Лоббизм в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 20:55, реферат

Описание

Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЛОББИЗМА
2. ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ТИПОЛОГИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ УКРАИНЫ5.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

  Наличие лоббистских функций (таких, как  представительство интересов организации) в определении иностранного агента способствовало продвижению интересов иностранных компаний с США после Второй Мировой войны. В 1966 году в этот закон были внесены поправки. Официально признавался факт существования иностранного лоббизма. С этого времени начинают различать лоббирование в пользу или от имени иностранных государств и партий, а также лоббирование интересов иностранных корпораций. После принятия в 1995 году закона «О раскрытии лоббистской деятельности», деятельность лоббистов, работающих на иностранные корпорации стала регулироваться новым законом, а регулирование лоббирования политических интересов иностранных государств и партий осталось за старым законом.

  В Канаде тоже существует закон о регистрации  лоббистов, принятый в 1998 году. В законе предусмотрены две категории лоббистов – профессиональные и иные лоббисты. Регистрацией лоббистов занимается специальный регистратор при Федеральной службе актов гражданского состояния Канады, который по результатам своей работы готовит и направляет доклад о лоббистах в каждую палату парламента.

  Европейское регулирование лоббизма отличается от американского более мягким подходом. В европейских странах, как правило, нет единых законов, регулирующих лоббистскую  деятельность, она регулируется разными нормативными актами, которые регулируют сферы деятельности, прямо или косвенно связанные с лоббизмом, например, положения о законодательных органах.

  В соответствии с мнением одного британского  эксперта основные требования, предъявляемые в лоббистской деятельности в Европе, включают следующее:

  1. Не скрывать «коммерческих» отношений между политическими и частными структурами, профсоюзами и групповыми лоббистами, в том числе факты подношение подарков политикам и предоставление различных услуг со стороны лоббистских групп;
  2. Списки лоббистов необходимо регистрировать, публиковать и предоставлять данные общественности и средствам массовой информации;
  3. Система регистрации лоббистов должна включать предоставление данных о лоббисте и фирме, интересы, которой он представляет, при этом допустимо отсутствие конкретизированной информации о вопросах, по которым ведется лоббирование;
  4. Нельзя включать в понятие «лоббист» тех. Кто пытается воздействовать на политический курс исключительно посредством связи с общественностью через средства массовой информации или привлекая своих сторонников к составлению и отправке писем в адрес парламентариев и государственных чиновников;
  5. Регистрацию лоббистов необходимо стимулировать путем выдачи им пропуском в здания и помещения парламента.
  6. Необходимо постоянно обновлять списки лоббистов.
  7. Систему регистрации необходимо регулярно совершенствовать.
  8. Во избежание дополнительных расходов и бумажной волокиты публиковать списки лоббистов для общественности только раз в год.
  9. Для частичного покрытия расходов по управлению лоббистской деятельностью вводить регистрационный взнос, но его размер должен быть довольно скромным, чтобы стимулировать участие небогатых организаций.

  В Германии, которая является ярким представителем стран с европейской (или континентальной) моделью лоббизма, нет единого федерального закона о лоббистской деятельности. Ее регулируют ряд нормативно - правовых актов. Среди них наиболее важным и значимым можно считать «Единое положение о федеральных министерствах». Согласно этому документу, министерства имеют право привлекать к работе над законопроектами вневедомственных экспертов, консультантов и иных представителей «заинтересованных профессиональных кругов». «Положение» наделяет руководство министерства правом организовывать по мере надобности на временной или постоянной основе различные совещательные органы для решения своих внутренних задач в процессе подготовки законопроектов. Следует упомянуть «Регламент деятельности германского Бундестага», который предусматривает возможность проведения в парламентских комитетах публичных слушаний «экспертов и представителей интересов» Однако необходимо добавить, что из этого пункта Регламента не вытекает непременное и неотъемлемое право лоббистов присутствовать на этих публичных слушаний. В конечном счете каждый комитет полномочен решать, кого из представителей надо заслушать. В 1972 году был принят закон, предусматривающий обязательную публикацию в специальном издании так называемого «лоббистского списка» - перечня различных союзов, объединений и их персональных представителей, желающих получить официальный доступ к парламенту и федеральному правительству.

  За выполнением  законодательных норм в Германии следят строго, однако как показывает практика, в этом случае общее правило  не работает. В такой сложной сфере общественной жизни, как политическая, сложно определить ту тонкую грань, которая отделяет дозволенное от недозволенного. Известно, что открытые слушания в комитетах Бундестага зачастую бывают ли показными мероприятиями для общественности, а все ключевые вопросы уже решены заранее, в кулуарах.

  Характерным для европейских стран является существование этических кодексов лоббистов.Согласно немецкому кодексу  поведения лоббистов, лоббист должен:

  • быть носителем знаний;
  • восполнять недостаток информации; у чиновников и парламентариев, если они получают информацию от лица, представляющего чьи-либо интересы, должно сложиться впечатление, что они кое-что изучают дополнительно и узнают больше, чем прежде;
  • создавать опережение информации;
  • сокращать пути передачи информации;
  • быть всегда на месте; лоббист должен быть по возможности, как можно ближе к «эпицентру событий»;
  • начинать действовать как можно раньше; лобби не должно терять времени, оно должно заранее знать, что происходит, и немедленно начинать действовать;
  • работать превосходно и осторожно; лобби лишь в том случае работает превосходно, если учитывает последствия для общества в целом и в частности для групп, интересы которых он представляет; представлять интересы надо с политической осторожностью;
  • требовать в меру; лицо, представляющее чьи-либо интересы, должно сдерживать свой инстинкт, выдвигать требования и высказывать пожелания; оно не может требовать все время и уж тем более должно требовать многого;
  • завоевывать доверие; лоббист, начинающий работать в столице Федерации, должен пользоваться таким доверием, чтобы его выслушивали с интересом и внимательно;
  • заслуживать доверие; при представлении интересов не должен иметь место дефицит доверия; лица, представляющие чьи-либо интересы должны остерегаться говорить об одном и том же по-разному;
  • вести себя очень осторожно, не заниматься надувательством; ничто не может быть более опасно для лоббиста, чем пытаться достигнуть цели с помощью трюков и обмана;
  • быть уверенным в себе и иметь чувство собственного достоинства;
  • соблюдать нейтралитет по отношению к политическим партиям;
  • уметь заверить группы, созданные на основе общности интересов в том, что лоббисты хотят предложить точную объективно обоснованную помощь;
  • уметь убеждать общественность; без поддержки общественного мнения лицам, представляющим чьи либо интересы, было бы трудно вникнуть в процесс решения важных политических вопросов;
  • знакомить друг с другом подходящих людей; успех лоббиста в значительной мере зависит от того знает ли он компетентных собеседников по данной теме и сможет ли он познакомить их в нужный момент;
  • работать незаметно;
  • изредка оказывать знаки внимания; в столице сложно делать подарки и оказывать знаки внимания, необходимо знать что разрешено, а что нет; хотя и предусмотрены накладные расходы, но он должен проявлять при этом крайнюю скромность;

  Этот кодекс подчеркивает, что компетентность лоббиста превыше всего. Кто имеет более  убедительные аргументы и выделяется компетентностью в данном вопросе, творческим подходом и, если это возможно, исключительностью, тот закрепляет свои позиции и показывает себя на деле как лоббист.

  Высказывание  пожеланий лица, представляющего  чьи-либо интересы, будь то в письменной или устной форме, должно быть сформулировано содержательно и точно. Лоббист  не должен произносить самое важное в неподходящий момент.

