Либеральное и демократическое государство: сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Целью работы является анализ соотношения либерального и демократического государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить особенности либерального государства, его признаки;
• рассмотреть особенности демократического государства, его основные принципы;

Содержание

Введение
1. Понятие либерального государства, его признаки
2. Демократическое государство, его основные принципы
3. Либерализм и демократия: сходство и различие
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

МАША ОСН СОЦ ГОСВА.docx

— 52.21 Кб (Скачать документ)

Демократическое направление в  либерализме развивалось Б. Франклином и Т. Джефферсоном в США. Борясь за воплощение «американской мечты», либерально-демократическое правительство США в 60-х гг. XIX в. при президенте А. Линкольне одобрило акт о праве каждого американца старше 21 года на приобретение в полную собственность 64 г земли из государственного фонда, положившее начало успеху фермерского пути в сельскохозяйственном производстве. Демократическое направлена усилило свои позиции и стало доминирующей, формой либерализма на рубеже XIX--XX вв. В этот период оно вело активный диалог с социализмом и заимствовало у последнего ряд важных идей. Демократическое направление выступило под именем «социального либерализма».

С позиций социального либерализма  выступал, например, M. Вебер. Среди политических деятелей, разделявших убеждения  coциального либерализма, были Д. Ллойд Джордж, В. Вильсон, Т. Рузвельт. Особых успехов в сфере практической политики социальный либерализм добился в 30--40 гг., на которые пришлась политика «нового курса» в США, разработанная еще в 20-х гг. Д. Кейнсом как теоретическая модель и претворенная в жизнь Ф.Д. Рузвельтом. Модель «неокапитализма», раз-работанная в США, была предложена и успешно использовалась в ус-ловиях послевоенной разрухи в Западной Европе для восстановления ли-берально-демократических основ жизни. Во второй половине XX в. со-циальный либерализм стал прочно доминировать в либеральной традиции, поэтому когда кто-то называет себя сегодня либералом, то нужно думать, что он разделяет взгляды не двухсотлетней давности, а взгляды совре-менного типа либерализма. Суть их в следующем Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 34..

1. Частная собственность имеет  частно-общественную природу, поскольку в ее создании, умножении, охране участвуют не только собственники.

2. Государство вправе регулировать  частнособственнические отношения.  В связи с этим важное место  в либеральной теории занимает  проблема государственного манипулирования  производственно-рыночным механизмом  спроса и предложения и концепция  планирования.

3. Либеральная теория промышленной  демократии развивает идею соучастия  рабочих в управлении (на производстве  создаются наблюдательные советы  за деятельностью администрации  с участием рабочих).

4. Классическая либеральная теория  государства как «ночного сторожа»  заменена концепцией «государства  благосостояния»: каждому члену  общества полагается прожиточный  минимум; государственная политика  должна содействовать экономической  стабильности и предотвращать  социальные потрясения; одна из  высших целей общественной политики--полная занятость.

В XX в. люди в большинстве - наемные работники, 
и поэтому государство не может не быть заинтересованным в том, чтобы 
уменьшить болезненные последствия их экономической зависимости и беспомощности перед современной экономикой.

Важное место в современном  либерализме принадлежит концепции 
социальной справедливости, строящейся на принципах вознаграждения индивида за предприимчивость и талант, и одновременно учитывающей необходимость перераспределения общественного богатства в интересах наименее защищенных групп.

2. Демократическое государство,  его основные принципы 

Существует много определений  понятия «демократия». Хуан Линц: «Демократия ... это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слона и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех эффективных политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений ... Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима» Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М.: ЮКЕА, 2000. - С. 371..

Ральф Дарендорф: «Свободное общество поддерживает различия в его институтах и группах до уровня действительно обеспечивающего расхождения; конфликт -- жизненное дыхание свободы» Цыганков А.П. Указ. Соч. С. 163..

Адам Пшеворский: «Демократия представляет собой такую организацию политической власти ... [которая] определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы» Там же. С. 165..

Арендт Лийпьярт: «Демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также, согласно знаменитой формулировке Президента Авраама Линкольна, как управление в соответствии с народными предпочтениями... демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: их действия находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени» Кудрявцев Ю.А. Указ соч. С. 197..

Рой Макридис: «Несмотря на рост взаимозависимости между государством и обществом, а также растущую деятельность государства (особенно, в экономике), демократия, во всех ее разновидностях от либеральной до социалистической, обращает особое внимание на разделение сфер деятельности государства и общества» Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. - М.: Ось-98. - С. 6..

