Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:11, реферат
Мусульманское право, в отличии от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одно из сторон религии ислама.1
Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны.
Введение 3
Квинтэссенция мусульманского права 4
Адаптация мусульманского права в современном мире 8
Право мусульманских стран 11
Заключение 14
Список литературы 15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ ПРАВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
Реферат по дисциплине “Введение в сравнительное правоведение” на тему:
“
Москва 2009
Со
Мусульманское право, в отличии от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одно из сторон религии ислама.1
Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны.
Оно оказало глубокое влияние на историю развития государства и права многих стран Востока. Сегодня мы можем наблюдать насколько сильно влияние, как юридического, так и идеологического фактора. Подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.
Во многих зарубежных странах проживает значительное количество мусульман (в пределах 800 – 805 млн. человек).
Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт как самостоятельной правовой системы. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право (в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение ело теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство). При этом важная задача состоит в установлении юридических характеристик, отличающих его от других, крупнейших правовых систем современности.
4 источника права составляют право мусульман2, а именно – священная книга ислама – Коран; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.
Основой мусульманского права,
как и всей мусульманской
О бытии и поведении пророка,
примером которого должны
Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Аутентичные адаты могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.
Исламские юристы разработали мусульманское право, стремясь обосновать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Но они не смогли избежать абстрактного восприятия феномена права. Их задача состояла не в создании теории позитивного права, а в систематизации интеллектуальных методов легитимации (на основе исламской религии, практики, более или менее сознательно применявшейся) поиск таких решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из первоисточников – Коран и Сунна.
Это был метод, в котором нуждались компетентные лица. Они создали концепцию иджтихада, что привело к созданию теории о соотношении откровения (Коран – Сунна) и человеческого разума. Применяемые в определенных условиях коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят к иджме. Рассуждения, носящие индивидуальный характер, возможны только при соблюдении метода кияс (суждение по аналогии). Только тогда рассуждение не остается просто личным мнением (раи), не имеющим юридической значимости4.
Отвергаемая некоторыми
Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению6.
Кис –
рассуждение по аналогии. Обязанные
толковать закон мусульманские юристы
призывают на помощь рассуждение (кияс).
Таким путем они смогли “сочетать откровение
с разумом человека”7. Кияс становиться
легитимным благодаря Корану и Сунне.
Рассуждение по аналогии можно рассматривать
только как способ толкования и применения
права: мусульманское право основано на
принципе авторитета. Допуская рассуждение
по аналогии, создали возможность рационального
толкования; но таким образом нельзя создать
фундаментальные нормы, сравнимые по своей
природе с системой традиционных норм,
созданной в 10 веке. Мусульманские легисты
в этом случае отличны от юристов общего
права, которые, используя технику различия,
создают новые нормы.
Говоря о теории источников мусульманского права, можно отметить, что в этих рамках было вполне возможно развивать юридическую науку, но по причинам, связанным с самой концепцией права ислама, всякая попытка в этом плане воспринималась с подозрением и, как правило, осуждалась классическими юристами. Не допускалось, чтобы личное мнение стало основой правового решения; точно так же сама мысль о том, что тот или иной орган законодательной власти компетентен регламентировать все сферы общественной жизни, была отвергнута. Стоит отметить приоритет техники в фикхе, а иногда предпочтение, отдаваемое судье и его решению, когда речь идет о современных социальных реалиях. Таким образом, не надо удивляться противоречиям, существующим между теорией и практикой. Но в соответствии с теорией никогда не был сделан вывод о возможности не применять в отдельных случаях норму права, установленную фикхом, если она противоречит справедливости и публичному порядку.
Очевидно, что сложившееся в 10 веке мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нем нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того, многие нормы мусульманского права, приемлемые в свое время, теперь не только не отвечают нынешним условиям, но даже шокирую того, кто знакомится с ними. Неприменимость этого права в условиях современности, его несоответствие современному мышлению создали особую проблему в тот период, когда государства с мусульманским большинством населения, отказавшись от застойности, пытались в 20 веке понять причины их стагнации. Мусульманские реформисты пытаются развивать социальные и политические проблемы, опираясь на специфические исламские ценности, но многие из них подвергаются, сознательно или нет, влиянию современной западной идеологии.8
То, что было нами отмечено, производит
впечатление, будто
Многие государства с
Мусульманское
право неизменно, но в то
же время присутствует “
Многочисленные мусульманские
Ислам мог распространиться в мире только потому, что сохранял такую либеральную позицию и не требовал пожертвовать образом жизни, освященным обычаем. Мусульманское право делит поступки человека на 5 категорий: обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия, которые право запрещает, или запрещать то, что согласно праву, является только рекомендуемыми или дозволенным, а также запрещать то, что право порицаемым или лишь допускаемым.
Мусульманское право содержит очень мало императивных положений и предоставляет широкие возможности свободной инициативе. “Нет никакого преступления в заключении соглашений с учетом того, что предписывает закон”9 – говорит один из адатов. В результате соглашений можно, оставаясь верным исламу, внести очень существенные отношения в нормы, которые предлагает мусульманское право, но которые не считаются обязательными.
В силу этого принципа