Миграционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:39, диссертация

Описание

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………4
Примерный тематический план……………………………….. 11
Содержание учебной программы……………………………..12
Литература………………………............................................... 16
Приложения…………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

politology.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)


                                                                                     11

Министерство образования Республики Беларусь

 

Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»

 

                       утверждаю

                                              Первый заместитель Министра

                                                                  образования Республики Беларусь

                                                       __________________А.И. Жук

                                          ________________2008

                                                                                       Регистрационный № ТД-___________/тип.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

Типовая учебная программа для высших учебных заведений

                                                    согласовано

                                                            

                                          Председатель Учебно-методического объединения вузов

                                     Республики Беларусь по гуманитарному образованию

                  __________________________В.Л. Клюня

                                                    10.03.2008 г.

 

 

                                           Начальник управления высшего  и среднего специального

                                                   образования Министерства образования Республики Беларусь

                        ___________________________Ю.И. Миксюк

                                                     ________________2008 г.

 

 

                                                   Первый проректор Государственного учреждения образования

                     «Республиканский институт высшей школы»

                     ____________________________В.И. Дынич

                                                     __________________2008 г.

 

 

                                                    Эксперты:

 

              _______________________А.В. Макаров

                                                     _________________2008 г.

 

 

                     _________________________С.М. Артемьева

                                                    ________________2008 г.

 

 

 

 

Минск 2008

 

Составители:

Н.П. Денисюк - доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент;

В.А. Мельник — профессор кафедры идеологии и политических наук Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор;

С.В. Решетников - заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, доктор политических наук, профессор.

Рецензенты:

Я.С. Яскевич  – директор Института социально-гуманитарного образования Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;

В.Н. Ватыль — зав. кафедрой политологии и социологии Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор политических наук, профессор;

Кафедра политологии и  права Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Рекомендована

к утверждению  в качестве типовой:

Кафедрой  политологии юридического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 7 от 29.02.2008г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол №1 от 08 ноября 2007г.);

Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 8 от 06 ноября 2007 г.).

 

Ответственный за редакцию: С.В. Решетников

 

Ответственный за выпуск:

 

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………4 
  2. Примерный тематический план……………………………….. 11
  3. Содержание учебной программы……………………………..12
  4. Литература………………………............................................... 16
  5. Приложения…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Типовая учебная программа нового поколения по учебной дисциплине “Политология” предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента программа выступает в качестве своеобразного “навигатора”в добывании и усвоении знаний, новой информации и приобретении практико-ориентированнных, жизнедеятельностных умений. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущей программой, являются:

  • обновленное содержание дисциплины;
  • акцентуация на компетентностном подходе в обучении;
  • усиление роли самостоятельной работы студентов и ее доли в учебном процессе;
  • возможность использования современных инновационных педагогических технологий.

Учебная программа дисциплины “Политология” разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

– Макет образовательного стандарта высшего образования  первой ступени (утвержден приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13.06. 2006 г. № 374);

  • Образовательный стандарт “Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин” (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 г. № 89);
  • Изменение  № 1 к РД РБ 02100.5 227-2006 (утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 января 2008 г. № 3);
  • Макет типовой учебной программы дисциплины социально-гуманитарного цикла высшего образования первой ступени (Методические рекомендации для разработчиков типовых учебных программ, 2007 г.); Министерство образования Республики Беларусь, 2007 г.;
  • Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь от 28.12 2007 г.).

В учебной программе  учтены следующие требования образовательного стандарта по “Циклу социально-гуманитарных дисциплин”:

 

 

 

1.1 Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускников

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования  в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;

- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей  между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

- принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

- компетенции культурно-ценностной  и личностной ориентации,

- компетенции гражданственности и патриотизма,

- компетенции социального  взаимодействия,

- компетенции коммуникации,

- компетенции здоровьесбережения,

- компетенции самосовершенствования.

Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:

- владение методами  системного и сравнительного  анализа;

- сформированность критического  мышления;

- умение работать в  команде;

- владение навыками  проектирования и прогнозирования;

- сформированность личностных  качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностных ориентаций;

- умение учиться, повышать  квалификацию в течение всей  жизни. 

 

1.2 Цели и  задачи  учебной дисциплины «Политология» 

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла политология занимает свое особое место. Изучение политологии позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.

В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства  политическое образование является основой формирования патриотического  мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира.

Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы.

 

Основные цели преподавания дисциплины:

– формирование  личности студента как гражданина, политически  образованного, с развитым политическим мышлением;

– утверждение социально  ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

– развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.

Задачами курса  «Политология» являются:

– усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций  – предметных и операциональных;

– развитие устойчивого  интереса к общественно-политическим  процессам, стремления к политическому  самообразованию;

– ориентирование студентов  на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;

– утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;

– формирование навыков  принятия управленческих решений, понимания  тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– основные теоретико-методологические проблемы политологии;

– ключевые подходы к  анализу политических явлений, методы политических исследований;

Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусь