Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:39, диссертация
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Пояснительная записка…………………………………………4
Примерный тематический план……………………………….. 11
Содержание учебной программы……………………………..12
Литература………………………............................................... 16
Приложения…………………………………………………….25
Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»
утверждаю
ПОЛИТОЛОГИЯ
Типовая учебная программа для высших учебных заведений
согласовано
Председатель Учебно-методического объединения вузов
Республики Беларусь по гуманитарному образованию
__________________________В.Л. Клюня
10.03.2008 г.
образования Министерства образования Республики Беларусь
___________________________Ю.
«Республиканский институт высшей школы»
____________________________В.
_______________________А.В. Макаров
_________________________С.М. Артемьева
Минск 2008
Составители:
Н.П. Денисюк - доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент;
В.А. Мельник — профессор кафедры идеологии и политических наук Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор;
С.В. Решетников - заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, доктор политических наук, профессор.
Рецензенты:
Я.С. Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;
В.Н. Ватыль — зав. кафедрой политологии и социологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор политических наук, профессор;
Кафедра политологии и права Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».
Рекомендована
к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 7 от 29.02.2008г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол №1 от 08 ноября 2007г.);
Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 8 от 06 ноября 2007 г.).
Ответственный за редакцию: С.В. Решетников
Ответственный за выпуск:
Содержание
1. Пояснительная записка
Типовая учебная программа нового поколения по учебной дисциплине “Политология” предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента программа выступает в качестве своеобразного “навигатора”в добывании и усвоении знаний, новой информации и приобретении практико-ориентированнных, жизнедеятельностных умений. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущей программой, являются:
Учебная программа дисциплины “Политология” разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:
– Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени (утвержден приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13.06. 2006 г. № 374);
В учебной программе учтены следующие требования образовательного стандарта по “Циклу социально-гуманитарных дисциплин”:
1.1 Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускников
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;
- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
- принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
- компетенции культурно-
- компетенции гражданственности и патриотизма,
- компетенции социального взаимодействия,
- компетенции коммуникации,
- компетенции
- компетенции
Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:
- владение методами системного и сравнительного анализа;
- сформированность критического мышления;
- умение работать в команде;
- владение навыками
проектирования и
- сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностных ориентаций;
- умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни.
1.2 Цели и
задачи учебной дисциплины «
В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла политология занимает свое особое место. Изучение политологии позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.
В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира.
Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы.
Основные цели преподавания дисциплины:
– формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;
– утверждение социально
ориентированных ценностей, культуры
рационального политического
– развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.
Задачами курса «Политология» являются:
– усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций – предметных и операциональных;
– развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;
– ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;
– утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;
– формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
– основные теоретико-методологические проблемы политологии;
– ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;
Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусь