Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:40, реферат
Политическая наука исходит из того, что люди, социум в целом - основа, а человек - исходная сущность политики. Политику создал человек разумный (homo sapiens) для того, чтобы люди могли полнее развивать и реализовывать собственные способности мыслящих существ. Сами по себе политические отношения между людьми являются, в первую очередь, особым видом общения, и только в конечном счете они складываются на основе персонально ориентированных и естественно повторяющихся единичных действий в живую первооснову политики. Люди, однако, занимаются политикой не только потому, что их понуждают к этому объективные факторы и обстоятельства, но и ради личного самоутверждения индивидов, их сообществ и рода человеческого вообще.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Личность и ее роль в политике………………………………………..........5
1.1 Понятие личности как субъекта политики. ………………………………5
1.2 Специфика роли личности в политике. ……………………………..........9
2 Типология политических лидеров Д. Рисмана …………………………12
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………….15
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ижевский
государственный технический
Кафедра
«Экономика управления»
КОнтрольная работа
по дисциплине
«Политология»
Личность
и ее роль в политике.
Выполнил:
Ижевск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие личности как субъекта политики. ………………………………5
1.2 Специфика роли личности в политике. ……………………………..........9
2 Типология политических лидеров Д. Рисмана …………………………12
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список
использованной литературы…………………………………………….15
Введение
Создатели теорий, связанных с изучением природы человека, с античных времен стремились обнаружить и объяснить фундаментальные качества, присущие мыслящим существам. В Энциклопедии управления и политики выделены некоторые весьма влиятельные теории и модели человеческого естества нормативного и биополитического характера:
-
теория Платона об
-
теория Т. Гоббса, представившего
человека в качестве существа,
движимого только своими
-
теория Дж. Локка, считавшего человека
изначально социальным
-
концепция Ж.-Ж. Руссо о
-
марксистская модель
-
социальный дарвинизм,
-
бихевиористская концепция
-
биосоциальные концепции
Политическая
наука исходит из того, что люди,
социум в целом - основа, а человек -
исходная сущность политики. Политику
создал человек разумный (homo sapiens) для того,
чтобы люди могли полнее развивать и реализовывать
собственные способности мыслящих существ.
Сами по себе политические отношения между
людьми являются, в первую очередь, особым
видом общения, и только в конечном счете
они складываются на основе персонально
ориентированных и естественно повторяющихся
единичных действий в живую первооснову
политики. Люди, однако, занимаются политикой
не только потому, что их понуждают к этому
объективные факторы и обстоятельства,
но и ради личного самоутверждения индивидов,
их сообществ и рода человеческого вообще.
Многие политические философы исходят
из того, что смысл политики (как и любого
другого вида жизнедеятельности) состоит
в том, чтобы совершенствовать ту или иную
сторону человеческого существования,
те или иные грани личности. В силу этого
занятие политикой, вовлеченность в нее
могут и должны оказывать на людей развивающее
и гуманизирующее воздействие. Считается,
вместе с тем, что собственно политическая
деятельность способна нанести и ущерб
человеку. Какие-то негативные качества
личности, с одной стороны, и деформированность
политических институтов - с другой, способны
обращать благо во зло.
1 Личность и ее роль в политике
1.1 Понятие личности как субъекта политики.
Простейшее определение человека политического - это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных и нужных ей целей. При этом используются разные подходы. Роль одного человека может сочетаться с ролями других людей, в результате чего складывается совместная деятельность, достигаются общие цели. Но если обнаружится несогласованность в исполнении людьми своих ролей, тогда вместо единого действия какой-то фрагмент политической жизни распадется на хаотические усилия отдельных акторов. Тогда они в лучшем случае могут добиться желаемого лишь частично, со значительными утратами, в том числе и персональными. Человек - основной субъект (актор) политики. В общественной жизни люди образуют различные группировки. Одни случайны и непостоянны, хотя иногда оказываются значимыми в какой-то специфический момент политического процесса. Гораздо более важную роль играют устойчивые и индивидуализированные группировки. Это составные, коллективные субъекты, которые в целом сообразуют свое поведение и участие с образцом личности, с ее волей, темпераментом, характером, сознанием, действиями и т.п.
