Личность и ее роль в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:40, реферат

Описание

Политическая наука исходит из того, что люди, социум в целом - основа, а человек - исходная сущность политики. Политику создал человек разумный (homo sapiens) для того, чтобы люди могли полнее развивать и реализовывать собственные способности мыслящих существ. Сами по себе политические отношения между людьми являются, в первую очередь, особым видом общения, и только в конечном счете они складываются на основе персонально ориентированных и естественно повторяющихся единичных действий в живую первооснову политики. Люди, однако, занимаются политикой не только потому, что их понуждают к этому объективные факторы и обстоятельства, но и ради личного самоутверждения индивидов, их сообществ и рода человеческого вообще.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1 Личность и ее роль в политике………………………………………..........5
1.1 Понятие личности как субъекта политики. ………………………………5
1.2 Специфика роли личности в политике. ……………………………..........9
2 Типология политических лидеров Д. Рисмана …………………………12
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

     1.2 Специфика роли личности в политике.  

     В своем реальном, повседневном выражении  политика всегда представляет собой  совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть, реализацию жизненно важных интересов. Если руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики. В политике действует множество акторов, но к основным можно отнести лишь субъектов трех типов: индивидуального, группового и институционального (организационного). К числу индивидуальных субъектов Дж. Розенау относит три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами, профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей. К групповым субъектам относятся различные общности и коллективы (от временных до постоянных, от локальных до транснациональных). Институты также включают в себя целый круг организаций, выполняющих представительские и исполнительские функции. Все основные субъекты находятся друг с другом в определенных иерархических отношениях. В зависимости от методологических подходов, на вершине пирамиды может находиться либо институт (нормативный подход), либо группа (подход с точки зрения интересов), либо индивид (бихевиоральный подход).

     Рассматривая  в качестве основополагающего политического субъекта группу, нельзя, тем не менее, не отметить, что выдвижение индивида на первый план при объяснении политики имеет безусловные основания. Его недостаточно рассматривать в качестве только одного из субъектов политической власти. Индивиды способны выступать особой целью деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека - этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти.

         Организуя совместную жизнь людей,  государство всегда выступает  как начало подавления и принуждения  людей к поддержанию определенных  политических порядков и форм  поведения. Индивид же выступает  как начало свободного и естественного  волеизъявления, который, используя для реализации своих интересов и перспектив государство, обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни. Наличие именно этих человеческих устремлений составляет стержень гуманизма. Оценивая человека как меру всех вещей (Протагор), эти гуманистические требования способны задавать совершенно определенные цели и принципы государственной политике, выступая ориентиром саморазвития власти. Иными словами, государство и индивид олицетворяют два различных источника и принципа организации власти. При всех обстоятельствах государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в условиях демократии становится высшей социальной ценностью политических отношений, определяя суть и направляя в нужное для него русло государственную политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Типология политических лидеров  Д. Рисмана 

     Д. Рисман различал три типа обществ  и, соответственно, три типа социальных характеров. По его мнению, характер определяется обществом. Трем социальным характерам соответствуют три типа политических личностей.

     «Безразличный». Традиционному обществу соответствует «безразличный тип». Это человек, у которого либо нет никакого отношения к политике, либо же его низкая мобильность, отсутствие внятных ориентации или что-то еще заставляет остерегаться политики как таковой. Типичный взгляд «безразличных»: политикой должен заниматься кто-то другой. Они не стремятся к власти, не чувствуют личной ответственности за политику и редко переживают ощущение вины или фрустрации из-за политики. Эти люди сохранили особый иммунитет, своего рода девственность в политике.

     «Морализатор». По Д. Рисману, его основа — «вовнутрь направленный характер». Это лидер, нарушающий общепринятые правила подавления эмоций. Его поведение характеризуется сильными аффектами и низкой компетенцией. Это либо идеалист со склонностью к самосовершенствованию, стремящийся к совершенству и людей, и институтов, или же пессимист, нацеленный не на достижение лучшего, а на предотвращение худшего.

       Д. Рисман различал два типа «морализаторов»:

       «негодующих» и

       «энтузиастов». 

       В обоих случаях, политические  эмоции «морализаторов» перевешивают  политический ум, однако эмоции  «негодующего» намного мрачнее  «энтузиаста». Чрезмерный энтузиазм  «морализатора» препятствует эффективной работе, а слишком сильные эмоции — правильному восприятию ситуации. Это приводит к зашоренному («тоннельному») видению мира. 

     «Внутренний наблюдатель» (inside-dopester, «направленный на других»). Это либо совершенно неэмоциональный, либо контролирующий свои эмоции человек, использующий политику для развлечения и выгоды. Его не интересуют определенные вопросы и конкретные цели. Он больше занят манипулированием других. Типичная для него точка зрения: «если я ничего не могу сделать для изменения политики, мне остается только понимать ее». Это реалист, который стремится быть «внутри политики», и если он не может изменить политиков, то стремится манипулировать ими. При этом он старается быть похожим на них, так как не хочет, чтобы его принимали за плохо информированного политического изгоя.

       Три описанных социальных характера  и обладающие ими типы лидеров  являются так называемыми «приспособленными»  типами. Это — «нормальные» лидеры, характер которых приспосабливается  к социальным требованиям. Другими  словами, их характер и общество находятся в гармонии.

       Однако существуют и отклонения  характера (но не поведения)  от социальных требований. Тогда  говорят о «анемическом» (плохо  приспособленном) или «автономном»  характерах.

       Д. Рисман считал, что «автономный  человек» свободен в выборе своих политических предпочтений, так как его сознание не детерминировано ничьими взглядами. Такие люди могут подчиняться нормам поведения в обществе (как и «аномичные» типы), однако свободны в решении о необходимости такого подчинения.

       По Д. Рисману, «автономный характер» — это идеал, который, к сожалению, практически недостижим. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Все люди для того, чтобы выражать свои интересы посредством политического  поведения, должны иметь хотя бы самые  общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования, о том, в чьих руках находятся бразды правления страной, регионом, городом. Это необходимо еще по одной причине: мир политики в той или иной форме затрагивает каждого из нас и общество в целом. Поэтому еще в 430 году до нашей эры древнегреческий государственный деятель Перикл отмечал, что судить о ней (политике) должны уметь все. Только в таком случае человек сможет преодолеть главный недостаток самой политики - восприятие ею индивида как объекта, а не творческого своего субъекта. Ибо политика не сражается в социальных битвах, не является особой личностью, которая пользуется человеком для достижения своих целей, а представляет собой всего лишь деятельность преследующего свои интересы человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     
  1. http://muntjan.viperson.ru/. Мунтян Михаил Алексеевич

     Профессор  политологии Российского государственного  торгово-экономического университета. Почетный работник высшего профессионального образования России; статья: Человек как субъект политики и его политическое поведение

               2. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988

Информация о работе Личность и ее роль в политике