Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:08, дипломная работа
Целью работы является анализ соотношения либерального и демократического государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить особенности либерального государства, его признаки;
• рассмотреть особенности демократического государства, его основные принципы;
Введение
1. Понятие либерального государства, его признаки
2. Демократическое государство, его основные принципы
3. Либерализм и демократия: сходство и различие
Заключение
Список литературы
Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
На новый уровень поднимается
система разграничения
Нормативное регулирование приобретает
качественно новый характер. В
идеале, поскольку демократическое
общество характеризуется достаточно
высоким уровнем сознания и, кроме того,
граждане сами принимают прямое и непосредственное
участие в выработке решений, снимается
вопрос о массовом применении принуждения
при неисполнении решений. Люди, как правило,
добровольно подчиняют свои действия
решению большинства.
Разумеется, и демократический режим имеет
свои проблемы: чрезмерное социальное
расслоение общества, временами своеобразную
диктатуру демократии (авторитарное господство
большинства), а в некоторых исторических
условиях этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает условие
для существования разрушительных, экстремистских,
сепаратистских сил. Но все же социальная
ценность демократического режима намного
выше его некоторых негативных конкретно-исторических
форм.
Следует также иметь в виду, что
демократический режим
Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
3. Либерализм и демократия: сходство и различие
Либерализм имеет много
Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче, либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика.
Либерализм и демократия обусловливают друг друга, хотя их и нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти. Существует мнение, что демократия может быть тоталитарной или авторитарной, и на этом основании говорят о напряженном состоянии между демократией и либерализмом. Если рассматривать его с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, который в тоталитарной системе был формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены) тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляли собой прямо противоположные формы организации и реализации власти.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в либеральной традиции демократия, во многом отождествляемая с политическим равенством, понимала последнее как формальное равенство граждан перед законом. В этом смысле в классическом либерализме демократия представляла собой, по сути дела, политическое выражение принципа laissez faire и свободнорыночных отношений в экономической сфере. Необходимо отметить также то, что в либерализме, так же как и в любом другом типе миросозерцания и течении общественно-политической мысли, была заложена не одна, а несколько тенденций, что выражается в ее многовариантности.
Общим является то, что и либерализму, и демократии присуща высокая степень политической свободы, но, при либерализме, однако, вследствие целого ряда обстоятельств, реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству при либерализме чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни, лишь слабо проникая вглубь общества.
Государство вмешивается в жизнь общества при либерализме, а при демократии нет. При демократии шире предоставлены права и свободы человека.
Для того, чтобы лучше понять в чем состоит сходство и различие либерализма и демократии, можно сопоставить Конституции РФ и США.
Основные различия конституций, не
связанные с содержанием
1. Конституция США не
2. Декларация полномочий ветвей
власти в Конституции США
3. Конституция США
4. Конституция России
5. Конституция России
6. Конституция США ограничивает
право граждан быть избранными
во все органы власти на
основании возраста и ценза
оседлости. Конституция России
ограничивает только
7. Конституция США претерпела
существенные изменения от
8. Изменения Конституции США
производятся путем введения
поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9)
Конституции России изменению
не подлежат, в случае необходимости
выполняется пересмотр и
9. В целом конституция России
испытывает существенное
Россия |
США |
|
Законодательная власть |
||
Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Дума -- 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года. Совет Федерации -- два представителя от каждого субъекта. Председатели палат -- выборные. |
Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей: выборы
каждые два года. Представительство
штата пропорционально Сенат -- два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса. |
|
Законодательный процесс |
||
Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. |
Законопроект готовится |
|
Компетенция парламента |
||
Совет федерации: Изменения границ Чрезвычайное и военное положение Использование вооруженных сил за пределами России Назначение судей Государственная дума: Назначение председателя Центробанка Объявление амнистии |
Государственные займы регулирование внешней торговли эмиссия денег стандартизация формирование судебных органов, кроме Верховного суда борьба с нарушениями закона объявление войны и заключение мира формирование и содержание армии и флота разработка законопроектов разрешение конфликтов между штатами принятие новых штатов в состав США |
|
Исполнительная власть |
||
Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Не более двух сроков подряд. В случае невозможности исполнения
обязанностей Президентом или отставки,
обязанности исполняет Председатель Правительства
назначается Президентом с |
Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. |
|
Полномочия Президента и его обязанности |
||
Глава государства Верховный главнокомандующий Охрана суверенитета России Определение основных направлений политики Представление интересов страны в международных отношениях Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов. Отставка правительства Формирование Совета Безопасности Роспуск Думы |
Глава государства. Главнокомандующий вооруженными силами. Заключение договоров с иностранными государствами Назначение послов, министров, членов Верховного суда |