Современный человек - это поистине индивид всемирно-исторический. В его формировании активно участвуют, помимо местной социокультурной среды и традиций, также факторы глобального порядка - диалог культур и цивилизаций, всеобщее духовное производство в виде науки, искусства, массовых коммуникаций. Даже если этот человек не желает интересоваться политикой и общественной жизнью в целом, то все равно ни политика, ни общество не позволяют ему остаться от них в стороне. В настоящее время человек обнаруживает себя как бы в центре огромной паутины, которая тысячами нитей связывает его с другими людьми и мощными институтами, поддерживающими жизнедеятельность общества в экономическом, социальном и политическом отношениях. Он сталкивается с необходимостью определить свое положение в этой сложной сети социального взаимодействия, понять ее смысл и значение в его жизни той части непростого социального устройства, которая получила название политики.
В гуманитарных науках существует множество трактовок личности. В современной философии личность рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, как носитель социальных качеств, обусловленных конкретно - историческими условиями жизни общества. Поэтому личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений. Этот подход несет в себе двоякое понимание личности: как нечто социальное (бытие общественных отношений) и как нечто индивидуальное (индивидуальное бытие). Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком общественно значимых ценностей, через усвоение устоявшихся норм и установок. При этом и потребности, и мотивы каждой личности отражают в себе общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Человеческое существо может подняться до уровня человеческой личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоения того духовного опыта, который накоплен человечеством.
Сегодня общими политическими ценностями являются: свобода, достоинство и равноправие личности, общественный порядок, справедливость, демократия, ответственность. Индивидуальное бытие личности формируется внутренней позицией человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которой человек строит свое мировоззрение. Сформированное им мировоззрение определяют его развитие как личности. Человек, который говорит одно, думает другое, а делает третье - выступает как безличность (термин введен Ф.М. Достоевским). Личность в человеке - это постоянная озабоченность проблемами ближних, коллектива, страны, человечества, обращенность на себя с точки зрения требований личности: "кто я ?"
Проблема личности как "субъекта политики" относится к тем, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. "Средний" человек становится субъектом политики, если он знает: а) каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп; б) чем обусловлены противоречия между ними; в) каковы пути преодоления этих противоречий; г) какова связь между его собственными потребностями, интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения.
Личность, как субъект политики, должна ориентироваться в правилах и механизмах политической "игры" в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики. Объективные факторы субъективности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может жить определенное время вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы, к которой она принадлежит, но и самим личным интересам, тогда она обязательно включается в политическую деятельность. Участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами: 1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности; 2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.
Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам. Диалектика типичности и индивидуальности в личности крупных политических лидеров проявляются в том, что эта личность, во-первых, наиболее репрезентативна (то есть представительна), во-вторых, в ней типичные черты всех членов общества обладают более высокими показателями. Будучи не в состоянии самоизолироваться от основных социальных конфликтов, личность политического лидера (как и рядового политика) оказывается внутренне дисгармоничной в связи с противоречивостью выполняемых ею политических ролей. Так, роль гражданина находится порой в противоречии с ролью представителя нации, роль представителя нации - с ролью члена общественной организации, класса, социальной группы внутри этого класса и т.д.
Внешним выражением степени политической активности личности служит ее включенность в политическую практику, масштабы участия в ней, количество и значимость ролей, исполняемых личностью в политической жизни. Политическое влияние "рядового" гражданина зависит от следующих факторов общественного характера:
а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);
б)
связи его собственных
в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявленных к этим ролям;
г) собственных усилий и умений вести политическую деятельность;
д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);
е) политического сознания и культуры личности, ее политических ориентации, вероисповедной системы ценностей.
Огромное значение в деле развития политической активности личности имеет определяющая ее границы и допустимые нормы правовая система общества. Такие нормы обычно закрепляются в официально провозглашенных (в первую очередь, в конституции) гражданских правах и обязанностях и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных). Повышению роли личности в политике служит и система политической социализации, которая:
1)
создает наилучшие условия для
реализации способностей и
2)
обеспечивает индивиду
3)
определяет оптимальный
4)
обеспечивает количество