  В условиях бурно идущей глобализации, все большее  значение в политической жизни стран  Европы принимают общеевропейские  учреждения, такие как Европарламент. Регулирование лоббизма на уровне Европейского Союза показательно как практика обобщения накопившегося в странах с богатыми традициями представительной демократии опыта. Недавно был разработан «добровольный кодекс» поведения лоббистов на основе экспертных оценок представителей стран-участников ЕС. История регулирования лоббизма в ЕС началась в 1989 году, когда евродепутат-социалист, представляющий Данию, внес запрос на рассмотрение этого вопроса Европарламентом. По поручению законодателей, бельгийский евродепутат М. Галле подготовил предложения по составлению кодекса поведения и открытого регистра лоббистов. Он сформулировал определение лоббиста как лица, выступающего по поручению третьей стороны в защиту этой стороны.

  Обсуждение  доклада Галле подтолкнуло Еврокомиссию к формулированию к формулированию собственного, более широкого подхода, суть которого заключается в необходимости разработки саморегулирующейся модели контроля за лоббистской деятельностью представителей различных интересов, в том числе и путем стимулирования самоорганизации групп интересов. Группа консталтинговых фирм, также работавших в то время над проектом создания кодекса поведения лоббистов, выступила с предложением претворять его в жизнь на основе добровольного саморегулирования. После долгих споров проект был утвержден на пленарном заседании Европарламента в мае 1997 года, при этом поправка, которая бы обязывала лоббистов ежегодно отчитываться о проделанной работе, не прошла.

  Были одобрены и два последующих доклада, подготовленных по поручению Европарламента и предлагавших ввести регистр лоббистов. Их авторы - евродепутаты, лейборист Форд (Великобритания) и либерал Нордман ( Франция) считают, что система стимулирования регистрации лоббистов (те же пропуски в здания, где расположены институты ЕС) должна дополняться требованиями о декларировании подарков и услуг, оказанных депутатам и чиновникам, такое же обязательство предлагается взять на себя и депутатам.

  Такой подход можно смело назвать мягким, характерным  и для стран Европы в отдельности. В данный момент заинтересованные лица (евродепутаты, еврочиновники, профессиональные евролоббисты) исходят из необходимости создать добровольный кодекс лоббистской деятельности. Отчасти такое мнение достаточно широкого круга лиц подкрепляет и факт отсутствия сколько-нибудь значительных случаев коррупции и прямого подкупа лоббистами чиновников, экспертов и других участников лоббистского взаимодействия на уровне ЕС, поисками которых по поручению Европарламента занималась специальная комиссия.

  Специфической особенностью лоббизма в нашей стране является то, что как правило оно направлено не на представителей законодательного органа (Федерального Собрания РФ), как в западных странах и в США, а на представителей исполнительной власти. Для России действительно характерно то шуточное определение лоббизма, которое стало так популярно в последнее время, как «открывание лбом дверей кабинетов чиновников». Граница дозволенного и недозволенного в современной России вообще определяется с трудом, а тем более в политической сфере. Лоббизм в России понимается очень многими как подкуп. В нашей стране необходимо изменить отношение к лоббизму, признать его равнозначным каналом реализации интересов наряду с другими, стимулировать развитие «культуры участия» через лоббирование различных, не только элитных и корпоративных интересов.

