Лоббизм в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 20:55, реферат

Описание

Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЛОББИЗМА
2. ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ТИПОЛОГИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ УКРАИНЫ5.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

  В 1979 году была создана Американская Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной, обладающей собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти. Факт создания профессионального союза лоббистов – показатель того, что лоббизм к этому времени оформился, как политический институт.

  Для развития лоббизма в США есть несколько  предпосылок в самой политической системе США:

  1. Члены Конгресса независимы от президента в силу того, что между Конгрессом и правительством США не существует таких узаконенных связей, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента (например, в России таким типом связи можно считать право президента РФ в определенных случаях распускать Государственную Думу, президент США таким правом не обладает).
  2. Американская двухпартийная система, сложившаяся помимо воли «отцов-основателей» государства, не предполагает жесткой партийной дисциплины. По существу голосование в Конгрессе определяет не партийная принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена. Члены Конгресса представляют прежде всего свой штат или округ, интересы которого в условиях современной рыночной экономики составляют интересы множества крупных и мелких групп, которые могут совпадать или не совпадать.
  3. Стоит отметить, что в США не существует государственного финансирования выборов, то есть конгрессмену, предполагающему остаться в Капитолии еще на один срок, приходится думать об источниках финансирования предвыборной кампании, которыми могут стать те группы, интересы которых конгрессмен продвигает во время своей деятельности в Вашингтоне. Ныне действующий закон о федеральных избирательных кампаниях разрешает корпорациям, профсоюзам и другим организациям создавать специальные независимые фонды для сбора добровольных взносов с целью их дальнейшего использования на финансирование кампаний. Эти фонды, получившие название «комитеты политического действия» (КПД), оказывают большое влияние на деятельность Конгресса. В общей сумме финансовых средств, поступающих в предвыборные фонды, доля КПД колеблется в пределах 30%. 10

  В Европе лоббизм развит в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, горная промышленность и металлургия. До 1987 года лоббизм имел национальный характер, лоббистские усилия были направлены на лоббирование национальных государственных органов. В последние годы появились организации, как Европейская ассоциация потребителей, представляющие интересы всех европейцев. Если раньше лоббизм был направлен на Совет министров, то теперь объектом лоббирования является Европейский парламент. В 1970 году лоббистских организаций в Европе было около 300, к 1980 году это число увеличилось до 440. К середине 1980-ых годов таких организаций было уже около 659, а лоббистов уже около 6 000 человек. Однако настоящий взрыв европейского лоббизма случился после 1987 года. По различным оценкам, от 3 до 10 тысяч лоббистов работали в Брюсселе с 1987 по 2001 год. В 1996 году в Брюсселе в этом году работало:

  • европейских лоббистских организаций
  • 320 представителей фирм
  • 142 консультантов
  • 160 адвокатов 11

  Есть несколько  причин, по которым число лоббистских  организаций в Евросоюзе по-видимому будет возрастать.

  1. европейское законодательство имеет приоритет над национальным законодательством государств – участников ЕС, следовательно у многих групп давления появляются причины лоббировать тот или иной законопроект на европейском уровне;
  2. динамичное развитие ЕС делает желаемым присоединение к нему, а особенно к институтам, которые принимают политические решения в ЕС;
  3. сложная структура ЕС позволяет работать лоббистам, как можно более эффективно
 

  В СССР и  России лоббизм действительно является умением «открывать лбом двери чиновников». Временем зарождения лоббизма в СССР считается середина XX века, однако уже  в начале XX века интересы крупной буржуазии лоббировались в правительстве. Всего в стране в это время существовало около 150 предпринимательских объединений, в той или иной степени выполнявших представительные функции. Все их можно разбить на 4 группы:

        1. купеческие управы
        2. комитеты торговли и мануфактур
        3. биржевые общества и возглавлявшие их биржевые комитеты,
        4. отраслевые и территориальные объединения - съезды и совещательные конторы промышленников и торговцев и общества заводчиков и фабрикантов.

  Купеческие  управы, учреждения, носившие чисто сословный характер, выглядели в начале XX века атавизмом и не играли сколько-нибудь заметной роли в деле представительства торгово-промышленных интересов и в торгово-промышленной жизни в целом. Что касается Совета торговли и мануфактур, его московского отделения и провинциальных комитетов торговли и мануфактур, то и они с момента организации и на протяжении всей своей истории не отвечали требованиям, предъявляемым к представительным учреждениям. Основной недостаток центральных органов в Москве и Петербурге заключался в том, что их члены не выбирались из торгово-промышленной среды, но назначались министром финансов. Эти учреждения целиком зависели от правительства и по сути сами были полуправительственными органами, не пользовались поэтому влиянием и авторитетом в предпринимательской среде, и, самое главное, практически бездействовали. Провинциальные же комитеты не получили широкого распространения, поскольку их основание производилось по желанию местных городских или купеческих обществ, а участие в них не было обязательным. Финансирование же комитетов проводилось за счет городских общественных сумм или добровольных взносов купечества. Естественно, что на таких условиях комитеты торговли и мануфактур были основаны не во многих городах, да и некоторые из возникших так и остались на бумаге (всего к началу XX века в России было 15 комитетов). Кроме того, возникновение и состав комитетов торговли и мануфактур было зачастую довольно случайным. Так же как Совет торговли и мануфактур и его московское отделение, большинство провинциальных комитетов, за редким исключением, не занимались активной деятельностью и не имели никакого веса среди торговцев и промышленников. Самой многочисленной группой представительных организаций были биржевые общества и биржевые комитеты. А.А.Вольский в докладе на первом Съезде Союза торговых и промышленных предприятий в январе 1906 года говорил о существовании в России на 1905 год около 55 бирж. Л.Е.Шепелев приводит цифру 85. Точное количество определить весьма трудно, поскольку многие биржи в небольших городах существовали только на бумаге, имели место также случаи функционирования биржевых комитетов при отсутствии всякой биржевой деятельности, - то есть такой комитет изначально организовывался только для представительства интересов местного купечества. Подобная практика, видимо, была достаточно распространена, поскольку отдел торговли министерства финансов счел нужным в объяснительной записке к проекту Положения о выборных учреждениях торгово-промышленного класса и о биржевом устройстве специально оговорить подобный случай. Так или иначе число биржевых комитетов было довольно значительным, а их представительная деятельность достаточно активной. Вообще говоря, сферой их компетенции являлось заведование биржевой торговлей, однако ввиду отсутствия в России нормального порайонного представительства торгово-промышленных интересов, биржевые комитеты на практике стали осуществлять функции совещательных учреждений, выполняя роль, для которой собственно создавались комитеты торговли и мануфактур. В 1903 году на Совещании о нуждах торгово-промышленного класса и биржевой реформе констатировалось, что "из числа общественных торгово-промышленных организаций биржевые установления оказались наиболее жизненными и наиболее приближающимися к типу представительных выборных учреждений". Главным достоинством биржевых обществ как представительных учреждений было то, что в них в большей степени, чем в любых других организациях уравновешивались и согласовывались интересы торговли и промышленности и их различных отраслей.12

