Марксизм-ленинизм как политическое учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:56, контрольная работа

Описание

Политика как особая сфера деятельности и политические воззрения как мысленное ее отражение существуют с незапамятных времен. Однако есть основание считать, что научное объяснение политических реалий и соответственно формирование научной политики стали вполне возможны только с возникновением марксизма-ленинизма.

Содержание

Введение. 3
1. Авторы теории марксизма-ленинизма. 4
2. Содержание теории марксизма-ленинизма. 8
3. Политическая практика марксизма-ленинизма и ее оценка. 14
Заключение. 19
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

СР №1. Политология. Жакенов А.К..doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

         Помимо  России многие социалистические революции  начались в менее развитых капиталистических и отсталых полукапиталистических, докапиталистических, феодальных, ранее колониальных странах (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея, Куба). Революции в Германии в 1918 г. и Венгрии в 1919 г. не переросли в победоносную социалистическую, что могло бы кардинально усилить социализм и существенно изменить весь ход всемирной истории.

         Россия, вырвавшись после революции 1917 г. вперед в создании нового типа политических (власть народа через Советы), социально-экономических (общественная собственность на главные средства производства), национально-интернациональных (дружба и сотрудничество многонациональных и разнонациональных народов) отношений, в то же время была еще отсталой в области экономики и культуры. «Мы, пролетариат России, — писал В.И.Ленин, — впереди любой Англии и любой Германии по нашему политическому строю, по силе политической власти рабочих и вместе с тем позади самого отсталого из западноевропейских государств по организации добропорядочного государственного капитализма, по высоте культуры, по степени подготовки к материально-производственному «введению» социализма»1. Поэтому нужно преодолеть эту общественную диспропорциональность и броситься догонять развитые капиталистические страны, и прежде всего Германию, по уровню их экономического, технико-организационного, культурного прогресса.

         Ленинская концепция строительства социализма носила комплексный и глубинный характер. Она включала пять основных блоков: экономическое строительство; социальное развитие; политическое, демократическое развитие; идейно-духовное, научно-культурное, нравственное развитие; национальное, межнациональное, интернациональное развитие.

         Двумя главнейшими факторами, пронизывающими все эти блоки и скрепляющими их в одно целое, были: (1) самостоятельное и творческое созидание трудящимися, народом социализма, (2) труд как основа прогресса общества и главный способ самореализации жизненных потенций человека. Как подчеркивал В.И.Ленин, «напрасно приписывают нам то, что мы хотим насильно ввести социализм <...>. Мы готовы помочь рабочим в осуществлении социализма»2. Социализм успешен и защищен тогда, когда его создает свободный и самодеятельный народ — хозяин страны. Если трудящиеся, граждане чувствуют, что это общество «не их», а командной верхушки, они не пойдут по доброй воле защищать его, как это и случилось в СССР — России в августе 1991 и в октябре 1993 года.

         Труд  и только эффективный труд обеспечивает прогресс общества, цивилизации, народа и человека. Сломав решающую ориентацию на труд, горбачевское и особенно ельцинское «руководство» тем самым разрушило в СССР — России страну, общество, цивилизацию, повернуло на путь деградации народ и человека. При социализме, многократно подчеркивал В.И.Ленин, особенность труда, в отличие от капитализма, в том, что это труд «на себя», это добровольный, сознательный, эффективный, контролируемый и самоуправляемый труд трудящихся как хозяев власти и собственности, а не отчужденных от них.

         Конечный  смысл и оценка комплексного, гармоничного социалистического общества, строящегося на труде и на самовластии, самоуправлении народа, в том, что это — «лучшее общество», говоря словами В.И.Ленина, по сравнению с предшествующим, капиталистическим. «Мы хотим добиться нового, лучшего устройства общества: в этом новом, лучшем обществе не должно быть ни богатых, ни бедных, все должны принимать участие в работе <...>. Это новое, лучшее общество называется социалистическим обществом»3.

         Для обеспечения практических успехов  социализма в развитии и прогрессе экономики, образования, культуры, науки не только возможно, но и необходимо использовать весь передовой мировой опыт, в том числе капиталистических стран. Но при главнейшем социально-политическом условии — под руководством и под контролем социалистической, Советской власти. Социализм при этом так и останется социализмом. Более того, он станет еще более могущественным и сильным, что подтверждает нынешний опыт использования социалистическим Китаем и социалистическим Вьетнамом под руководством коммунистических партий новейших технико-экономических и научно-культурных достижений ведущих капиталистических стран.

