Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:53, курс лекций
4.1. Происхождение политики
4.2. Сущность политики: основные теоретические подходы
4.5. Политика и экономика
Важную роль в осуществлении самостоятельных политических акций папского престола сыграли возникавшие с VI в. ордена монашеские. И в более поздние времена папство часто использовало ордена (особенно организованный в XVI в. орден иезуитов) для проведения своих политических акций в разных странах мира.
И в Новое время
политические амбиции
Именно в Византии
император Константин
Русское православие
восприняло и по-своему
Подчинение светским
властям присуще и многим
Непродолжительное
правление «женевского папы»
Кальвина, сосредоточившего в своих
руках духовную и светскую
власть, или политическое влияние
шотландского реформатора
Буддизму в меньшей степени присуще обожествление власти и ее носителей, однако при царе Ашоке (III в. до н. э.) буддизм стал государственной религией Индии, а своего высшего расцвета достиг в Кушанском царстве (I—III вв. н. э.) благодаря политической поддержке властей. Союз политики и религии на протяжении последних веков выразительно демонстрировала власть далай-ламы в буддийском Тибете.
Ислам также исходит из понимания власти как божественного установления. Мухаммад сочетал в себе качества посланника Аллаха, пророка и властителя мусульманской общины («уммы»). Халифат сформировался и функционировал как теократическое государство. Первые халифы считались преемниками Мухаммеда и наместниками Аллаха на Земле, соединяя функции первосвященника и военного предводителя, контролируя религиозную и административную жизнь «уммы».
Современное государство
особо не нуждается в
Отделение церкви
от государства,
Участие конфессий в миротворческой деятельности, экологических движениях, в благотворительности, их содействие гражданской консолидации общества органически согласуются с духовно-нравственным предназначением религии.
Ответ на вопрос о распространенности политики в обществе прямо зависит от ее трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением (Г. Лассуэлл, Г. Вассерман и др.), логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи14.
Еще более широкий взгляд на сферу распространения политики выражает американский политолог Д. Хелд. Трактуя политику как "борьбу за организацию человеческих возможностей", он утверждает, что она является "составным элементом всей человеческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества", а не только деятельностью правительства15.
Представляется, что приведенные выше трактовки политики отмечают ее важнейшие социальные индикаторы (показатели); власть, авторитет (хотя авторитет нередко рассматривают как одно из свойств, атрибутов власти), организацию, управление. В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения ее особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений - власти, социальной организации, управления, изучение которых - предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.
Более конкретно критерии
и границы политики определяет М.
Вебер. Он пишет: "Ассоциация может
быть названа политической, если выполнение
ее распоряжений постоянно осуществляется
на определенной территории под угрозой
или с применением принуждения
со стороны административного
Таким образом, Вебер
ограничивает критерии политического
постоянством власти, ее распространением
на определенную территорию, наличием
специальных органов
Отмеченные выше индикаторы
(критерии) политики отражают ее статику,
важнейшие постоянно
Почти любая общественная
проблема может стать политической
в том случае, если, по мнению политических
лидеров, она затрагивает интересы
всего общества и требует обязательных
для всех граждан решений. Политика
- это инструмент сознательного