Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:34, реферат
Несмотря на наличие этих проблем, Казахстан уже созрел для политических реформ. Политические реформы, которые сейчас предлагаются, это - попытка перейти в новый формат. Этот формат означает перейти от управления субъектами на управление - тенденциями. Инициативы в области политического реформирования должны быть набором конкретных, прагматичных шагов. Это значит, что необходимо отказаться от выдвижения требований, и перейти к формулированию предложений по оптимизации существующих институтов.
Период поступательного
реформирования политической системы
Казахстана насчитывает уже больше
десяти лет. Это достаточный срок
для того, чтобы объективно оценить
достигнутое, учитывая, что процесс
политических преобразований шел одновременно
с созданием основ государственности
Казахстана и коренным реформированием
экономики страны.
На нынешнем этапе политических преобразований
в Казахстане увеличивается потребность
в дальнейшей демократизации политической
системы, выработке системного подхода
к осуществлению политических реформ
и придания им динамизма. При этом эта
потребность начала приобретать все более
оформленный и системный характер.
Необходимость дальнейшего реформирования
политической системы страны была озвучена
в недавнем Послании Президента Республики
Казахстан народу Казахстана «Казахстан
на пороге нового рывка вперед в своем
развитии. Стратегия вхождения Казахстана
в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных
стран мира». Как отметил Глава государства,
необходимо продолжать «масштабные политические
реформ в стране, направленные на повышение
эффективности политической системы и
государственного устройства Казахстана.
Необходимо гармонично учитывать как
общие закономерности построения демократических
и процветающих государств, так и важные
культурно-исторические черты и традиции
нашего общества».
К примеру, если обратиться к опыту стран
Юго-Восточной Азии, то можно отметить,
что сочетание консервативности политических
традиций и политической элиты с этническим
и культурным плюрализмом и религиозной
терпимостью, присущими странам Юго-Восточной
Азии, явились, по-видимому, основным ресурсом
модернизации и демократизации стран
региона. В ходе процесса политического
транзита в государствах Юго-Восточной
Азии концепция «азиатских ценностей»,
т.е. утверждение о принципиальной несовместимости
демократических институтов с традициями
и нормами юго-восточных обществ, подверглась
существенному пересмотру. В этой связи
следует отметить, что в процессе модернизации
в Казахстане также учитывается не только
практика развитых стран, но и цивилизационная
специфика и культурные традиции нашей
страны.
Либерализация в экономической сфере,
и частично в политической, обусловили
изменения в структуре общества и общественном
сознании населения страны. Следствием
этого явилось то, что Казахстан на сегодняшний
день добился серьезных результатов в
модернизации политической жизни. В стране
развиваются политические институты,
проводятся свободные и открытые выборы,
обеспечены политический плюрализм и
многопартийность. В Казахстане заложены
основы независимой судебной системы,
обеспечена свобода слова и не существует
цензуры. Государство предпринимает шаги
по полноценному обеспечению прав и свобод
человека.
Поэтому применительно к нынешнему этапу
становления новых демократических институтов
в Казахстане можно говорить о завершении
строительства основ либерально-правового
государства и о переходе страны к этапу
консолидации сложившейся политической
системы. Уже возникла институциональная
основа демократии и новое соотношение
политических акторов, осуществились
коренные перемены в структуре государственного
управления и законодательного обеспечения
деятельности новых политических институтов.
Как и в других постсоветских странах,
вступивших в транзитный этап своего развития,
проведение политических реформ в Казахстане
изначально имело свою специфику. Эта
специфика выражалась в том, что в начале
1990-х годов переход к демократии в Казахстане
начался в сложных условиях, которые не
могли не оказывать сдерживающего влияния
на либерализацию политической системы
страны.
Проведение политических преобразований
в Казахстане с самого начала потребовало
выстраивания эффективной системы управления
на всех уровнях государственной власти.
При этом взаимоотношения различных уровней
власти должны были базироваться на общегосударственной
стратегии, имеющей четкие цели и задачи.
Поэтому децентрализация государственной
власти стала, прежде всего, политическим
и административным приоритетом в программе
проведения в стране политических реформ.
Долгое время вопрос о децентрализации
власти находился в «замороженном» состоянии.
Одна из причин этого заключалась в том,
что в 1990-х годах для строительства основ
новой государственности и проведения
широкомасштабных рыночных преобразований
необходима была сильная централизация
государственной власти. Тем не менее,
на данный момент этот вопрос находит
свое постепенное разрешение. К примеру,
на сегодняшний день в стране введена
и успешно апробирована выборность акимов
сельского и районного уровней.
Одна из особенностей политической трансформации
Казахстана заключается в том, что инициатором
реформ в стране по большей части выступает
политическая элита. Гражданское же общество
вплоть до недавнего времени не проявляло
значимых инициатив в этом направлении,
сохранялась низкая общественно-политическая
активность казахстанцев, их полагание
на инициативу «сверху». Высокая степень
аполитичности казахстанского населения
по всей видимости, была обусловлена, в
первую очередь, тем, что демократические
ценности, признаваемые в принципе, еще
не воспринимались массовым сознанием
в качестве реального инструмента решения
стоящих перед обществом проблем.
Тем не менее, за годы политической трансформации
Казахстана степень политического участия
граждан страны через институт демократических
выборов заметно возросла. В характере
участия граждан в выборном процессе происходит
постепенный переход от мобилизационного
участия к демократическому. Если в первые
годы реформ инициатива широкого участия
граждан в выборном процессе в целиком
и полностью исходила «сверху», то в последние
годы она стала частично исходить «снизу».
Расширение участия граждан в конкурентных
выборах в последние годы стало возможным
благодаря утверждению в стране партийного
плюрализма. Введение смешанной системы
выборов способствовало тому, что политические
партии и общественно-политические движения
стали наиболее распространенными агентами
активизации населения страны в выборном
процессе в последние годы. Кроме того,
активизация работы политических партий
в связи с ужесточением требований нового
партийного законодательства несколько
расширяет границы участия граждан страны
в выборах.
С учетом мнения общественности оптимизируются
в Казахстане и механизмы осуществления
народовластия. Так, при участии всех заинтересованных
республиканских общественных и международных
организаций были выработаны предложения
по совершенствованию избирательной системы,
которые уже легли в основу принятого
закона о внесении изменений и дополнений
в действующее избирательное законодательство.
До недавних пор в стране наблюдалось
некоторое отставание темпов политических
реформ от темпов экономических преобразований.
Во многом это было обусловлено тем, что
в первые годы трансформации основной
приоритет в проведении системных реформ
отдавался либерализации экономики страны.
В последние годы данное обстоятельство
стало причиной пересмотра подходов к
осуществлению системных реформ.
Сегодня страна стоит на рубеже нового
этапа политической модернизации. Основная
цель проводимых в Казахстане политических
реформ изначально была направлена на
строительство демократического государства
с развитым гражданским обществом, которые,
в свою очередь, возможны лишь на основе
эффективно функционирующей рыночной
экономики. И можно смело утверждать, что
цель эта для нашей страны вполне достижима,
что и демонстрируют результаты уже проделанной
работы в данном направлении.
Государственный
медицинкий университет города Семей
СРС
Тема:
Проблемы Реформирования Политической
системы Республики Казахстан.