Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:33, реферат
Цель данной контрольной работы рассмотреть и дать подробный анализ сущности монархической системы правления, особенности ее влияния государственное управление общества.
В ходе выполнения данной контрольной работы ставились следующие задачи:
1) Значение монархической формы правления для общества;
2) Монархия на современном этапе развития общества;
3) Преобразование монархии, как формы правления в процессе исторического развития.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………………………………5
Глава 1.1 Понятие и общие разновидности монархии……………………..5
Глава 1.2 Основные достоинства и недостатки монархии……...........10
Глава 2…………………………………………………………………………….12
Глава 2.1 Современная Конституционная монархия…………………….12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………...........…19
Федеральное государственное образовательное учреждение
«Калининградский пограничный институт
Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
Центр дополнительного и профессионального образования
Контрольная работа
по предмету: Конституционное право зарубежных стран
Тема : Монархическая форма правления и ее разновидности
Выполнил: МУХИН И.Ю.
Группа 69/2
№ 55
Калининград 2010 (год)
СОДЕЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1……………………………………………………………………………
Глава 1.1 Понятие и общие разновидности монархии……………………..5
Глава 1.2 Основные достоинства и недостатки монархии……...........10
Глава 2……………………………………………………………………………
Глава 2.1 Современная Конституционная монархия…………………….12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………......
Введение
С позиции политической теории в отношении государства особое место занимает форма правления. Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего государства. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Она является ключом, с помощью которого возможно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
Еще Аристотель, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию: кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию. Положив в основу классификации способы образования органов государств их соотношение приемы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления; например демократической и аристократической республик той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления: демократия (власть народа) аристократия (власть элиты избранных) охлократия (власть толпы) геронтократия (власть умудренных пожилых) олигархия (власть немногих) и т.д.
Монархия – одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Монархией – это единое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или "царствующему дому" и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.
На всем протяжении своего существования монархическая власть обожествлялась. В настоящее время божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Исторически сложилось последовательная «схема» развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
Цель данной контрольной работы рассмотреть и дать подробный анализ сущности монархической системы правления, особенности ее влияния государственное управление общества.
В ходе выполнения данной контрольной работы ставились следующие задачи:
1) Значение монархической формы правления для общества;
2) Монархия на современном этапе развития общества;
3) Преобразование монархии, как формы правления в процессе исторического развития.
Глава 1.
1.1 Понятие и общие разновидности монархии
Монархией является такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие». В течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно объединить в одну общую закономерность. Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями. Период расцвета монархии — это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).
Монархическая форма правления все же имеет определенный комплекс общих признаков. Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания — «милостью Божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия - в «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной властью. Монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.
Статус монарха определяется тем, что он обладает рядом прерогатив, прежде всего неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной, административной, гражданской и иной юридической ответственности. Считается, что политическую ответственность за действия монарха по управлению делами государства несут его министры. Монарх обладает исключительным правом ношения особого титула — короля, царя, императора, шаха, султана и др. и использования соответствующих символов, эмблем его верховной власти (государственных регалий) — короны, скипетра, державы, трона и др. Супруга монарха чаще всего носит соответствующий титул (например, королевы), но полномочиями главы государства не обладает. Если монархом является женщина, то ее супруг не имеет соответствующего титула, но может иметь другой особый титул. Наследные принцы также часто имеют специальные титулы. На супругов и наследных принцев распространяется неприкосновенность. Монарх имеет право содержать свой личный двор для обслуживания его самого и семьи, находящегося на содержании государства (например, цивильный лист, принимаемый парламентом). К числу важнейших и общих прерогатив монарха относятся решение вопросов войны и мира, часто он юридически выступает главнокомандующим вооруженными силами, назначает высший командный состав. Нередко он рассматривается и как арбитр во взаимоотношениях различных ветвей государственной власти и в других вопросах общественной жизни.
Полномочия монарха во многом зависят от конкретной формы государственного правления и прежде всего от того, идет ли речь об абсолютной или дуалистической монархии или о монархии парламентарной. Монарх в абсолютной монархии всевластен, т.е. обладает всей полнотой высшей и законодательной, и исполнительной, и судебной власти.
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной — посредством или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований — монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом.
В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия. Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, преферстов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право неограниченного роспуска парламента.
В парламентарных монархиях (современные Англия. Бельгия. Норвегия. Швеция), назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу лишь, будучи рассмотрены соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не управляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории и содержит в себе немало жизненных обстоятельств. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР некоторые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше при-алекают внимание: «монарх — отец нации», «стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх — «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.
По выражению философа И.А. Ильина монархия — это, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д., её нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо.
Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
Информация о работе Монархическая форма правления и ее разновидности