Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:32, реферат
Лобби́зм — давление на парламентария путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
Введение
1. Лоббизм как общественно необходимое явление.
1.1 История понятия.
1.2 Предпосылки существования лоббизма.
1.3 Типы лоббизма и критерии публичного лоббирования.
1.4 Формы и уровни лоббизма, его методы. Фазы процесса лоббирования.
1.5 Общественное значение лоббизма.
2. Лоббирование в структурах исполнительной власти.
3. Парламентский лоббизм.
3.1 Отличие парламентского лоббизма от других форм лоббирования.
Заключение
Список использованных источников
2. Лоббирование
в структурах исполнительной власти.
Лоббирование
в структурах исполнительной власти
в Украине не отличается разнообразием
форм. Однако этот уровень лоббистской
деятельности заслуживает особого внимания
ввиду его исключительной эффективности
для украинских лоббистов и почти тотальной
распространенности "прямого теневого"
лоббирования.
Своей эффективностью
данный уровень обязан тому обстоятельству,
что структуры исполнительной власти
имеют мощные рычаги контроля производства,
финансов и банковской деятельности. Само
же регулирование государственными структурами
этих сфер не подвергается достаточному
контролю со стороны негосударственных
организаций или средств массовой информации.
Со своей стороны, он "сам" - такой
же центр протежирования. Всего же основных
"центров патронажа" можно насчитать
несколько: Кабинет Министров, Верховная
Рада, администрация Президента (вместе
с Президентом Украины), Совет национальной
безопасности, Национальный банк Украины.
Значимость такого лоббирования обусловлено
обстоятельством, что на высшие уровни
власти выходят представители большого
бизнеса, руководители предприятий и банкиры.
В руках этих немногочисленных представителей
элиты сосредоточена львиная доля национальных
богатств. Поэтому движение этих капиталов,
благодаря объемам и их высокой концентрации,
определяет положение экономики страны
в целом. При сверхвозможностях в регулировании
экономики, которыми обладает власть,
она способна обращать ее развитие в благоприятном
для отдельных групп направлении.
В Украине большой бизнес без протекции
вести невозможно. Среди причин подобного
положения дел часто называют либо жесткое
регулирование бизнеса со стороны государства,
либо несовершенство законов, либо же
тесное сращение власти и бизнеса. Однако
наиболее вероятно, это только последствия
определенных, более глубоких причин.
Создается впечатление, что бизнесмены
сами провоцируют должностных лиц к протекции,
поскольку ищут легких путей к успеху
в делах. А должностные лица стимулируются
к протекции большими финансовыми возможностями,
которые открывает для них "сотрудничество"
с предпринимателями.
Такой же важной особенностью лоббизма
на уровне исполнительной власти, является
ситуация, когда ведомства лоббируют интересы
государственных предприятий либо "своих",
привилегированных, коммерческих структур.
Подобная тенденция усилилась приблизительно
с 1996 года: государственным предприятиям
искусственно создавалось монопольное
положение на рынках, они пытались занять
место коммерческих структур в поставках
сырья и энергоносителей, торговле продукцией.
Жесткая по методам протекция отягощается
еще и тем, что ведомства получают в свое
распоряжение значительные бюджетные
средства, предоставляют госгарантии
посредникам на поставки энергоносителей.
Среди
не очень многочисленных форм лоббистской
деятельности на уровне руководства
страны часто применяется прямое,
индивидуальное лоббирование. Суть его
заключается в непосредственных личных
контактах бизнесменов с высшими должностными
лицами страны с целью получения определенных,
часто весьма существенных преимуществ
на рынке: получение "дешевых" кредитов
под гарантии правительства (часто за
них потом расплачивается из бюджета государство),
получение квот на поставки нефти, газа
и т. п., получение налоговых, таможенных
или других льгот и иных послаблений или
преимуществ. В обмен должностное лицо
получает финансовую поддержку на будущее
(например, на выборах). В некоторых случаях
протекция предоставляется фирме, в доходах
которой имеет свою долю само должностное
лицо или его родственники. Подобная "защита
интересов" основывается на больших
административных возможностях чиновника.
Такие же властные рычаги используются
политиками для обеспечения "путей
отступления" - своего политического
будущего на случай потери должности.
С этой целью политик, которому угрожает
потеря должности, используя властные
рычаги, создает "под себя" структуру,
которую он после отставки возглавляет.
