Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:39, реферат
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие “духовного княжения” (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений.
Понимая таким образом фашизм, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.
В странах, где идет
процесс становления
В целом идеологии
этого типа выражают политические требования
граждан, чьи интересы в повышении
своего социального статуса
В соответствии с
внешними условиями и уровнем
национального самосознания населения
политические силы могут выдвигать
требования либо защиты культурной самобытности
национальной диаспоры (вплоть до образования
самостоятельной
Таким образом, политические
движения, стимулируемые национальными
идеологиями (национализм), в одних
странах могут способствовать разрешению
межнациональных конфликтов, усилению
культурной однородности и, стало быть,
интеграции общества (Швейцария, страны
Бенилюкса и др.). В других, создавая
очаги сепаратизма и
В ряде случаев национальные
идеологии используются в качестве
прикрытия для решения проблем,
не связанных с условиями
Конечно, ни разнообразие
национальных идеологий, ни перечисленные
выше идейные течения не исчерпывают
всего духовного богатства
Причем, если в социально стабильных странах влияние политических идеологий на общественное сознание по преимуществу снижается, то в государствах, переживающих процесс модернизации, выбора путей дальнейшего развития, эти орудия духовной мобилизации играют все возрастающую роль в борьбе за захват и использование власти.
§ 3. Идеологический дискурс
Реальное сосуществование и постоянное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначаются в политической науке понятием «дискурс». С содержательной точки зрения оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанцирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований и прочих своих элементов. Причем как в мировом или, предположим, региональном масштабе, так и в рамках отдельно взятой страны могут складываться самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных межгосударственным и мировым политическим процессам.
Реалии XX в. существенно
повлияли на характер идеологического
взаимодействия как в мире в целом,
так и в отдельных странах.
Если вторая половина прошлого века, проходившая
под знаком интенсивного формирования
и развития индустриального общества,
несла на себе явный отпечаток
идейной конкуренции
Такое положение
предопределило и соответствующую
эволюцию идеологических систем: с
одной стороны, сближение и даже
синтез определенных положений политических
доктрин и философий
Сближение и объединение
реакционных идеологий
Своеобразный оттенок в картину современного идеологического дискурса внесли и сторонники технократического направления, отрицающие саму способность социальных доктрин определять движение государств и политическое поведение людей. Единственной силой, способной на такое, признается только техника. Как считал видный представитель этого по существу деидеологизаторского направления X. Шельски, демократия в обществе становится ненужной из-за увеличивающегося могущества не нуждающейся в узаконении власти техники. Нельзя сказать, что такого рода взгляды получили широкое распространение или существенно влияют на политический рынок. Однако технократические идеи стали неизменными участниками идеологического дискурса, по сути, во всех странах.
В целом для устойчивых,
стабильных государств демократической
ориентации сегодня в основном характерна
приглушенность идеологических споров.
Там же, где борьба за выбор направления
социально-политического
После крушения монопольного
статуса коммунистической идеологии
в общественном мнении, казалось, установилось
нечто наподобие аллергии относительно
идейно-целевых течений. Сложилась
ситуация, которую специалисты называли
идеологическим вакуумом. Но она продолжалась
недолго. Активность новых политических
элит, пытавшихся отстоять интересы вступающих
в борьбу за власть групп, а главное
— стремление широких слоев населения
концептуально оформить свои политические
чувства, надежды и разочарования,
породили всплеск различных
В то же время в
коммунистической идеологии явно ощущаются
две тенденции. Одна из них выражает
стремление к либерализации этой
доктрины, приближение ее к идеалам,
разделяемым социал-
признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении ; норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной собственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геополитическими целями и рядом других традиционных положений, показывают противоречивость и непоследовательность такой обновленческой тенденции.
Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо известные политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-экономические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста.
Всплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания российского народа и особенно “кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации”. По своему идейному и политическому содержанию — это самое противоречивое и разнообразное течение, собирающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп.
Либерально-демократическая
идеология, придерживаясь своих
основополагающих ценностей, представлена
в виде трех относительно самостоятельных
идейных тенденций. Так называемый
радикальный либерализм настаивает
на последовательном уменьшении регулирующей
роли государства и поощрении
стихийных процессов, видит главную
задачу в осуществлении
Третья версия либерализма
— это социал-либерализм. По своим
установкам он достаточно близок к
социал-демократической