  Основные  группы давления образовались в СССР уже к 50-60-ым г.г. XX века. В основном это территориальные и отраслевые лобби, оформившиеся на базе крупных  монополий - ВПК, машиностроительного комплекса и металлургии, с 60-ых годов – нефтегазовой, с 70-ых годов – атомной энергетики. Каналами лоббирования интересов были министерства, комитеты КПСС. Существовавшие способы лоббирования вряд ли можно назвать легитимными и гласными. Государственная политика проводилась в интересах отраслевых каналов, ряд которых во многом был неподконтролен даже Политбюро. К 70-ым годам отраслевые группировки окончательно оформились. Перестройка изменила политическую систему российского общества, а вместе с тем и систему лоббирования. Коренные изменения в политической системе государства дали много возможностей для различных групп для представления своих интересов в органах государственной власти. Также у многих людей, раньше имевших довольно высокий социальный статус, но не имевших доступа к власти, появилась возможность получить власть. Ярким примером этого явления можно считать директорский корпус. При СССР директор завода вряд ли мог стать руководящим членом КПСС, в сегодняшней России бывшие директора зачастую стали политиками регионального уровня. В связи с провозглашением свободы слова СМИ стали играть значительную роль в политическом процессе России. Например, НТВ в президентской предвыборной кампании 1996 года оказало значительную поддержку Б.Н. Ельцину, а ОРТ во время парламентской кампании 1999 года явно лоббировало интересы сил, направленных на снижение уровня популярности политического движения «Отечество – Вся Россия», а также их лидеров – Ю.М. Лужкова и Е.М. Примакова.

  Очень важным и заметным субъектом политической жизни страны стал так называемый «новый бизнес», который по мере своего развития и вхождения в мировую экономическую систему, все время расширяет сферу своих интересов. Экономическая деятельность, как никакая другая, нуждается в представлении своих интересов в органах государственной власти: предприятиям необходимы многочисленные льготы, понижение стоимости пошлин и так далее. На данный момент в России лоббисты, как правило, преследуют экономические цели, представляют интересы бизнеса.

Функции лоббизма

  «Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что  может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему  обществу. Совсем необязательно, что  лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе. Вот основные функции лоббизма:

  • посредничество между обществом и государством

  Лоббисты  представляют интересы общества перед  органами государственной власти. Добиваясь  своих, чаще всего экономических  целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.

  • замещение представительства

  Лоббисты  в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.

  • упорядочивание плюрализма общественного мнения

Многие партии имеют похожие программы, которые  не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий.

  • информационная  функция

  Такой канал  лоббирования как СМИ выполняет  функцию информирования широкой  публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

  • постановка актуальных вопросов

  Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.

  Есть интересное исследование Института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается  деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:

  • защита от коррупции в государственных органах власти – 57 %
  • поддержка в борьбе с бюрократизмом – 54%
  • помощь в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозов - 47 % 13

Этапы лоббистской деятельности

 

  Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности :

  1. сбор информации

  Сбор информации – первый и важнейший этап лоббистской  деятельности. Для лоббиста необходимо владеть всей полнотой информации по вопросу, которым он занимается. Источниками такой информации могут быть:

  • официальные документы
  • статистические данные
  • слушания в органах законодательной власти
  • неформальные встречи с представителями органов государственной власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.

  2. коалиционное  строительство

  Следующим этапом работы лоббиста является поиск  союзников для реализации своих  целей. Понятно, что объединение  каких-либо организаций имеет большие  шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Например, по вопросам о правах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная Женская Организация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.

  1. процедура лоббирования
        • непосредственное лоббирование (прямое)

  Прямое  лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом, принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило, высказывает лицу, принимающему решение, свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее конкретными данными. Можно выделить несколько способов прямого лоббирования:

  • выступление на слушаниях по законопроектам. Этот метод дает возможность лоббистам открыто выразить свои интересы. Это наиболее заметная для публики часть деятельности лоббистов. Лоббисты могут, как участвовать в разработке законопроектов, так и представлять уже готовые законопроекты комиссиям и комитетам законодательных органов.
  • личные встречи с лицами, принимающими решение, они могут быть, как формальными, так и неформальными.
  • преподнесение подарков лицам, принимающим решение.
  • опосредованное лоббирование (непрямое)

Информация о работе Лоббизм в политике