Национальная независимость – священная цель народов. Борьба узбекского народа за независимость и ее этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:12, реферат

Описание

Целью изучения курса является четкое и конкретное изложение сущности концепции национальной независимости, вскрыть основные тенденции продвижения Узбекистана в русло общечеловеческой цивилизации.
Задачей изучения выступает вооружение студентов знаниями об истории развития народов Узбекистана и достижение национальной независимости: выбор и выработку самостоятельной модели экономических реформ, становления национальной государственности, формирование собственной политической системы, построение демократического государства.

Содержание

1.1.1. Цели и задачи курса.
1.1.2. Исторические истоки и идея национальной независимости и её формирование в Туркестане.
1.1.3. Формы и этапы борьбы народов Туркестана против колонизаторской политики русского царизма.

Работа состоит из  1 файл

829.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕСПУБЛИКИ  УЗБЕКИСТАН

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                РЕФЕРАТ 
 
 

                       Национальная независимость –  священная цель 

         народов. Борьба узбекского народа за независимость и ее этапы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Т А Ш К Е Н Т – 2 0 0 5

НАЦИОНАЛЬНАЯ  НЕЗАВИСИМОСТЬ - СВЯЩЕННАЯ  ЦЕЛЬ НАРОДОВ. БОРЬБА УЗБЕКСКОГО НАРОДА

ЗА  НЕЗАВИСИМОСТЬ И  ЕЕ ЭТАПЫ 

ПЛАН: 

1.1.1. Цели  и задачи курса.

1.1.2. Исторические истоки и идея национальной независимости и её формирование в Туркестане.

1.1.3. Формы  и этапы борьбы народов Туркестана  против колонизаторской политики  русского царизма. 

1.1.1. Цели и задачи  курса. 

     Целью изучения курса является четкое и конкретное изложение сущности концепции национальной независимости, вскрыть основные тенденции продвижения Узбекистана в русло общечеловеческой цивилизации.

     Задачей изучения выступает вооружение студентов  знаниями об истории развития народов  Узбекистана и достижение национальной независимости: выбор и выработку самостоятельной модели экономических реформ, становления национальной государственности, формирование собственной политической системы, построение демократического государства.

     Курс  предусматривает ознакомление с принципами миролюбивой внешней политики Узбекистана, призван сыграть роль в формировании чувства патриотизма, горд ости за свою страну, за свой народ, свою культуру. Жить самостоятельно, иметь суверенное государство, независимо распоряжаться своей судьбой, быть хозяином своей жизни – законное и святое право каждого народа.

     С обретением независимости в Узбекистане  начался качественно новый этап исторического развития, связанный  с глубокими, коренными преобразованиями всех сфер и направлений государственной и общественной жизни. Это закономерный, объективно обусловленный процесс.

     Аналогичные перемены, несмотря на существенные различия в темпах, формах и методах их осуществления, происходит на всем пост советском пространстве. А если подходить  шире, то во всех странах Восточной Европы, входивших в так называемый социалистический лагерь.

Распад бывшего  СССР означал не только конец последней  на земле колониальной державы. История  вынесла свой суровый, но справедливый приговор всей искусственно смоделированной и силой навязанной народам системе. Поэтому с восстановлением государственной независимости перед Узбекистаном, как и другими странами, встала стратегическая, судьбоносная задача - возвращение на магистральный цивилизованный путь общечеловеческого развития с учетом мирового опыта, истории и традиции народа. Для этого необходимо было освободиться от оков старого строя, заново сформировать структуры и механизмы государственной и общественно-политической жизни.

     В общественно-политической сфере: освободиться от структур и механизмов авторитарной, административно-командной системы и перейти к демократическим, правовым принципам и нормам устройства государства, заложить основы перехода к гражданскому обществу.

     В социально-экономической сфере: отказаться от отчуждения человека от средств производства, планово-распределительной системы и перейти к многоукладной экономике и рыночным отношениям.

     В духовной сфере: освободиться от догматизма и диктата одной предельно  политизированной идеологии, восстановить подлинные национальные и общечеловеческие ценности.

