Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 23:20, реферат
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение лоббирования, осуществляемого в Госдуме, как примера влияния заинтересованных сторон на органы государственной власти с целью достижения удовлетворения частных интересов. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть некоторые теоретические аспекты лоббирования, позволяющие понять, наиболее полно раскрыть суть данного явления;
2. ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике и тем самым выявить положительные и негативные стороны тех или иных приёмов лоббирования;
3. обозначить основной круг проблем, существующих в современной российской парламентской практике лоббизма.
4. наметить способы решения существующих проблем с учётом сегодняшних реалий.
Введение 3-4
1. Лоббирование 5-12
1.1. Понятие 5-7
1.2. Из истории: зарубежный опыт 7-9
1.3. Деятельность по осуществлению лоббирования 9-11
1.4. Уровни лоббизма и процесс лоббирования 11-12
2. Лоббирование сегодня 13-18
2.1. Обзор российской практики 13
2.2. Особенности и проблемы лоббизма в России 13-15
2.3. Решение проблем российского лоббизма 15-18
Заключение 19
Список используемой литературы 20
"Но
несмотря на мощную
Отметим
также, что "сегодня в США лоббирование
превратилось в большой бизнес, затраты
на который составляют сотни миллионов
долларов".
1.3. Деятельность
по осуществлению лоббирования
Главная цель лоббирования - добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций. Процесс лоббирования, по своей сути, оформляет обратную связь с властью, сдерживает одностороннюю командную деятельность властных структур. "Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе". Согласно "Британской энциклопедии" в неё входят следующие элементы:
1. Группы
представителей от избирателей,
2. Общественные служащие, которых можно "задержать за пуговицу" для доверительного разговора в кулуарах.
3. Система
рассылки писем или
4. Система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на важные посты.
5. Массированные
кампании по информированию
6. Участие в работе разных комиссий.
"При любом лоббировании действуют два обязательных условия":
1. С
точки зрения информационного
обеспечения нужны специалисты,
2. Для
реализации механизма
Отметим также, что данная деятельность не должна противоречить основным принципам законности, существующим в обществе. Более того, необходима правовая база, регулирующая деятельность по осуществлению лоббирования. Она способствует формированию цивилизованного подхода к данному процессу. "Законодательство о регулировании лоббизма позволяет заложить в основу деятельности лоббистских организаций определённые этические принципы, нормы, правила и традиции". Но отметим, что вышесказанное не означает, что закон должен устанавливать сколько-нибудь жёсткие рамки, внутри которых должны действовать все желающие продвигать свои интересы во властных структурах. Он лишь призван обозначить форму взаимодействия с властью.
"Среди основных направлений в работе лоббистов" выделяют следующие:
1. Поиск
достоверной фактической
2. Оценка
действий представителей
3. Защита позиций своих клиентов. Лоббисты имеют возможность и стремление донести до властных структур мнения и интересы различных кругов общества, что, безусловно, влияет на принимаемые решения.
Помимо данных направлений лоббистской деятельности можно выделить ряд других, которые будут зависеть уже от типа решаемых вопросов (экономические, административные и др.).
Есть
два основных пути осуществления
лоббирования: закрыто, когда работа
ведётся непосредственно с
1.4. Уровни
лоббизма и процесс
"Политологи
наиболее часто разделяют
Можно
приводить огромное количество классификаций
лоббистской деятельности, но ни одна
из них не построит строгую систему
понимания процесса лоббирования. Они
не учитывают динамический аспект этого
постоянно изменяющегося и
2. Лоббирование сегодня
2.1. Обзор
российской практики
С
началом реформ в нашей стране
появилась возможность
2.2. Особенности
и проблемы лоббизма в России
Стоит отметить, что в разных источниках много говорится об особенностях российского лоббизма. Пожалуй, общее во всех них следующее: во-первых, "лоббизм в России существует", во-вторых, в качестве основного недостатка российского лоббизма все специалисты называют отсутствие законодательной основы, а, следовательно, его теневой характер. В результате на поверхности видны только само принимаемое решение и тот, кто его принимает. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат и другое. Отдельные авторы в своих статьях заявляют, что лоббизма в России пока нет якобы потому, что "нет закона, его регулирующего". С этим трудно согласиться: отсутствие правового регулирования не отменяет существования соответствующего явления. И, наконец, в качестве третьей особенности лоббистской деятельности в России подавляющее большинство специалистов отмечает коррупцию, которая является следствием отсутствия соответствующей законодательной базы. Отметим, что последние две особенности представляют собой проблемы российского лоббизма.
Коррупция присуща, безусловно, политическим системам всех государств. Отметим, что и в США, где существуют давние традиции лоббизма и сильное законодательство в данной сфере, "сегодня в практике работы американского конгресса имеют место случаи коррупции и подкупа лиц из властных структур". Но в России не просто "имеют место случаи коррупции", а отмечается всеобщее проникновение коррупции в сферу лоббизма. И это является основной проблемой не только в области регулирования лоббизма в России, но и всей государственной системы. Это обусловлено тем, что посредством сетей лоббирования коррупция проникает во все "механизмы" государственной машины. Таким образом, можно сказать, что проблемы, возникающие в связи с неурегулированностью процесса лоббирования, намного серьёзнее, чем кажется на первый взгляд.
К
тому же из проблемы коррупции вытекают
ещё две сегодня остро стоящие
перед российским обществом проблемы.
