Лекция по теме "Демократия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:44, лекция

Описание

1. Целевая установка:
1.1. выяснить роль демократии в жизни человека;
1.2. определить проблемы развития демократии в современной России;
1.3.выявить, что способствует и что тормозит развитие демократии;
1.4. узнать международные и российские документы, в которых закреплены идеи демократии;
1.5.получить навыки участия в дискуссии;
1.6. научиться ставить проблему и работать над ее решением.
Лекцию можно начать с проблемного задания для каждого учащегося или для группы: попытаться дать определение понятию "демократия"; предложить 2-3 термина, наиболее близких к демократии и противоположных демократии; придумать свой символ демократии. Ответы могут быть самыми разнообразными.

Работа состоит из  1 файл

демократия.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

 
ДЕМОКРАТИЯ 

1. Целевая установка:

1.1. выяснить роль демократии в жизни человека;

1.2. определить проблемы развития демократии в современной России;

1.3.выявить, что способствует и что тормозит развитие демократии;

1.4. узнать международные и российские документы, в которых закреплены идеи демократии;

1.5.получить навыки участия в дискуссии;

1.6. научиться ставить проблему и работать над ее решением.

Лекцию можно начать с проблемного задания для каждого учащегося или для группы: попытаться дать определение понятию "демократия"; предложить 2-3 термина, наиболее близких к демократии и противоположных демократии; придумать свой символ демократии. Ответы могут быть самыми разнообразными.

2.Необходимо  выделить основные  понятия:

Свобода, уважение к личности, защита прав, справедливость, равенство возможностей, принцип разделения властей, либерализм, плюрализм, всеобщее избирательное право, признание и гарантированность прав и свобод человека, широкое участие населения в управлении государством, экономическая свобода и т.д.

3. Опорная схема  лекции:

3.1. Зачем нужна демократия?

3.2. В чем демократия облегчает жизнь человека, и чем она может не устраивать его?

3.3. Как демократия должна проявляться в различных сферах жизни человека? (В школе, на улице, в семье, в отношениях между людьми).

В ходе обсуждения данных вопросов студенты могут составлять в тетради краткие конспекты, таблицы или схемы. Например:

Задачи  демократии:

- защита интересов  личности;

- справедливое  устройство общественной жизни;

- создание условий для всестороннего развития человека;

- установление  контроля за деятельностью государства;

- равные возможности  для всех членов общества.

4. Глоссарий:

Демократия  – форма государственно-политического  устройства общества, при которой  народ является источником власти.

Тоталитаризм  – тип политического режима, предполагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер деятельности человека.

Референдум  – форма непосредственного участия  народа в решении государственных  вопросов

Свобода – возможность поступать так, как хочется и т.д.

5. Блок самоконтроля:

По итогам занятия студенты должны -

5.1. показать знание основных понятий темы;

5.2. продемонстрировать навыки участия в дискуссии;

5.3. проявить умение работать в группе по решению поставленной задачи.

5.4 ознакомиться с историей возникновения и развития демократии;

5.4. выделить ключевые элементы демократии;

5.5. обсудить различные взгляды на демократию и высказать собственное мнение по поводу различных теорий демократии;

5.6.- научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать;

5.7.приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов.

6. Семинарское занятие:

6.1. Не следует давать очень длительную письменную контрольную работу для проверки усвоения пройденного материала. Желательно максимально разнообразить формы контроля знаний и умений. Например, можно предложить отгадать кроссворд.

6.2.Проверку знаний можно совместить с проведением "круглого стола" по темам:

"Есть ли  в мире идеал демократического государства?";

"Какие опасности  существуют при воплощении демократических  идей на практике?";

"Демократия  в современном мире: за и против";

"Демократия  и свобода человека";

"Демократия  и частная жизнь людей";

"Почему в  современном мире существует тоталитаризм?"

Перед "круглым  столом" некоторые учащиеся могут  подготовить специальные выступления, возможно, даже с противоположными мнениями по одному вопросу. Кроме того, предложенные темы могут стать основой  для индивидуальных творческих работ.

6.3.В качестве задания может выступить совместный проект группы по выпуску газеты, в ходе выполнения которого следует придумать название газеты, девиз, яркие лозунги, подобрать иллюстрации, распределить материалы по статьям, составить рубрики. Первый номер желательно посвятить демократии и ее противоположности - тоталитаризму, что будет соответствовать изученному материалу.

7. Оценка работы

В зависимости от избранной формы работы есть несколько вариантов оценивания:

7.1. Критерием оценки может служить активность или пассивность учащегося в ходе дискуссии.

7.2. Можно проверить работу в тетради и оценить умение делать выводы, отражать самое главное, работу в группе.

7.3. Выполнение творческой работы по заявленным вопросам также поможет увидеть степень усвоенности материала, а также умения размышлять над поставленной проблемой (вопросы могут быть самыми разными).