Это может быть "благотворительный
фонд", или "общество", или "союз",
или любая другая форма общественной организации.
Она имеет определенные льготы и занимается
коммерческой деятельностью. Главной
целью этой структуры может быть обеспечение
плацдарма для дальнейшей политической
деятельности, выполнение функций "крыши"
для "своих" коммерческих структур,
финансирование определенных политических
групп или же просто занятие бизнесом.
Подобное лоббирование по форме является
самопротекцией, обеспечением "запасной
структуры для отступления".
Лоббистская
деятельность на уровне высших государственных
органов характеризуется еще
одной особенностью: достаточно сильные
группы бизнесменов, чтобы влиять на
принятие решений, стараются входить
в состав консультативных "Советов
предпринимателей при..." либо же номинально
занимать должности внештатных советников,
помощников при высшем чиновнике. И до
недавнего времени как Президент, так
и премьер-министр были окружены огромной
толпой "советников". В общем, если
кто-либо из бизнесменов являлся штатным
или внештатным советником, это было признаком
того, что предприниматель приближен к
высшему должностному лицу и успешно лоббирует
свои интересы на самом высоком уровне.
Подобная тактика даже получила сленговое
название "доступ к телу". Вкратце
сквозь эту призму рассмотрим деятельность
некоторых таких "консультативных"
лоббистских структур.
3. Парламентский
лоббизм
3. 1 Отличие парламентского
лоббизма от других форм лоббирования
Лоббирование
на уровне парламента - одновременно одна
из форм лоббизма в Украине. Ввиду того,
что Верховная Рада, согласно Конституции
Украины, имеет существенные полномочия,
она, наряду с Кабинетом Министров и Администрацией
Президента, является одним из наиболее
значительных "центров патронажа"
для директората, предпринимателей и банкиров.
Значение парламента как центра лоббистской
деятельности обусловливается тем, что
он имеет возможность блокировать решения
Кабмина и Президента, издавать законы,
касающиеся непосредственного регулирования
процессов приватизации конкретных предприятий.
Парламентский
лоббизм имеет важные особенности,
которые определяют все его отличия
от других форм лоббирования. В отличие
от Кабмина или администрации
Президента, решения в Верховной
Раде, как правило, принимаются коллегиально,
в результате голосований, и поэтому с
учетом противоположных позиций фракций
или групп депутатов или позиций союзников
парламентских блоков. Это вызывает дебатирование
законопроектов, а, следовательно, несмотря
на наличие значительной части кулуарных
договоренностей, и определенную открытость
процесса принятия решений. Во-вторых,
структура ВР, ее разделение на фракции
предусматривает четкую организацию лоббистского
процесса. Большинство фракций преимущественно
являются и мощнейшими лоббистскими структурами.
В-третьих, цивилизованность деятельности
парламента и исполнительной власти все
же обусловливается хотя и недостаточно
эффективным, но распределением ветвей
власти. Парламент имеет возможность блокировать
решения исполнительных структур, являющиеся
следствием "теневого" лоббизма и
протекции. В конце концов, часто так и
бывает: Верховная Рада неоднократно останавливала
введение в действие указов или постановлений,
наносящих вред экономике страны. Кроме
того, в парламенте СМИ имеют значительно
больше возможностей выполнять свои функции
освещения политических событий. Благодаря
наличию в ВР конкуренции между группами
депутатов, коллегиальности принятия
решений и системы противовесов относительно
исполнительной власти, пресса и телевидение
имеют возможность доступа к информации,
что при отсутствии этих трех условий
было бы невозможным.
Обозначенные характерные особенности
работы парламента - делают его наиболее
перспективным для процесса "оцивилизовывания"
лоббизма. Однако состав, работа ВР имеют
несколько черт, делающих этот процесс
очень нелегким делом. До недавнего времени
парламент имел возможность тормозить
процессы приватизации даже на отдельных
предприятиях. Вместе с тем, в отличие
от депутатов стран развитой демократии,
отечественные парламентарии пока что
занимаются лоббизмом непосредственно,
как правило, без посредников - профессиональных
лоббистов.
