Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:53, курс лекций

Описание

4.1. Происхождение политики
4.2. Сущность политики: основные теоретические подходы
4.5. Политика и экономика

Работа состоит из  1 файл

Politika.docx

— 34.75 Кб (Скачать документ)

      Второе  начало политики видится в  поиске интегрирующей доминанты,  без чего общество бы распалось.  В этом проявляется потребность  ограничить влияние на общество  фактора случайности и непредсказуемости.  Поэтому политика - это поиск равновесия  и компромисса. Именно этот  момент доминирует в стабильных  демократических системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика и право. В обыденном сознании политику и  право иногда отождествляют. Хотя они  и взаимообусловлены, но все же представляют собой различные формы регуляции.

Они отличаются:

по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми  нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;

по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;

механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических  санкций государства, политика может  опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;

по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами  регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей  себя;

динамикой изменений: право  по сравнению с политикой более  консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления  новых норм7;

по форме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего  право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические  документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

 

Автономность политики и права является относительной. Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и  для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В  то же время право выступает важнейшим  источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенными рамками.

4.5. Политика и экономика

 

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики  и политики (Аним. 6). Экономика выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем влияние  экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:

Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в снижении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы  доверия к существующей власти, являются причинами ее смены, роста неконвенциональных форм активности и даже революций (рис.).

Внешняя политика государства  строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует  практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров  нефти с целью понижения цен  на сырье либо практика обеспечения  в других регионах мира интересов  собственных транснациональных  корпораций.

Обратное влияние  политики на экономику проявляется в следующем:

стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической  жизни, делает страну привлекательной  для инвестиций; политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";

реализация научно-технической  политики влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и  содержание труда работников;

во влиянии через  реализацию экономической функции  государства;

политика изменяет экономическую  среду посредством обоснования  новых концепций экономического развития и их воплощения в экономических  реформах.

 

Вопрос о том, насколько  политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может  быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью  директив оборачивается ростом теневой  экономики, дефицитом товаров, потерей  экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается  кризисом общественной системы. Но столь  же опасен и "дикий рынок", лишенный внешнего регулирующего начала. Следовательно, существует необходимость поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.

ОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ  (греч. politike — государственные, общественные дела). Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения.

 

 Политика обусловлена прежде всего экономическими интересами людей. Социальные слои и группы, обладающие богатством и властью, используют силу государства в интересах сохранения и упрочения своего положения.

 

 Стремление к власти  — одно из сильнейших влечений  человека, выходящее за рамки  материальных интересов и сопряженное  с мощными эмоциональными переживаниями. 

 

 Политические интересы  и настроения способствуют объединению  и разделению людей. Государственная  власть принуждает граждан к  повиновению и опирается на  насилие. Она располагает для  этого правоохранительной системой, армией, государственным аппаратом  и другими мощными инструментами  навязывания своей воли и подавления  возможного сопротивления. 

 

 Общее между политикой  и религией заключается в том,  что обе сферы являются областью  регулирования связей и отношений  между людьми.

 

 Но не менее  существенны и различия между  ними. Для политики сугубо «мирские»,  властные интересы и цели имеют  самодовлеющее значение, они специфичны  в каждой стране и регионе. 

 

 В отличие от  религии, политика пронизана сиюминутными  расчетами, используемые в ней  стратегия и тактика достигают  высот науки и искусства. Политика  прагматична в выдвижении исключительно  земных краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных целей. Долгосрочные  цели осуществляются в ней  разнообразными изощренными, а  нередко и нечистоплотными средствами  — такими, например, как вербовка  и убеждение союзников, уговор  колеблющихся, запугивание и подавление  противников, шпионаж, демонстрация  силы, дезинформация, утечка информации»,  манипулирование общественным мнением  и т.п. 

 

 У политического  деятеля мотивы властвования  довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует  жесткие правила поведения, часто  заставляет маскировать свои  действительные намерения, прибегать  к хитрости и другим осуждаемым  религиозной моралью приемам  и средствам.

 

 Если политика  опирается на насилие, то религия  обычно осуждает насилие. 

 

 Религия демонстрирует  приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «профанному», духовного — к телесному и материальному.

 

 В религии отчетливо  доминирует моральное начало, духовенство  обычно заботится об авторитете  церкви и избегает непосредственного  участия в рискованных для  ее репутации политических акциях.