         Социалистическая  практика дает огромное разнообразие путей движения к социализму и  его последующего развития, выявляя  диалектику общего в социалистическом прогрессе и особенного в конкретном воплощении этого социалистического прогресса в разных странах, регионах мира, у народов с различными историческими, национальными, бытовыми традициями и спецификой. В своей практике, особенно в разных регионах мира и на разных континентах, социализм раскрывает огромное богатство проявления, свои «цвета» и специфику, неодинаковость и определенную непохожесть. В этом нет ничего опасного, когда речь идет о социалистических по существу странах.

         А разве одинаковы и похожи друг на друга капиталистические страны? Даже в верховодящей «семерке» есть с одной стороны США, с другой — Япония, с одной стороны Канада, с другой — Германия, далее — Великобритания, Франция, Италия. Все со своими особенностями, значительными отличиями, большой спецификой и традициями. А менее развитые и просто отсталые капиталистические страны, которых большое количество! И это нормально. Социализм же вообще, как новое общество, должен быть богаче и разнообразнее по содержанию и форме, по методам и путям развития, при единой сущностной социалистической основе.

         Очень важный урок для социализма в XX веке сводится к тому, что становление и развитие социализма есть сложный диалектический процесс. Он совершается через постоянно объективно возникающие противоречия и в определенных и конкретных условиях антагонизмы, через объективные трудности, требующие их своевременного выявления и преодоления, при возможности появления и реальном наличии субъективно обусловленных конфликтов, допускаемых партийным и государственным руководством ошибок и промахов. В политической линии сверху могут допускаться искажения и деформации, а в отдельных конкретных случаях проведение прямо деструктивного, разрушительного политического курса.

         Чтобы не стоять на месте, не откатываться назад, а неуклонно идти вперед, развитие социализма должно осуществляться динамично посредством постоянного накопления количественных и качественных изменений, поворота от экстенсивных к интенсивным методам общественного развития, своевременного проведения назревших реформ и качественных революционных скачков, существенного обновления социализма в соответствии с новыми этапами его прогресса и наивысшими общемировыми цивилизационными достижениями.

         Это самые сложные уроки минувшего  восьмидесятилетнего развития социализма, показавшего, что для успешного и нарастающего его подъема нужны колоссальная энергия народных масс, подлинное доверительное единство народа и партийно-государственного руководства. При постоянном контроле снизу, со стороны трудящихся, народных масс за деятельностью верхов, их избрания и переизбрания по требованиям снизу. Необходима научно обоснованная, творческая, принципиальная, смелая, подлинно революционная, открытая, демократическая политическая линия руководства, понимаемая, поддерживаемая и принимаемая трудящимися, народом как своя собственная линия действий, жизни и разделяемых прогрессивных перспектив.

         Ошибки  в новом деле социалистического  строительства — дело неизбежное, но и требующее четкой и быстрой  реакции на них: выявления, признания, исправления ошибок, учебы на ошибках. «Мы будем неизбежно делать ошибки, но на каждой ошибке теперь будут учиться <...> миллионы трудящихся, которые на себе будут чувствовать последствия каждой ошибки, сами будут видеть, что перед ними стоят неотложные задачи учета и распределения продуктов, поднятия производительности труда, и которые на опыте видят, что власть в их руках, что никто им не поможет, если они не помогут себе сами <...>»4.

         Самая главная из многих допущенных и исправленных ошибок, за которые несли ответственность и признавали это все (партийное и государственное руководство, партийные съезды принимаемыми решениями, в том числе и лично В.И.Ленин), состояла в неоправданно большом забегании вперед в общественных преобразованиях в первые годы установления Советской власти в России. А именно — в замене ориентации на длительное и поэтапное практическое движение к началам социализма стремлением сразу и быстро ввести в России коммунизм чуть ли не в его полном и последовательном воплощении. Признав данную ошибку, В.И.Ленин, не откладывая, сформулировал и обосновал целую программу практических действий и политическую линию развития, заменяющих нереальные предположения на реальные расчеты, отвечающие фактическому состоянию тогдашней российской действительности.