Очень важным фактором, питающим "теневое"
лоббирование в парламенте, является большой
удельный вес в нем БПГ. Чрезвычайно влияет
на деятельность парламента сосредоточение
в руках Президента и его администрации
рычагов и значительных возможностей
влияния. И, наконец, отсутствие закона
о лоббизме совсем не способствует тому,
чтобы лоббистская деятельность в парламенте
приобретала цивилизованные формы.
Нынешняя Рада, с точки зрения развития
лоббизма в Украине, имеет существенное
отличие от парламента минувшего созыва.
Это отличие состоит в том, что в составе
новой ВР есть значительная часть бизнесменов,
промышленников и банкиров - "цвет"
деловой элиты Украины. Можно даже вести
речь о массовом "движении" предпринимателей
в парламент. Среди них - более 180-ти руководителей
предприятий и лиц, имеющих отношение
к бизнесу.
"Поход"
бизнесменов в политику
Кроме того, в последнее время роль парламента
как "центра патронажа" очень возросла,
и поэтому предприниматели, особенно объединенные
в клановые группы, рассматривают Верховную
Раду как инструмент продвижения интересов
своего бизнеса. Преобладающее большинство
депутатов-бизнесменов сконцентрировано
во фракциях, ориентирующихся на исполнительную
власть и Президента. Это объясняется
общей установкой власти, которая заставляет
предпринимателей в парламенте проводить
ее политику. Таким образом, парламентарии-предприниматели
руководствуются не идеологическими принципами,
а преимущественно интересами своего
бизнеса или группы и конъюнктурой политического
рынка. Однако в силу выше означенных условий
и особенностей лоббистской деятельности
в парламенте они вынуждены будут поставить,
хотя бы отчасти, процесс лоббирования
на более цивилизованные, демократичные
"рельсы", создавать общие "правила
игры", а не лоббировать "прямым"
способом…
Заключение
Закон
о лоббистской деятельности Верховной
Радой рано или поздно будет принят.
Но настоящая борьба за демократию
во взаимоотношениях между государством
и деловой элитой Украины только начнется.
Лоббизм в Украине будет регулироваться,
как и в США, не одно десятилетие.
Принятием закона о лоббизме ограничиваться
не следует. Нужен специальный орган, который
контролировал бы лоббистов. Нужно создать
при парламенте специальную службу, которая
в противоположность аргументам лоббистов
давала бы законодателям объективные
оценки законопроектов.
Тем не менее, основной проблемой все-таки
будет внедрение законодательства о лоббизме
в жизнь. Оно столкнется с незрелостью
лоббистской культуры деловых кругов,
лоббистов, депутатов и чиновников - слишком
удобно продвигать интересы негласно,
как это часто делается сегодня. Обычные
силовые меры не помогут - история провала
всяческих государственных программ борьбы
с коррупцией служит тому примером. Нужна
тщательная пропагандистская работа,
разглашение практики цивилизованного
лоббирования, приведение множества аргументов
в его пользу, а также личный пример отечественных
лоббистов.
Определяющую роль, которую должна играть
в процессе демократизации лоббизма этика
делового поведения лоббиста. Бесспорно,
настанет время, когда появится необходимость
выписывания и принятия этических норм,
правил и даже Кодекса делового поведения
лоббиста. Путь к открытому, честному лоббизму
нелегок, он требует решительного отхода
от старых стереотипов, отказа от применения
более легких способов продвижения интересов.
"Теневое" лоббирование не определяется
сложностью экспертной, аналитической
работы, необходимостью иметь основательные
знания законов, достаточно лишь войти
в доверие к чиновнику или депутату. Оно
не требует тех качеств личности, так необходимых
в конкурентной борьбе, ведь "теневой"
лоббизм в общих чертах - это инструмент
слабых духом людей, которые боятся честной
состязательности. И тем большее удовлетворение
получит тот, кто станет на путь открытой
захватывающей игры, которая называется
борьбой интересов.
Список
использованных источников
1. А.И. Кирпичников. Взятка и коррупция в России. - Санкт-Петербург: Альфа, 1997.
2. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды// Вестник МУ. Сер.12. Политические науки. – 2004. – №4. – С.26-35.
2. Лобби. Политология, энциклопедический словарь. - М.,1993. С.159.
3. Политология: Энциклопедический словарь. М.; 1993. – 540 с.
4. Политология: учебник // под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 1999. – 454 с.
5. Ю. Зущик Лоббизм в Украине / Ю. Зущик // Внутренняя политика. – Киев.- 2000.