     В международной сфере: отказаться от отгороженности и противостояния миру, открыть дорогу для равноправного  сотрудничества и интеграции в мировое  сообщество.

     Даже  короткое перечисление основных направлений  реформ дает представление об огромных масштабах и сложности проводимых в республике преобразований. Узбекистан избрал свой путь развития, основанный на конкретных условиях республики, истории и менталитете народа.

     Сегодня, когда народ страны вместе с мировым сообществом торжественно отметил девятилетие своей государственной независимости, можно с полным основанием утверждать, что этот путь прошел проверку практикой, что исторически небольшой, но чрезвычайно насыщенный переменами этап развития подтвердил правильность избранного пути.

     Для дальнейшего движения вперед, обеспечения  прогресса и процветания чрезвычайно  важно осознать и усвоить теоретические  положения и практические методы осуществляемых в республике преобразований. Это особенно необходимо для студенческой молодежи, кому предстоит завтра принять эстафету старших поколений, взять на себя ответственность за будущее страны, ее прогресса и процветания. 

1.1.2. Исторические истоки  и идеи национальной  независимости и  её формирование  в Туркестане. 

     Одной из острых и сложных проблем истории народов Узбекистана является история политической борьбы за свою независимость. Борьбы народов Туркестана за национальную независимость началась с первых дней завоевания края царской Россией и в той или иной форме, продолжалась до обретения Узбекистаном государственной независимости.

     К моменту завоевания Туркестана Россией  на территории Средней Азии имелись  три самостоятельных феодальных государства - Бухарский эмират, Кокандское и Хивинские ханства. В результате колониальной экспансии в 1864-1884 гг. На этой огромной территории было образовано Туркестанское генерал-губернаторство России и два вассальных государства - Бухарское и Хивинское.

     Присоединение Туркестана к России и установление колониальной системы правления  означали расширение аппарата эксплуатации местных народов. Вся система управления была подчинена целям национального угнетения и империалистического гнета, а государственная власть в Туркестане осуществлялась генерал-губернатором, областными военными губернаторами, уездными начальниками и приставами.

     Вместе  с тем, присоединение края к России и проникновение российского  капитала в экономику Туркестана неизбежно расшатывали существование  там до завоевания общественные отношения, а докапиталистические формы  производства все больше наслаивались капиталистическим содержанием. Здесь необходимо выделить два момента, которые явились следствием присоединения Туркестана к России: грабительский, захватнически колонизаторский характер завоевания, с одной стороны, и край новых отношений, разбудивших хозяйственную жизнь колонии. Постепенное разрушение натурального хозяйства и старинных ремесленных производств, вовлечение Туркестана через Россию в мировое товарное производство, развитие товарно-денежных отношений и производство продуктов для рынка неизбежно приводили к существенным изменениям, как в экономической, так и в социальной жизни народов Туркестана, ускоряли процессы социальной дифференциации, создавали условия для формирования новых общественных классов и слоев.

     Здесь сталкивается два, на первый взгляд, как бы несовместимых друг с другом момента, взаимно исключающих друг друга. Это с одной стороны, возникновение ряда отраслей промышленности, строительство железных дорог, вовлечение края в мировую экономику, ряд кардинальных изменений в социальной жизни и т.д., а с другой - упорство колонизаторов в желании законсервировать феодальные отношения и порядки.

     Данное  противоречие легко объяснимо, стоит  лишь вникнуть в сущность колониальной политики любого империалистического  государства. Эксплуатируя природные и людские ресурсы своих колоний, империализм вынужден проводить различные коммуникации, связывающие метрополии с колониями. Потребность же предпринимателей в частичной обработке сырья вызывает необходимость создания отдельных промышленных производств, а в качестве их технической базы - машиноремонтных и сборочных мастерских, электростанций.

     В соответствии с однобоким, колониальным характером развивающийся таким  образом промышленности колоний, складывается и структура рабочего класса, подавляющее большинство которых представляет собой неквалифицированную часть коренного населения.

     Небезынтересно  в этом отношении высказывание сенатора К. Палена, так сформулировавшего  экономические и политические цели царизма в Туркестане: «Если не считать мотивов политического характера, имевших значение при завоевании Туркестана, этот край, с первых же дней присоединения к России, представлял для русского правительства двоякий интерес.

     Во-первых, с точки зрения финансовой политики, как источник государственных доходов и как новый рынок для продуктов внутреннего производства и, во-вторых, с точки зрения колониальной политики, как новая область для перемещения избытков населения из центральных губерний».*

     Изучение  социально-колониального положения народа Туркестана начала XX столетия показывает, например, в письме Джизакский уездный начальник от 8 июля 1905 года признается, что «Население этого (т.е. Джизакского) уезда крайне бедное, живущее на гроши, добываемые путем тяжелого земледельческого труда, жизнь которых сделалась еще тяжелее за последние 10-15 лет... живет население в плохих саклях-юртах, причем и последние имеются не у каждого жителя и только за редким исключением, в семье можно найти две юрты... Тяжелое социально-экономическое состояние населения иногда достигает таких размеров, что население некоторых волостей к весне остаются вовсе без хлеба и живет милостыней, причем бедные жители питаются корнями диких растений, зачастую в селениях нельзя достать не только хлеба, но даже ячменя для лошади**.

     Идея  национально-освободительного движения и её формирование были подняты в  работах ученых Средней Азии Абу  Райхон Беруни, Алишера Навои, Ахмада Дониша. З.Фуркат. Мукими, М.Бехбудий, Фитрат, А.Кадыри, Чулпан и др.

     История освободительного движения в Туркестане подробно раскрывается в сборнике статей «История и историография национально-освободительных движений второй половины XIX- начала XX века в Средней Азии и Казахстане», изданный Институтом истории АН РУз в 1989 г.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

* Пален К.К.  Приложение к отчету по ревизии  Туркестанского края. Материалы  к характеристике народного хозяйства  в Туркестане. ч.1, отд.1, Спб., 1911, - с.3.

** ЦГА РУ,ф. 131.

     Сборник посвящен Андижанскому восстанию 1898 г. Выводы авторов об истоках проявления дехканством Ферганской долины, массового недовольства отражают также основные причины, приведшие к антиколониальному выступлению коренного населения Туркестана в 1905-1907 гг., которое вливалось в общее русло освободительного движения, подрывавшего устои колониального режима царизма в Туркестане. 

1.1.3. Формы и этапы  борьбы народов  Туркестана против  колонизаторской  политики русского  царизма. 

     Формы и методы национально-освободительных движений народов зависит от социально-экономических и политических условий каждой страны и поэтому они бывают мирными и немирными. В угнетенных, колониальных странах мирные демонстрации и митинги за свои права зачастую превращаются в вооруженную борьбу.

     История разных стран насчитывает немало драматических страниц борьбы за свою независимость. Большое мужество, героизм, патриотическая решимость, отдать за свободу Родины свою жизнь присущи  как в прошлом, так и в настоящем  лучшим сынам Узбекистана.

     Историк Садыков Х.Д. в работе «Колониальная политика царизма в Туркестане и борьба за национальную независимость в начале XX века»* считает, что национально-освободительное движение в Туркестане прошел три этапа: первый этап - начинается сопротивление населения завоевательным акциям царизма и насаждению чуждой его духу русской государственности (это восстание 1868 г. в Самарканде, выступление Пулат хана 1875-76 гг. В Коканде и другие): второй - 90 годы XIX века, народные выступления в форме бойкотов выборов местной администрации, отказ от уплаты налогов, восстание 1892 г. в Ташкенте. 1898 г. в Андижане; третий - события революции 1905-1907 гг. В Туркестане, начала джадидского движения и революции в Турции и Иране (1908-1911 гг)**.

Историк Садыков  А.С. в работе «Некоторые вопросы освободительного движения в Хивинском ханстве», также делит это движение на три этапа, но он к первому этапу относит разрозненные стихийные движения крестьян и ремесленников до 1905 г.; второй - освободительная борьба после 1905 г.; и третий - после Февральской революции 1917 года*** 

Информация о работе Национальная независимость – священная цель народов. Борьба узбекского народа за независимость и ее этапы