Можно без труда продолжить список подобных определений демократии. При  всем их разнообразии каждое из определений  обращает прямое или косвенное внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального  происхождения. Эта особенность  и отражает специфику современной  демократии. Таким образом, в отличие  от античной, современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие в управлении обществом или открытую критику  правительственного курса.

В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия  непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в осуществлении народного контроля Теория государства и права/ Под ред А.В. Венгерова. - М., 1999. - С. 66..

По мнению Н.П. Фаберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля» Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. - М.: БЕК, 2001. - С. 68..

Существует ряд и других определений  непосредственной демократии. Так Р.А. Сафаров рассматривает непосредственную демократию как прямое осуществление  народом функций законодательства и управления. Г.Х. Шахназаров понимает под непосредственной демократией порядок, при котором решения принимаются на основе прямого и конкретного волеизъявления всех граждан. В.Т. Кабышев считает, что прямое народовластие - это непосредственное участие граждан в осуществлении власти при выработке принятия и реализации государственных решений.

Все эти указанные определения  в известной степени дополняют  друг друга, обладают рядом достоинств, имеют также и недостатки.

Наиболее содержательным представляется определение В.В. Комаровой, которая  считает: «непосредственная демократия представляет собой общественные отношения  определенных вопросов государственной  и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем  непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении» Современная демократия имеет следующие  характерные черты и особенности:

Во-первых, она строится на новом  понимании свободы и равенства. Принципы свободы и равенства, в  соответствии с естественно-правовой теорией либерализма, распространяются на всех граждан государства. По мере демократизации общества эти принципы все больше воплощаются в практическую жизнь.

Во-вторых, демократия развивается  в больших по территории и по численности  государствах. Принципы прямой демократии в таких государствах действуют  главным образом на уровне местного самоуправления, а на уровне национальном получает развитие представительная форма  демократии. Граждане осуществляют управление государством не непосредственно, а  путем выбора представителей в государственные  органы.

В-третьих, представительная форма  демократии возникает в ответ  на необходимость выражения многообразных, в первую очередь экономических  интересов гражданского общества.

В-четвертых, современные либерально-демократические  государства, во многом отличаясь друг от друга, строятся на системе общих  либерально-демократических принципов  и ценностей: признание народа источником власти; равноправие граждан и  соблюдение прав человека; приоритет  прав человека над правами государства; выборность основных органов государственной  власти, подчинение меньшинства большинству  при принятии решений, но с гарантией  прав меньшинства; верховенство закона; разделение властей, предполагающее их относительную автономию и взаимный контроль и др.

В-пятых, демократия рассматривается  как процесс, который начался  в раннем конституционализме Англии и США и имеет тенденцию  к демократизации всех сторон жизни, а также к распространению  во всем мире.

Исторические пути движения к демократии различны у разных народов, но все  современные демократические государства  функционируют на общих либерально-демократических принципах и достигли внутреннего консенсуса (согласия) относительно основных ценностей общественной и личной жизни.

Признаками политической формы  демократического государства являются:

1. Реальная возможность участия  граждан в выборах представительных  органов власти, свобода выбора  кандидатов.

2. Многопартийность, свобода политической  борьбы между партиями в рамках  закона.

3. Свобода оппозиции, отсутствие  политических преследований.

4. Свобода прессы, отсутствие цензуры.

5. Гарантии личной неприкосновенности  и свободы граждан, лишение  граждан свободы и назначение  других уголовных наказаний только  по решению суда.

Это минимальные признаки демократического государства. Их можно было бы объединить известным высказыванием американского  президента Авраама Линкольна: демократия - это «правление народа, осуществляемое самим народом и для народа». Однако это скорее идея демократии, чем реальность, она выражала стремление к идеалу, которое до сих пор  не достигнуто ни в одной стране, особенно в том, что касается осуществления  правления самим народом. Демократический  режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования  власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую  защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим современный демократической  власти выражается в следующем:

· режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

· реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность  выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать  в культурных, научных и других общественных организациях;

· создает эффективную систему  прямого воздействия населения  страны на характер государственной  власти;

· в демократическом государстве  личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся  под постоянной охраной правосудия;

· власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

· основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

· государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные  потребности развития личности и  общества.

Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием  избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный  признак государства, в котором  существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные  начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют  в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система  прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке  решений, советов, рекомендаций, а также  осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью.

Информация о работе Либеральное и демократическое государство: сравнительная характеристика