Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:33, реферат
Цель данной контрольной работы рассмотреть и дать подробный анализ сущности монархической системы правления, особенности ее влияния государственное управление общества.
В ходе выполнения данной контрольной работы ставились следующие задачи:
1) Значение монархической формы правления для общества;
2) Монархия на современном этапе развития общества;
3) Преобразование монархии, как формы правления в процессе исторического развития.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………………………………5
Глава 1.1 Понятие и общие разновидности монархии……………………..5
Глава 1.2 Основные достоинства и недостатки монархии……...........10
Глава 2…………………………………………………………………………….12
Глава 2.1 Современная Конституционная монархия…………………….12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………...........…19
В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья. Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха. В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной. В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Широко распространена родовая форма монархии, где действует принцип принадлежности к царскому роду. Претендент на престол должен происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Глава 1.2 Основные достоинства и недостатки монархии
Монархия, как форма правления имеет свои положительные и отрицательные стороны, влияющие структуру государства и общества в котором эта форма распространена. В настоящее время существуют мнения одобряющие и поддерживающие монархический режим. Одним из главных достоинств монархии является известность в том, кто является наследником, что позволяет подготовить его к этой роли (к сожалению, в истории почти нет тому примеров). Наследственная передача власти обеспечивает стабильность в управлении государством (что справедливо только для конституционной монархии). В государстве осуществляет управление группа управителей имеющих опыт правления государством. (В случае наследственной монархии это совершенно не очевидно. В случае выборной – ещё менее вероятно, т.к. в истории выбирали заведомо слабого, чтобы им управлять – пример Михаила Фёдоровича Романов). Абсолютистское правление даёт возможность государю претворять в жизнь свои замыслы (Примером могут быть реформы Пётра I. ). Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет (так, Моде – правитель шаньюй хунну, одним скорым и вероломным наскоком покорил юэчжей.). Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически - декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании), продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.
В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.
Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и, скорее всего, личная гибель монарха.
Отрицательные стороны монархии отражаются в том, что судьба целой страны зависит от воли и качеств одного человека. Если это сильный, мудрый и деятельный государь, то в государстве относительная стабильность и процветание. Но в случае недовольством правлением монарха единственным выходом является – свержение власти. При увеличении богатств, подвижности подданных, развитии экономики и т.д. появляется тяга к демократизации ( Великая Французская Революция – следствие не только задавленности и нищеты низов, но и политического бесправия богатых буржуа).
У большинства монархов были фавориты и фаворитки. Потёмкин и Орлов – фавориты Екатерины II – были всемогущими людьми. Самыми богатыми подданными Людовика XIV – короля солнце – символа абсолютизма были его фаворитки – Лавальер, Монтеспан, Фонтанж.
Немаловажно возникновение споров о престолонаследовании, которые могут перерасти в гражданскую войну. (Великая Смута в России в XVII в., война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. и т.д.).
Эти недостатки можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами – аристократией или демократией.
Глава 2.
2.1 Современная Конституционная монархия.
Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией. Имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.
Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.
Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.
В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией различают дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это первоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха бóльших полномочий в сфере государственной власти. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией.
Законодательная власть в данном случае, принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд.
В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а "согласно уважаемой традиции" и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата.
По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак.
В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.
Тайская монархия:
Нынешний король Таиланда - Рама IX
Жена короля - дочь посла Таиланда во Франции, король познакомился с ней во время своего пребывания в Париже
Рама IX правит страной больше всего лет, чем любой другой монарх в мире среди живущих, кроме того его правление (1946+) самое длительное в тайской истории
Система наследования престола в Таиланде позволяет женщинам править; если единственный сын нынешнего короля после смерти последнего откажется от престола, то править страной будет его сестра. (Сейчас кстати к этому и идет)
Самый уважаемый король Таиланда за всю его историю - Рама V Chulalongkorn
Наибольшую военнуюю мощь тайское государство имело в правление Ramkhamhaeng'а, в XIII веке
Парламентарная монархия
В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.
При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа "монарх не ответственен" (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно конституции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые "резервные", так называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды). Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется "цивильным листом".
Анализируя современную форму монархического правления наглядно видно, что титулованным монарха в этих государствах отведена роль исключительно церимониальных представителей, не имеющих реальных полномочий в управлении государством. Это связано, прежде всего, с изменением современного института государственного управления, что ведет к ограничению или лишению возможности управления государственным аппаратом отдельных людей, а формированию правящих партий и их лидеров в целях обеспечения так сказать «регуляции» власти в государстве.
Заключение
Наиболее значительные семьи конституционной монархии в современном мире, входят в шестнадцать Сфер Содружества наций, всех независимых парламентских демократий под общим монархом. В отличие от Великобритании, почти все из других стран, входящих в Содружество составляли свои конституции в результате сложных процессов сопровождавшиеся конституционными изменениями. Во многих из этих конституций (за исключением Великобритании), монарх или представитель короны рассматривается как составная часть исполнительной и законодательной ветвей власти. Эта позиция отражена, по крайней мере частично, в письменной конституции. Хотя многие из стран Европы в прошлом и настоящем представляющие левые партии, содержащие антимонархические направленности, но сегодняшний день лишь немногие из них открыто заявляют об отмене монархического режима. Вместо этого используют свои полномочия по пресечению различных демократических реформ.
Многие представители современной королевские семьи часто делают пожертвования или участвовать в благотворительных мероприятиях, оказывают помощь бедным и больным гражданам, и делать публичные выступления на каком-либо общественном событии. Такие меры делают монархию довольно актуальной в современной общественной жизни. Пока монархия остается популярной в глазах общественности, существует мало оснований для вмешательства политиков и давать повод общественной критике.
На рубеже ХХ-ХХI веков имеется распространенное мнение в пользу сохранения конституционной монархии в парламентских государствах. Монархи не имеют реальных управленческих полномочий, но монархи необходимы для официальности в проведении правительственных решений и защите от неоправданных злоупотреблений.
Информация о работе Монархическая форма правления и ее разновидности