Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:11, реферат
Мусульманское право, в отличии от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одно из сторон религии ислама.1
Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны.
Введение 3
Квинтэссенция мусульманского права 4
Адаптация мусульманского права в современном мире 8
Право мусульманских стран 11
Заключение 14
Список литературы 15
Юридические стратагемы и фикции. Наряду с обычаем и соглашением была и другая обходная возможность – применение юридических стратагем (hiyal) и фикций.11 Шариат формалистичен и требует скорее уважения буквы, чем духа закона. В результате многие нормы мусульманского права могут быть обойдены, лишь бы они не были нарушены в прямом смысле слова. Так, мусульманское право разрешает мужу полигамию и развод с женой. Однако действие соответствующих норм можно существенно ослабить, дав женщине возможность потребовать возмещения ущерба, если муж развелся с ней без достаточных оснований или в полигамной семье обращались с ней не так, как с другими женами. Процентный заем запрещен мусульманским правом, но можно обойти это запрещение, прибегнув к двойной купле – продаже или же предоставив кредитору в качестве обеспечения пользования имуществом, дающим доход. Можно также считать, что запрещение процентного займа касается только частных лиц; банки, сберегательные кассы и общества не попадают под это запрещение. Аренда земли запрещена; можно обойти это запрещение, подставив на место аренды институт товарищества. Алеаторные сделки, в частности договор страхования, запрещены, но не возбраняется получение премии. Поэтому можно застраховаться в страховой компании или у немусульманина. Само запрещение страхования снимается при взаимном страховании, поскольку в данном случае акцент переносится на обещание взаимности, которая превращает этот договор в благотворительный, рекомендуемый.
С мусульманским (религиозным правом) не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран, необходимо различать понятия “мусульманское право” и “право мусульманской страны”. Гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время – в различные эпохи, в определенных странах или по отдельным вопросам – отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Даже тогда, когда фикх обладал самым высоким авторитетом, не все его элементы имели одинаковое практическое значение. В этой смеси правовых, моральных и религиозных положений, составляющих мусульманское право, есть положения юридического порядка, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины, и надо всегда отличать “реальность от утопии, действительные результаты юридической жизни – от химер, созданных воображением теологов”.12 Отчасти в силу этой причины мусульманское право лишь частично воспринималась как корпус права. Оммейяды в период завоеваний мало заботились о праве, и его рецепция в качестве права исламских стран произошла только при династии Аббасидов, движимых теократическим духом.
Кодификация личного статуса. В этой сфере правители не полномочны изменять нормы мусульманского права. Вопрос состоял в том, могут ли они, не меняя этих норм, привести их в определенную систему, консолидировать? Положительный ответ на этот вопрос весь сомнителен.13
Первой кодификацией
Во многих мусульманских странах, как мы видим, некогда отвергнутая тенденция укрепляется в наше время. Тем более объяснима та сдержанность, с которой когда – то относились к кодификации права личного статуса. Несмотря на все старания придать изменениям респектабельный вид путем их утверждения религиозными властями, нет сомнений в том, что эти компиляции, по крайней мере в ряде стран, внесли серьезные изменения, которые не соответствовали ортодоксальному мусульманскому праву.
Если рассмотреть уголовные
Установившийся таким образом дуализм мог казаться вполне жизнеспособным, до тех пор пока в различных странах существовали два вида самостоятельных судов для применения двух указанных систем, совершенно противоположных по их принципиальным методам и по самой своей природе. Одна из этих систем была основана на сравнительном праве и на разуме, другая – на аргументации авторитета и вере. Первая система весьма подвержена изменениям, вторая – по существу неизменяема. Вторая позиция явно уступает первой, если говорить о современности. Одни и те же судьи, число которых во многих странах увеличивается, одновременно применяют и “современное право”, и мусульманское право. Традиционные мусульманские суды, ликвидированные, ликвидированные в Британской Индии с 1882 – го и в Турции с 1924 года, прекратили свое существование в Египте, Тунисе, Бенгалии, Пакистане, Алжире, Марокко, Гвинее и Мали; их компетенция была сужена в Индонезии. Однако в Иране после Исламской революции была расширена компетенция мусульманских судов. Было создано два вида религиозных судов – специальные гражданские суды и революционные трибуналы по уголовным делам.
Для применения шариата, как и для применения
современных кодексов, теперь в этих странах
приходится обращаться к юристам, получившим
образование западного образца. Мусульманскому
праву эта новая ситуация угрожает еще
в большей степени, чем угроза, возникшая
с принятием кодексов. Обратившись, например,
к Индии, мы увидим, что в результате деятельности
судей, прошедших школу общего права, мусульманское
право в этой стране стало независимой
системой, существенно отличающейся от
чистого мусульманского права и часто
называемой поэтому англо- мусульманским
правом.14
“Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, - говорит Л. Миллио, - будет, вероятно… их исламизация”. Андерсон также считает, что мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и воспринятые из западных стран.15
В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве, который воспримет западные концепции; можно в той или иной мере отбросить материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу, и дойти даже до “светизации” права, отказавшись от основных понятий мусульманского права. Тем не менее мусульманское право не войдет полностью в семью романских правовых систем; во всяком случае, для этого потребуется длительный период времени. Юристы мусульманских стран долго еще будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех иных сферах жизни, а не только правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут. Чтобы изменить текущее положение дел – необходимо реформировать все общество.
По всем этим причинам интерес
к изучению мусульманского права
сохраняется и надолго сохранится и с
точки зрения международной, и сравнительного
права.