Мировые политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:39, реферат

Описание

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие “духовного княжения” (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений.

Работа состоит из  1 файл

333333333.docx

— 50.64 Кб (Скачать документ)

С теоретической  точки зрения дискурс отмеченных идеологических течений вполне может  предполагать их определенное сближение и даже синтез отдельных положений. Например, требование коммунистов о движении к бесклассовому обществу вполне сочетается с либеральной идеей изживания социальной дихотомии за счет высокой социальной мобильности индивидов. На практике же, хоть и происходит известное сближение позиций между ними, по ряду политических проблем (например, уважению прав человека, защите национальных интересов и некоторым другим вопросам) все же пока доминирует противостояние, оборачивающееся ростом политической напряженности и борьбы.

Как показывает опыт преобразований в обществах с  переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка  долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство  в своей деятельности и которую  можно условно назвать государственной  идеологией. Являясь составной частью процесса развития национального самосознания народа, выработка государственной  идеологии обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность  всей социальной системы.

В свою очередь, условием выработки такого типа идеологии  является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного  строя и будущих перспектив развития, так и снял бы остроту противоречий между “верхами” и “низами”, управляющими и управляемыми. Здесь  особая роль принадлежит позиции  властей, их способности выражать интересы граждан и сохранять перед  ними свои обязательства.

Существенной предпосылкой выработки ценностей государственной  идеологии служит сохранение духовного  плюрализма, возможности различных  групп излагать собственное мнение относительно общественных целей и  программы действий. (Исключение в  такой ситуации могут составлять только экстремистские группы и идеологии, перемещаемые на периферию политической жизни.) Однако опыт свидетельствует  о том, что труднее всего достигается  запрет на идеологическую монополизацию  государства, т.е. стремления властей  руководствоваться узкогрупповыми идеями, которые жестко и односторонне навязываются населению. Сложная ситуация в обществе складывается и тогда, когда прокламируемые идеалы подменяют  ролевые, поведенческие цели и задачи граждан или ведут к преобладанию веры над рациональным и прагматическим отношением к действительности.

Еще одним условием эффективной выработки государственной  идеологии является сохранение исторической преемственности поколений, внимательный учет национальных, исторических и  географических особенностей страны, обеспечение атмосферы открытого  диалога между странами и цивилизациями, преодолевающего — что особенно важно для России — предрассудки и недоверие как к западно-европейскому опыту, так и к нормам и традициям восточного типа.


Информация о работе Мировые политические идеологии