Миграционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:39, диссертация

Описание

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………4
Примерный тематический план……………………………….. 11
Содержание учебной программы……………………………..12
Литература………………………............................................... 16
Приложения…………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

politology.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

 – природу и  сущность государства, политической  власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения  политики с  другими сферами общества;

– специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;

– сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения.

Выпускник должен уметь:

– формировать и аргументировать  свою политическую позицию;

– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в  современном мире и Республике Беларусь;

– участвовать в функционировании политической системы общества как  избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

– взаимодействовать  с государственными структурами, формулировать  собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

– применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

– воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к  достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

– оценивать перспективы  развития современных политических процессов, предлагать пути решения  возникающих проблем.

– осуществлять поиск  и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что  понимание политического аспекта  экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно  для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.

1.3 Структура содержания учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Политология» рассчитано на 102 часа, из них 68 аудиторных. Их примерное распределение по видам занятий включает 34 лекционных часа, 34 семинарских.

В основу структурирования содержания учебной дисциплины  положен принцип модульного подхода, который предполагает организацию  научно-теоретического материала в  относительно самостоятельные учебные модули. По каждому учебному модулю в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподавателем (кафедрой) проектируются и реализуются определённые педагогические технологии.

В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий следует выделить: учебно-методические комплексы; вариативные модели управляемой самостоятельной деятельности студентов; блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы; информационные технологии; методики активного обучения.

Структура содержания учебной  дисциплины включает:

– введение в дисциплину;

– разделы (модули);

– учебные темы;

– заключение.

В основу структуры типовой учебной программы положен модуль, который представляет собой укрупнённую и целостную дидактическую единицу процесса обучения и содержания, имеющего относительно завершённый характер.

 

1.4 Методы (технологии) обучения

Методы (технологии) обучения, рекомендуемые к использованию в ходе преподавания дисциплины. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

– технологии проблемно-модульного обучения;

– технология учебно-исследовательской  деятельности;

– проектные технологии;

– коммуникативные технологии: дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

– метод кейсов (анализ ситуации);

– игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют  в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

Для управления учебным  процессом и организации контрольно-оценочной  деятельности педагогам рекомендуется  использовать рейтинговые, кредитно-модульные  системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.

Целесообразно внедрять в практику проведения семинарских  и практических занятий методики активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника вуза.

1.5 Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением.

Компетентностный подход предполагает усиление практикоориентированности образовательного процесса и роли управляемой самостоятельной деятельности студентов по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы. Управляемая самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение контрольных работ, подготовку рефератов, ознакомление с научной, научно-популярной, учебной, хрестоматийной литературой, написание эссе, курсовых работ, анализ конкретных ситуаций и др. [Приложение 2].

1.6 Диагностика социально-личностных компетенций студента

Образовательным стандартом высшего образования первой ступени  по циклу социально-гуманитарных дисциплин определяется следующая процедура диагностики социально-личностных компетенций студента:

1.6.1 Требования к осуществлению диагностики:

- определение объекта  диагностики; 

- выявление факта учебных  достижений студента с помощью критериально-ориентированных тестов и других средств диагностики;

- измерение степени  соответствия учебных достижений  студента требованиям образовательного  стандарта;

- оценивание результатов  выявления и измерения соответствия  учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта (с помощью шкалы оценок).

1.6.2 Шкалы оценок

Оценка учебных достижений студентов на экзаменах по дисциплинам  социально-гуманитарного цикла производится по десятибалльной шкале (1,2,….9, 10).

  Оценка учебных достижений студентов, выполняемая поэтапно по конкретным модулям учебной дисциплины, осуществляется кафедрой в соответствии с избранной вузом шкалой оценок.

1.6.3 Критерии оценок

  Для оценки учебных  достижений студентов используются  критерии, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь (письмо Министерства образования Республики Беларусь № 21-04-1/105 от 22.12.2003 г.).