Первая - это "проблема уклонов", суть
которой в том, что в решениях государственных
органов власти, в частности Госдумы преобладает
защита интересов отдельных слоёв общества,
групп давления. Это обусловлено тем, что
только определённые группы могут лоббировать
свои интересы в силу хорошей материальной
базы, которой они (в отличие от прочих)
располагают. Таким образом, получается
"уклон" в защите интересов со стороны
власти. И вторая проблема - это проблема
взяток. Например, Садчиков А. в статье
"Люди из прихожей. Политический лоббизм
в России" утверждает, что "в июле
1995 года за поддержку кандидатуры Татьяны
Парамоновой на должность главы Центробанка
некоторые банкиры предлагали думцам
по 1,5 - 2 тысячи долларов".
2.3. Решение
проблем российского лоббизма
Очевидно, что в результате нерешённости вышеобозначенных проблем лоббирование в российском парламенте уже приобретает некоторые оригинальные, неестественные формы. Например, сегодня на передний план в Государственной Думе выступает не депутат, а чиновник, который "рулит" фракциями. "В результате все голосования можно вычислить математически". Пожалуй, единственным положительным моментом здесь является только повышение производительности законодателей. Но нельзя забывать и об оборотной стороне дела, которая заключается в смещении зависимости парламентариев от воли избирателей к воле верховной власти. Таким образом, видно, что искать выход из сложившейся ситуации надо уже сегодня.
Большинство авторов видит решение в правовом регулировании лоббизма. Зачастую предлагается принятие соответствующего закона о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти. И действительно предложение выглядит логичным и закономерным: на сегодняшний день такое явление, как лоббирование в органах государственной власти, не регулируется. Отсюда и все проблемы. Отметим, что такое регулирование "должно решать несколько основных задач": содействие реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие "как непосредственно, так и через своих представителей" в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); правовое регулирование взаимодействия профессиональных лоббистов, политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций, предприятий, граждан с органами законодательной и исполнительной власти и др. В качестве целей законодательства, законодательства, регулирующего вопросы лоббизма, выделяется выведение лоббизма из тени с целью снижения коррумпированности власти, а также обеспечение позитивности и конкурентного характера взаимодействия общества и власти.
Но зададимся вопросом, действительно ли Россия в сегодняшних условиях развития демократических начал нуждается в законе, который непосредственно регулировал бы лоббистскую деятельность в отношении государственной власти? Если посмотреть на зарубежный опыт правового регулирования лоббизма, то увидим, что далеко не во всех развитых странах существует законодательное регулирование лоббизма "в чистом виде". Например, во Франции и Италии лоббизм вообще не признан официально. Баранов С.Д., аспирант социологического факультета МГУ высказывает свои сомнения по поводу целесообразности принятия закона, регулирующего лоббизм, только ради существования данного закона, без серьёзной проработки темы с учётом многих теоретических и практических моментов. В качестве возможных последствий принятия сегодня такого закона он говорит, например, о том, что запишутся в лоббисты в основном "большое количество людей, которые сейчас ходят по комитетам с удостоверениями помощников депутатов", но серьёзные лоббисты вряд ли захотят появляться на их фоне. В результате "серьёзного" института лоббирования не получится. Баранов отмечает также, что и в Думе и в структурах исполнительной власти доминируют так называемые "встроенные лоббисты", которые не упустят возможность заработать. Они также, по его мнению, будут игнорировать институт официального лоббизма.
Свои сомнения в целесообразности принятия в России закона о регулировании лоббирования в государственных органах власти высказывает также Арутюнян Л.Н., аспирантка социологического факультета МГУ. Она задаётся вопросом, "насколько своевременным является данный закон для России?" И отвечает, что принятие закона о лоббизме в России будет несколько преждевременным. Арутюнян мотивирует свой ответ тем, что не решены многие важные социальные проблемы. Это, по её мнению, приведёт к тому, что лоббисты будут осуществлять свою деятельность в интересах узких слоёв населения.
Таким образом, видно, что принятие закона о регулировании лоббистской деятельности в России сегодня преждевременно. Необходимо создать предпосылки для принятия такого закона. Сегодня главное - борьба с коррупцией, которая отвечает интересам представителей отдельных групп и негативно влияет на работу политической системы государства. С учётом вышесказанного целесообразно, видимо, для начала на современном этапе осуществить следующие два направления на пути выхода из сложившейся ситуации. Первое - подготовить и принять законодательные акты, направленные на увеличение ответственности представителей государственной власти, особенно депутатов Госдумы за мздоимство и иные формы незаконной деятельности, связанной с осуществлением своих должностных обязанностей и влияющих на принятие решений государственной важности. Например, в США подобного рода нарушение закона "приводит к лишению свободы сроком до 20 лет"30. Параллельно с увеличением ответственности необходимо разработать и применить на практике механизм неотвратимости наказания должностного лица в независимости от его статуса. Также отметим, что ещё одним направлением решения проблем российского лоббизма должна быть работа в социальной сфере. Здесь необходимо создать равные возможности различным группам отстаивать свои интересы в Государственной Думе. Для этого сначала следует несколько "доработать" механизм отзыва депутата: облегчить процедуру. Это должно повысить социальную ответственность депутата и несколько сместить его приоритеты от чисто материальных собственных интересов (или интересов фракции) в сторону отстаивания интересов представителей общественности (граждан). В дополнение к этому необходимо ввести определённые нормы в работе законодателя. В частности необходимо определить моменты (нормы, пределы), когда он не может игнорировать волю обратившихся групп влияния. Например, норма была бы действенна, если к депутату обратилось определённое число граждан с каким-то предложением (прошением) по одному вопросу.
Информация о работе Лоббизм в органах государственной власти