  В данный момент ведутся споры на какую  из двух существующих в мире моделей  лоббизма - англосаксонскую или континентальную - надо ориентироваться нам. В середине 90-ых годов были предприняты попытки  перенять американскую модель, принять  закон о регулировании лоббизма, в это время был разработан проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Под лоббизмом в данном законопроекте подразумевается «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством» Проект оговаривает методы лоббистской деятельности, права лоббистов, порядок их регистрации и отчетности. Однако в законе в проекте прослеживается некоторая неточность, некоторая размытость в определениях прав и обязанностей лоббистов. Некоторые статьи проекта, например, требующие от лоббиста предоставление сведений о клиенте, в пользу которого осуществлялось лоббирование, а также выплаченных ими финансовых средств трудно выполнимы в современных российских условиях тем более, что эффективных методов проверки достоверности таких данных не предлагалось. Мнение экспертов, занятых работой по профессионализации лоббизма, относительно необходимости в принятии такого закона однозначно негативно. Многие специалисты заранее убеждены в ненужности и крайне малой эффективности закона. Закон может работать только при условии его включения в лоббистскую практику в комплексе законодательных норм, регламентирующих те сферы деятельности, которые соприкасаются с объектом регулирования законодательства о лоббизме (государственная служба, местное самоуправление и другие). Еще более важной и очень трудноразрешимой является проблема преодоления дефицита доверия в обществе к лоббистской деятельности как таковой при том, что те методы лоббистской деятельности, которые выходят за рамки любых нормативно-правовых норм, признаются обществом единственно эффективными.

  Проект  закона не был одобрен Государственной Думой, попытки установить в России такую модель, которая сложилась в Америке и Канаде, не увенчались успехом. Сейчас все больше слышны голоса тех, кто выступает за принятие европейской модели лоббизма. Число сторонников принятия этического кодекса, исполнение норм которого может быть только добровольным растет, однако и сейчас уже понятно, что его вживление в российскую политическую практику – процесс длительный. Между тем именно этическая сторона деятельности лоббистов вызывает негативную реакцию общественности. Процесс оформления в нашей стране цивилизованного лоббизма возможен только с перестройкой сознания населения, с реформой законодательства, с качественными изменениями всего политического устройства нашего государства. 

  Заключение

  Таким образом, подводя итог, можно сказать, что  основное отличие двух сложившихся  в мире моделей лоббизма заключается  в способе их регулирования. В  странах Северной Америки и Австралии  существует четкое правовое регулирование  лоббизма, существуют специальные законы, регулирующие эту сферу деятельности. В большинстве европейских государств нет такого прямого регулирования лоббизма, эта деятельность регулируется косвенно такими нормативными актами, как «Регламент Бундестага» и закон «О федеральных министерствах» и так называемыми этическими кодексами, выполнение которых добровольное. У каждой из этих моделей есть свои преимущества и недостатки. Несомненным преимуществом американской модели можно назватьчеткое регулирование этого вида деятельности, отсутствие разночтений. Однако понятно, что таким образом можно регулировать только прямой лоббизм, а более эффективный непрямой остается вне внимания законодателей. Необходимо также заметить, что законодательство меняется очень медленно, это длительный процесс, сопряженный с официальными мероприятиями. С этой точки зрения европейский вариант регулирования лоббизма кажется более реалистичным. Провозглашая добровольность исполнения норм этических кодексов, специалисты тем самым, на мой взгляд, очерчивают круг профессиональных лоббистов, здесь прослеживается аналогия с профессиональными кодексами специалистов по PR. Исполнение норм этических кодексов становится делом профессиональной чести для каждого специалиста.

  В российских условиях, когда исполнение норм права  почти общепризнанно невозможным, сложно представить работающий федеральный закон о регулировании лоббизма, тем более что вопрос о самом существовании цивилизованного лоббизма в нашей стране остается открытым. Однако с другой стороны создание профессионального кодекса лоббистов, выполнение которого было бы добровольным, подразумевает наличие определенной политической и правовой культуры, как у лоббистов, так и у тех, на кого направлена лоббистская деятельность (депутаты, чиновники и др.). Положение дел на данный момент, когда в Государственную Думу попадают совершенно случайные люди, не позволяет говорить и о принятии в России в ближайшее время европейской модели лоббизма. На мой взгляд, становление в России цивилизованного лоббизма – длительный процесс, одним принятием закона либо некоего этического кодекса эту проблему не решить, необходимо изменение общественного сознания, разработка механизма исполнения законов , появление в России большого количества профессиональных политиков и лоббистов.

Информация о работе Лоббизм в политике