Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 10:14, курс лекций

Описание

Темы: Объект и предмет политологии. Задачи и функции. Объект, предмет и структура политологии. Политические идеи. Политические взгляды.

Работа состоит из  1 файл

Объект и предмет политологии.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

Революцию в  политической науке совершил бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место  среди методов политической науки  занимает психологический подход, в том числе психоанализ. Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Политическая  наука выполняет в обществе ряд  социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:

  • Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.
  • Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.
  • Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.
  • Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.
  • Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

Политические идеи

Жан Боден в  своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства — другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии — «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» — было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость  философа проявлялись также и  в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена — «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь под названием «De Republica libri six».

По Бодену, государство  есть осуществляемое верховной властью  по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием[1].

Суверенная власть государства — это всегда постоянная власть, которая отличается от временной  власти; это всегда абсолютная власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая — она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Боден — противник  теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден  оценивает отрицательно, ибо «народ — это зверь многоголовый и  лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение  политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма  государства для преодоления  политического и религиозного кризиса  является монархия, поскольку она  прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден — сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства — обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов[источник не указан 25 дней]. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан — опоры государства. 

«Демономания  колдунов»

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало  Францию XVI в., и он осмелился заглянуть  в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое — «Демономания колдунов» (1580) — отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена — «Гептапломерес» (или «Разговор семи участников») — самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников — представителей разных конфессий. В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог — безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, — гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену

Политические взгляды

  • Основная  причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

Фома Аквинский  о государстве 
 

      В своих произведениях ученый-богослов  пытается  приспособить  взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще  более  укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о  государстве  –  первая  попытка развить  христианскую   доктрину   государства   на   базе   аристотелевской «Политики» (кстати говоря,  переведенной  на  латинский  язык  и  тем  самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х годов).

      От Аристотеля Аквинат перенял  мысль о том, что человек  по природе есть «животное  общительное  и  политическое».  В   людях   изначально   заложено стремление объединиться  и  жить  в  государстве,  ибо  индивид  в  одиночку удовлетворить свои потребности не может.  По  этой  естественной  причине  и возникает политическая общность  (государство).  Политическая общность,  по мысли Фомы Аквинского, образуется из  ремесленников,  земледельцев,  солдат,

политиков  и  других  категорий  работников.  Государство  может   нормально

функционировать только тогда, когда природа произведет  такую  массу  людей,среди которых одни являются  физически  крепкими,  другие  –  мужественными,третьи – проницательными в умственном  отношении.  В  этом  разделении  Фома Аквинский также идет вслед за Аристотелем и утверждает,  что  эти  различные категории работников  необходимы  для  государства в силу  его «природы»,

которая в его  теологической  интерпретации  оказывается  в  конечном  счете реализацией законов Провидения.      Процедура  же   учреждения   государственности   аналогична   процессу

сотворения  мира  богом.  При  акте  творения  сперва  появляются  вещи  как таковые, потом следует их дифференциация  сообразно  функциям,  которые  они выполняют  в  границах  внутренне  расчлененного  миропорядка.  Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству  миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх  первым  делом

учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять  им.       Цель  государственности – «общее  благо»,  обеспечение условий для достойной, разумной  жизни.  По  мнению  Аквината,  реализация  данной  цели предполагает  сохранение  феодально-сословной  иерархии,   привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей,  исключение  из  сферы  политики

земледельцев,   мелких   ремесленников   и   торговцев,   соблюдение   всеми предписанного  богом  долга  повиноваться  высшему  сословию  –  правителям, олицетворяющим   собою   государство.   Идеолог,   который   считал,   будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах  присутствовало  неравенство, дабы осуществились все степени совершенства»,  -  такой  идеолог  и  не  мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве.       Защита  интересов папства и устоев  феодализма  методами   Аквината порождало определенные трудности.  Например,  логическое  толкование  тезиса «всякая власть от Бога» допускало  возможность  абсолютного  права  светских феодалов (королей, князей и других)  на  управление  государством,  то  есть

Информация о работе Лекции по "Политологии"