1.6.4 Диагностический инструментарий

Для диагностики компетенций  студентов “на выходе” из модуля и при итоговом оценивании рекомендуется использовать педагогические тесты и тестовые задания по отдельным разделам (модулям) дисциплины и дисциплине в целом; разноуровневые контрольные задания; зачёт; экзамен (см. Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

             2. Примерный тематический план

№ модуля

 

 

*Наименование модулей

 

 

Количество  часов

Аудиторные

 

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

М-0

Введение  в дисциплину

2

2

 

М-1

Теория и  методология политической науки

6

6

 

М-2

Политические институты в Республике Беларусь

6

6

 

М-3

Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

10

10

 

М-4

Государственная политика и управление в республике Беларусь

6

6

 

М-5

Международные политические отношения                 и геополитика

4

4

 

М

Заключение

     

Всего 102

34

34

34


 

*На основе  данной типовой учебной программы  вуз разрабатывает учебную программу, которая учитывает модульную структуру содержания и компетентностный подход к процессу обучения. Вуз имеет право перераспределения количества учебных часов на изучение определенных модулей, изменение последовательности их изучения.

 

 

 

3. Содержание  учебной дисциплины

Введение в дисциплину

 

Политическая наука  как органическая часть гуманитарного знания, как неотъемлемый элемент организации всей духовной жизни общества. Специфика социально-гуманитарного знания и его основные компоненты. Объект и предмет политической науки. Политическая сфера как единство общего, присущего ряду стран, и особенного, специфичного для той или иной страны. Страновая специфика политических институтов и процессов.

Политология и другие социальные науки, изучающие отдельные  сферы общественной жизни (экономика, правоведение, социология, культурология, социальная философия, социальная психология, история и др.)

Функции и структура  политологического знания. Теория политических технологий. Методы политической науки. Политология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.

Роль политологии в  формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций  выпускников вуза.

 

Модуль 1. Теория и методология  политической науки.

 

Политология как наука  и учебная дисциплина. Методы и  функции политологии. Этапы становления и развития политической науки в Республике Беларусь и за рубежом.

Политика как общественное явление. Функции политики. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью. Нравственные основы политических отношений. Гуманизм в политике.

Политическая  власть: понятие, структура. Субъекты и  объекты политической власти. Ресурсы, правовые и нравственные нормы, способы и инструменты реализации власти. Государственная власть, ее разновидности. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие и  структура политической системы  общества. Институциональный и системный подходы к анализу политической системы. Функции политических систем.   Основные направления развития

 

 

 

политической системы  в Республике Беларусь.

Политический  режим как функциональный аспект политической системы. Сравнительный анализ типов политических режимов. Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Характеристика демократического общества в Республике Беларусь.

 

Модуль 2. Политические институты в Республике Беларусь.

Политический  институт как организационная структура системы политических отношений. Институционализация политических отношений. Государственные и негосударственные политические институты.

Государство как основной политический институт. Подходы к исследованию государства: юридический, политологический, институциональный, социологический, философско-этический. Концепции происхождения государства, его основные признаки. Форма государства.

Правовое  государство: понятие и признаки. Понятие и сущность гражданского общества. Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

Конституция — правовая основа политической системы белорусского общества. Закрепление основ конституционного строя. Политико-правовой статус личности. Основные институты власти: Президент, парламент, правительство, суды. Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Законодательная власть как одна из ветвей власти. Законодательные органы. Понятие парламента, его структура и полномочия. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь.

Исполнительная власть в политической системе белорусского общества. Понятие, состав, структура правительства, его полномочия и функции. Формы ответственности правительства. Государственный аппарат. Государственное управление на локальном уровне.

Возникновение и развитие политических партий и партийных  систем. Типологии партийных систем. Характеристика политических партий Беларуси.

Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Типология и динамика развития общественных движений.

Модуль 3. Политические процессы в Республике Беларусь и  современном мире.

Сущность  и структура политического процесса, его стадии. Индивидуальные, групповые и институциональные субъекты политики. Личность как субъект политики. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Этапы процесса принятия решений: постановка проблемы, выбор эффективной альтернативы.

Политические изменения  как фактор общественного развития. Теория политической модернизации. Переходные общества в процессе политической модернизации.

Понятие и  сущность политической деятельности. Субъекты политической деятельности: социальные группы, организации, индивиды. Типы политических позиций личности: активность, индифферентность, пассивность. Способы политической деятельности: компромисс, консенсус, конформизм, политический экстремизм. Виды политической деятельности: революция, контрреволюция, реформы, митинги, демонстрации.

Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусь