элитарного и содержащего  в себе угрозу перерождения демократии в диктатуру. Особую, по мнению социолога, опасность представляет в данном отношении бюрократия, владеющая  экспертным знанием и получающая поэтому уникальную возможность  концентрировать власть в своих  руках. Здесь мысль Вебера развивается  во многом схоже с направленностью  размышлений его друга Р. Михельса. И поскольку в условиях любого политического устройства власть неизбежно  концентрируется в руках узкого круга лиц, возникает вопрос, как  избежать связанных с такой концентрацией  опасностей. Как ограничить власть бюрократии и сохранить общественный строй демократическим, стабильным и развивающимся?

В поисках ответа на этот вопрос Вебер формулирует концепцию "плебисцитарного вождистского" типа демократии, задача которой состоит  в том, чтобы, во-первых, обеспечить контроль за действиями административной бюрократии, не допустить ее в политику, а во-вторых, обеспечить необходимый  обществу конкурентный отбор политических лидеров. По мысли Вебера, решение  этих задач возможно лишь в случае противопоставления харизматической  власти лидера власти бюрократического аппарата, в случае его опоры в  своих действиях непосредственно  на народные массы, "через голову" бюрократии. Только такое соединение рационально-правовой власти, олицетворением которой является бюрократия, и власти харизматической личности, опирающейся  на иррациональную веру масс в ее экстраординарные качества, может, согласно Веберу, обеспечить необходимые обществу стабильность и процветание.

 

2.Кто несет ответственность  за состояние дел в нашей  стране: правительство или президент?

 

Есть мнение что ответственность  несут сами граждане страны, так  как они являются избирателями. Президент  и государственная дума являются избирательными органами.

По моему мнению ответственность  несет правительство, так как  оно отвечает за многие аспекты жизни  граждан страны (в сфере науки, культуры, образования, социальной сфере, сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, сфере экономики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1)Сирота  Н.М. С 40 Политология. Курс лекций.-СПб.:Питер,2006.-272с.:ил.-(Серия  «Краткий курс»)

2) Курс  политологии:Учебник.-2-е изд., испр. и доп.-М.:ИнФРА-М,2002.-460 с.

3)Зеркин  Д.П. Основы политологии:Курс лекций.-2-е  изд., доп. Ростов нД: «Феникс», 1999, 576 с.

Информация о работе Легитимность как категория в политике. Теория легитимности М.Вебера