 

 Однако в истории  можно увидеть религиозные процессы, имеющие политическое значение, и политические процессы, происходящие  под религиозными лозунгами. Поэтому,  прежде всего, нужно учитывать  конкретное наполнение политическим  содержанием религиозных сюжетов,  идей и лозунгов, как и религиозное  оформление конкретных политических  акций. 

 

 Соединение религиозных  и политических факторов находило  и находит выражение в таких  феноменах, как религиозные войны  (Крестовые походы, джихад и т.п.), религиозный пацифизм (неприятие  войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической  жизни. 

 

 Политика возникает  значительно позже религии. В  архаическом обществе до появления  политики религия во многом  обеспечивала регуляцию поведения  людей и соблюдение нравственных  принципов на основе складывавшихся  обычаев, норм вероучения и  ритуалов культа. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он был одновременно и жрецом), придавала ореол святости формирующимся традициям.

 

Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся  публичной власти, оправдывая и освящая  ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов.

 

 Подданные должны  были видеть во власти небесное  установление. Многие государственные  ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до  сих пор воспроизводят ритуально-канонические  элементы религиозного культа.

 

 Религиозные учения  зачастую используют политические  термины и категории («царство»,  «царь», «раб», «господин»), которые  наполняются сакральным содержанием  и служат для освящения либо  дискредитации земной политики, власти и т.п. («Нет власти не  от Бога», «Царь — помазанник  Божий»; «Князь мира сего —  Сатана».)

 

 В некоторых религиозных  системах существуют представления  о сосуществовании двух уровней  политической жизни («двух Градов»)  — небесной и земной (христианство), в других политическая жизнь  не отделяется от религиозной (ислам).

 

 Ряд церквей и  религиозных деятелей оценивают  политику как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников.

 

 Политические структуры  втягивают в сферу своей деятельности складывающиеся религиозные институты.

 

 В Древнем мире  и Средневековье религия становится  составной частью государственного  аппарата. Священнослужители обычно  не противились этому, так как  имели собственные экономические  интересы. Как правило, жрецы и  церковные структуры были крупными  землевладельцами, имели в своем  распоряжении рабов, крепостных  крестьян, различного рода богатства. 

 

 Часто церковь  находилась на содержании у  властей, получая политическую  и иную поддержку государства,  в том числе и в борьбе  с оппозицией и ересями в  самой церкви.

 

 Власти втягивают  церковь в политику в первую  очередь потому, что она имеет  огромное духовное влияние на  граждан, располагает информацией  о них и сильными рычагами  психологического воздействия и  может влиять на отношение  подданных к власти.

 

 История свидетельствует,  что во многих странах обращение  за духовной поддержкой к церкви  консолидировало государственную  власть. Но обычно церковь в  государственной жизни послушно  повинуется установленному законодательству  и своей культовой и внекультовой практикой включается в русло государственной политики.

 

 Политизация деятельности  церкви вынуждает ее подчиняться  правилам и логике политического  поведения. 

 

 Нередко правителя  провозглашали потомком богов  или обожествляли. Это закрепляется  в его титуле. Так, в синтоизме  японский император считался  сыном богини Солнца Аматэрасу.

 

 На этой основе  формируется культ монарха (культ  фараона в Египте, культ императора  в Древнем Риме). Так называемый  «культ личности» (культ Наполеона,  вождей в социалистических государствах  и т.д.) стал своеобразным светским  воспроизведением многовековой  религиозной традиции.

 

 Церковь вынуждена  участвовать даже в самых неприглядных  акциях светской власти, противоречащих  самой природе религиозной жизни.  Политиканствующие священнослужители  грязнут в интригах, склоняются  ко лжи и лицемерию. 

 

 Типичной ситуацией  в истории становится подчинение  церкви господствующему авторитарному  режиму.

 

 Однако история  дает ияркие примеры противостояния подвижников веры политическим акциям, противоречащим религиозным убеждениям. Например, митрополит Филипп мужественно обличал опричнину и другие преступления Ивана Грозного.

 

 В христианстве  союз церкви и государства  с VIII в. Находил свое символическое  воплощение в институте церковного  помазания монарха на власть. Благодаря этому в условиях  противоборства феодальных правителей  католическая церковь смогла  утвердить свое влияние на  монархии средневековой Европы  и даже принудить некоторые  из них к участию в Крестовых  походах. 

Информация о работе Лекции по "Политологии"