         Два главных ленинских совета в обеспечении  реальных социалистических успехов и социалистического подъема сводятся к следующему: (1) составление реальных планов развития, (2) главное внимание практическим делам, практическим достижениям и свершениям.

         Следуя  именно таким путем после преодоления  многих ошибок и трудностей, разрешения или уменьшения противоречий и конфликтов, Советская Россия в первые шесть лет под руководством В.И.Ленина добилась огромных успехов. За рубежом, в том числе в США (например, У. Ростоу), ленинский период считают самым прогрессивным и удачным в развитии России. Действительно, к 1923 г., т.е. через два года после окончания гражданской войны, существенно повысился объем промышленного производства, впервые после революции за рубеж было продано 130 млн. пудов зерна. Рост промышленности был органически соединен, начиная с 1920 года, с грандиозной программой электрификации народного хозяйства (ГОЭЛРО), которую В.И.Ленин назвал второй программой партии. Уже к концу 1925 г. в соответствии с планом ГОЭЛРО были построены пять электростанций: Каширская, Шатурская, «Красный Октябрь» (Ленинград), Кизеловская, Нижегородская (Балахнинская). Заканчивалось строительство Штеровской и Волховской электростанций.

         По  инициативе и при поддержке В.И.Ленина в народное хозяйство широко внедрялась научная организация труда, основывающаяся на передовом мировом опыте. В стране, несмотря на последствия разрухи и трудности, были созданы 12 высших институтов по организации труда, прежде всего Центральный институт труда ВЦСПС (1920 г.), рабочие факультеты (рабфаки), новые высшие учебные за ведения (вузы) и академии. Страна покрылась сетью опорных научно-технических пунктов, что позволило сделать качественный рывок в освоении и развитии техники и культуры.

         Огромную  роль в научном управлении народным хозяйством страны играли Госплан и  Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), существовавший с декабря 1917 г. по январь 1932 г. В конце 1917 г. —  начале 1918 г. на базе ВСНХ были созданы местные органы: областные, губернские и уездные советы народного хозяйства.

         Проведенные в 1922 и 1924 гг. денежные реформы, которые  двумя этапами ввели сначала параллельную твердую рублевую валюту («трудовые деньги»), а затем оставили ее одну, ликвидировав «нетвердую», эмиссионную валюту, дали возможность ввести золотой червонец и сделать советскую валюту полностью конвертируемой на мировом рынке.

         Хозяйственные и финансовые успехи дополнялись  большими достижениями в области  подъема образования, науки, культуры, здравоохранения, обеспечением отдыха и улучшением бытовых условий жизни огромных масс трудящихся.

         Народ на деле увидел ценность, достоинство  и преимущество социализма. Огромный авторитет и уважение социалистическая Россия завоевала у трудящихся и коммунистов мира. Она стала воплощением нового общества и новой цивилизации, окном в будущее.

         Не  только СССР, но и вся совокупность социалистических стран, весь мировой  социализм добился колоссальных успехов в развитии экономики, науки, образования, культуры, обороноспособности всего за несколько десятилетий своего исторического развития. На всемирной арене мировой социализм быстро увеличивал свою долю и вес в экономическом и военно-стратегическом соотношении, существенно тесня капитализм, что не могло не вызывать у него беспокойства и даже паники.

         Доля  всех стран социализма в производстве мировой промышленной продукции поднялась с менее 3% в 1917 г. до примерно 20% в

  1. г., до около 36% в 1960 г. и до более 40% в 1986 г. По национальному доходу в 1986 г. их удельный вес составил одну треть мирового.

         В целом к 1986 г. из общего объема промышленной продукции мира на долю развитых капиталистических  стран приходилось около 50%, социалистических стран — более 40%, развивающихся стран — примерно 7%. В СССР выпускалось промышленной продукции больше, чем ее производилось во всем мире в 1950 г. По экономическим показателям СССР занял первое место в Европе и второе в мире после США.

         Вот каким к середине 80-х годов  XX столетия стало соотношение трех мировых систем и прежде всего капитализма и социализма в общечеловеческом развитии. Социализм уверенно наращивал свою силу и мощь. 

Информация о работе Марксизм-ленинизм как политическое учение