Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:53, курс лекций
4.1. Происхождение политики
4.2. Сущность политики: основные теоретические подходы
4.5. Политика и экономика
Второе
начало политики видится в
поиске интегрирующей
Политика и право.
В обыденном сознании политику и
право иногда отождествляют. Хотя они
и взаимообусловлены, но все же представляют
собой различные формы
Они отличаются:
по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;
по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;
механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей себя;
динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм7;
по форме выражения:
формами выражения права
Автономность политики
и права является относительной.
Право имеет политическое содержание.
Оно используется как для оформления
общезначимых политических отношений,
институтов и ценностей, так и
для закрепления господства определенных
социальных групп и классов. В
то же время право выступает
4.5. Политика и экономика
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики (Аним. 6). Экономика выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.
Вместе с тем влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:
Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в снижении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.
Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к существующей власти, являются причинами ее смены, роста неконвенциональных форм активности и даже революций (рис.).
Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров нефти с целью понижения цен на сырье либо практика обеспечения в других регионах мира интересов собственных транснациональных корпораций.
Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:
стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций; политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";
реализация научно-технической политики влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;
во влиянии через реализацию экономической функции государства;
политика изменяет экономическую среду посредством обоснования новых концепций экономического развития и их воплощения в экономических реформах.
Вопрос о том, насколько
политический фактор (в качестве которого
в первую очередь выступает государство)
может присутствовать в экономике,
является спорным. Это влияние может
быть как позитивным, так и негативным.
Командование экономикой с помощью
директив оборачивается ростом теневой
экономики, дефицитом товаров, потерей
экономической
ОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ (греч. politike — государственные, общественные дела). Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения.
Политика обусловлена прежде всего экономическими интересами людей. Социальные слои и группы, обладающие богатством и властью, используют силу государства в интересах сохранения и упрочения своего положения.
Стремление к власти
— одно из сильнейших влечений
человека, выходящее за рамки
материальных интересов и
Политические интересы
и настроения способствуют
Общее между политикой
и религией заключается в том,
что обе сферы являются
Но не менее
существенны и различия между
ними. Для политики сугубо «мирские»,
В отличие от
религии, политика пронизана
У политического
деятеля мотивы властвования
довлеют над религиозными
Если политика
опирается на насилие, то
Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «профанному», духовного — к телесному и материальному.
В религии отчетливо
доминирует моральное начало, духовенство
обычно заботится об
Однако в истории
можно увидеть религиозные
Соединение религиозных
и политических факторов
Политика возникает
значительно позже религии. В
архаическом обществе до
Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся публичной власти, оправдывая и освящая ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов.
Подданные должны
были видеть во власти
Религиозные учения
зачастую используют
В некоторых религиозных
системах существуют
Ряд церквей и
религиозных деятелей
Политические структуры
втягивают в сферу своей
В Древнем мире
и Средневековье религия
Часто церковь находилась на содержании у властей, получая политическую и иную поддержку государства, в том числе и в борьбе с оппозицией и ересями в самой церкви.
Власти втягивают
церковь в политику в первую
очередь потому, что она имеет
огромное духовное влияние на
граждан, располагает
История свидетельствует,
что во многих странах
Политизация деятельности
церкви вынуждает ее
Нередко правителя провозглашали потомком богов или обожествляли. Это закрепляется в его титуле. Так, в синтоизме японский император считался сыном богини Солнца Аматэрасу.
На этой основе
формируется культ монарха (
Церковь вынуждена
участвовать даже в самых
Типичной ситуацией
в истории становится
Однако история дает ияркие примеры противостояния подвижников веры политическим акциям, противоречащим религиозным убеждениям. Например, митрополит Филипп мужественно обличал опричнину и другие преступления Ивана Грозного.
В христианстве
союз церкви и государства
с VIII в. Находил свое символическое
воплощение в институте