|
Судебная власть |
||
Конституционный Суд -- 19 судей: соответствие
законов Конституции, споры о
компетенции между Верховный Суд -- гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд -- экономические споры |
Верховный суд, суды штатов Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции. Решения выносит жюри присяжных. |
|
Права субъектов федерации |
||
Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления. Не имеют права ограничивать действие Конституции и власти Президента устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы эмиссии денег В совместном ведении с Российской Федерацией разграничение собственности соответствие законодательных актов природопользование принципы налогообложения координация международных и внешнеэкономических связей. |
Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата Не имеют права заключения договоров и союзов эмиссии денег выпуска займов отмены законов присвоения титулов Не имеют права без согласия Конгресса облагать налогами импорт и экспорт содержать армию и флот |
|
Взаимоотношения субъектов федерации |
||
Республика (государство) имеет свою
конституцию и Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. |
Граждане любых штатов равны в правах Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. |
|
Изменения конституции |
||
Федеральные конституционные законы
выдвигаются Думой и По основным статьям -- созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием. |
Поправки выдвигаются |
|
Права граждан |
||
Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность Свобода мысли, слова, массовой информации Свобода вероисповедания Свобода собраний Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Все равны перед законом и судом Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища Свобода передвижения Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений Избирательные права Право на жилище Право на медицинское обслуживание Право на образование Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности |
(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний. (IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища. (V поправка) Защита частной собственности. (XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда (XIV поправка) Равенство граждан перед законом (XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности (XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола (XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав |
|
Обязанности граждан |
||
Уплата налогов Защита Отечества (военная или альтернативная служба) Охрана окружающей среды |
||
Заключение
Эффективно и бесперебойно может
функционировать лишь государство,
обеспечивающее индивидуумам возможности
выбора и самореализации в той
мере, в какой это не противоречит
интересам социума в целом. Степень
такой эффективности
· мерой соответствия принципа законности реальной практике;
· трудностями, с которыми сталкиваются в своей работе государственные институты, причинами силы и слабости этих институтов;
· причинами и характером трудностей, возникающими у граждан в процессе осуществления их конституционных прав.
При всей сложности определения эффективности управления в демократических условиях, можно свести все к двум элементам, как представляется, наиболее важным для оценки функционирования любого управления - политическому и экономическому:
1. обеспечение единства
2. постоянное обновление
Причинами несовершенства государственного управления в условиях демократического правления сводятся к трем основным моментам:
· избыток олигархии: действия партий иногда зависят от всемогущества некоего влиятельного меньшинства;
· избыток демагогии: отдельные группы (слои, классы) и партии, их представляющие, порой забывают о нуждах социума в целом, об интересах страны;
· недостаток, ограниченность свободы
принятия решительных мер в критических
ситуациях: это затрудняется несогласованностью
интересов различных
Строительство либерального государства
зависит не только от намерений и
образа мышления правящих кругов. Оно
также зависит от способа распределения
власти в обществе. Вероятность формирования
либерального строя крайне невелика
в отсутствие достаточного числа
хорошо организованных, активных и
независимых социальных групп, которые
путем угроз и переговоров
заставляют государство делать свое
поведение предсказуемым
Для создания либерального государства
должны совпасть два условия: у правящей
верхушки должны иметься стимулы
сделать собственные действия предсказуемыми,
а у предпринимателей - стимулы
стремиться к установлению общих
правил, вместо заключения специальных
сделок. Строительство либерального
государства исторически
Список литературы
1. Нормативные акты
1. Конституция Российской
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: БЕК, 2000. - 280 с.
2. Специальная литература
1. Арон Р. Демократия и
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. - 1993. - № 7. - С. 95-98.
3. Вехорев Ю.А. Типология государства. Цивилизационные типы государства// Правоведение. - 1999. - № 4. - С. 115-117.
4. Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимального сценария // Федерализм. - 2001. - № 2. - С. 27-31.
5. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М: ЮКЕА, 2002. - 832 с.
6. Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. - М.:ВЛАДОС, 2004. - 256 с.
7. Киреева С.А. Конституционно-
8. Клименко А.В. Характеристики либеральной экономики и либерального государства// Ломоносовские чтения: Тез. докл. - М., 2000. - С. 78-80.
9. Комарова В.В. Формы
10. Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. - 2002. - № 1. - С. 195-205.
11. Лебедев Н.И. Либерально-
12. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. - М.: БЕК. - 2001. - 452 с.
13. Мушинский В. Азбука политики. - М.: Авангард, 2002. - 278 с.
14. Степанов В.Ф. Важнейшие
15. Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. - М.: Инфра-Н, 1999. - 423 с.
16. Цыганков А.П. Современные политические режимы. - М.: Фонд «Открытое общество»,1995. - 316 с.
17. Чиркин В.Е.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: БЕК, 2001. - 629 с..<
Информация о работе Либеральное и демократическое государство: сравнительная характеристика