Лекция  по теме «Демократия»

  1. История возникновения
  2. Понятие демократии
  3. Идеальная и реальная демократия
  4. Современная демократия
  5. Заключение

Начать  лекцию следует с обсуждения выражения Л. Леви: "Люди могут быть свободными, когда правительства несвободны". Вопросы:

"Как  Вы относитесь  к этому высказыванию?"

"Какие  исторические примеры,  подтверждающие или  опровергающие данное  высказывание, Вы  можете привести?"

"Что  в данном контексте  понимается под  свободой людей  и несвободой правительства?"

После обсуждения вступительное слово:

Проблема  демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности  по целому ряду причин.

Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о  злоупотреблениях властью и преступлениях  против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.

В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной  ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

В-четвертых, в России проблема демократии стоит  особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и  сложного периода формирования демократических форм правления, - периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

Ведь  не даром на различных этапах исторического  развития более жизнеспособными  и эффективными оказываются то более, то менее демократические политические системы. Прямой связи между двумя этими переменными не существует. Так, античные демократии одерживают победу над восточной деспотией персов, однако вслед за этим проигрывают монархии Александра Македонского. Спустя две с половиной тысячи лет в конце 30-х - начале 40-х гг. ХХ в. европейские демократии одна за одной проигрывают войну гитлеровскому тоталитаризму, но спустя несколько десятилетий выигрывают экономическое соревнование у гораздо более жизнеспособных авторитарных режимов в Советском Союзе и Восточной Европе.

Тем не менее, по крайней мере в новое  и новейшее время среднестатистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы  оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические. Эту ситуацию отражает известная формула У. Черчилля, согласно которой демократия - это плохая форма управления, но ничего лучшего человечество еще не выдумало. О причинах, вызывающих к жизни эту закономерность, говорилось выше в связи с актуальностью проблемы демократии.

Так, согласно одному из американских исследований, мир пережил - если перефразировать  терминологию Н.Д. Кондратьева - три длинные волны демократических колебаний.

Первая  началась в середине ХIХ в. и продолжалась до первой мировой войны. В результате введения выборности и расширения избирательных прав к этому времени на Земле насчитывалось около 30 государств с демократическим режимом. В период между двумя мировыми войнами волна «отхлынула», что выразилось, главным образом, в формировании тоталитарных режимов (Муссолини, Гитлера, Сталина и др.). К 1942 г. на планете осталось около 15 государств с демократическими режимами.

Вторая  волна началась после разгрома гитлеровской Германии и самурайской Японии и  продолжалась до середины 70-х гг. Ее откат приходится, условно говоря, на десятилетие - 1975-1985 гг.

С середины 80-х гг. начинается новый «прилив» демократии, и в настоящее время, по оценкам американской организации «Фридом Хаус», при демократических режимах живут не менее 70% землян - абсолютный мировой рекорд всех времен и народов. Разумеется, можно спорить о критериях деления государств на демократические и недемократические, выбранных «Фридом Хаус», еще больше о ее праве вынесения «приговора» по этому вопросу. Однако сама тенденция последнего десятилетия отражена, по видимому, верно.

Вместе  с тем западные политологи в большинстве  своем отмечают, что демократия - явление хрупкое и не существует абсолютных гарантий ее сохранения даже в развитых странах Запада, не говоря уже о странах с переходной экономикой или третьем мире. Согласно логике циклического развития, на смену демократическому «приливу» должен прийти «отлив». При этом вполне возможно, что в настоящее время он уже начался.

1. История возникновения.

Вопросы, связанные с правом граждан государства на участие в управлении делами данного государства, рассматривались еще античными философами. Демокрит, Платон и Аристотель рассматривали демократию как форму правления. Демокрит был решительным сторонником греческой рабовладельческой демократии. Он писал: "Бедность при народовластии настолько предпочтима благосостоянию при властителях, насколько предпочтима свобода рабству". Платон указывал на то, что демократия - это власть толпы, неблагородного демоса. По Платону, демократия наряду с тиранией является самой неприемлемой формой государственного правления. Аристотель придерживался противоположной точки зрения. В своих работах он акцентирует внимание на необходимости активной деятельности человека. Достойной свободного человека он считает жизнь практическую, т.е. наполненную политической деятельностью, или теоретическую, наполненную деятельностью познавательной. Таким образом, свободные граждане обязаны, по мысли Аристотеля, принимать участие в делах государства. Аргументируя это положение, он пишет в своей "Политике": "Опасно устранять их от участия во власти: когда в государстве много людей лишено политических прав..., такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми". Указывая на предпочтительность демократии, Аристотель обосновывает это тем, что демократии обладают большей в сравнении с олигархиями безопасностью и существование их более долговечно.

Информация о работе Лекция по теме "Демократия"