Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:12, реферат
Целью изучения курса является четкое и конкретное изложение сущности концепции национальной независимости, вскрыть основные тенденции продвижения Узбекистана в русло общечеловеческой цивилизации.
Задачей изучения выступает вооружение студентов знаниями об истории развития народов Узбекистана и достижение национальной независимости: выбор и выработку самостоятельной модели экономических реформ, становления национальной государственности, формирование собственной политической системы, построение демократического государства.
1.1.1. Цели и задачи курса.
1.1.2. Исторические истоки и идея национальной независимости и её формирование в Туркестане.
1.1.3. Формы и этапы борьбы народов Туркестана против колонизаторской политики русского царизма.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Национальная независимость – священная цель
народов. Борьба узбекского
НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ - СВЯЩЕННАЯ ЦЕЛЬ НАРОДОВ. БОРЬБА УЗБЕКСКОГО НАРОДА
ЗА
НЕЗАВИСИМОСТЬ И
ЕЕ ЭТАПЫ
ПЛАН:
1.1.1. Цели и задачи курса.
1.1.2. Исторические истоки и идея национальной независимости и её формирование в Туркестане.
1.1.3. Формы
и этапы борьбы народов
1.1.1.
Цели и задачи
курса.
Целью изучения курса является четкое и конкретное изложение сущности концепции национальной независимости, вскрыть основные тенденции продвижения Узбекистана в русло общечеловеческой цивилизации.
Задачей изучения выступает вооружение студентов знаниями об истории развития народов Узбекистана и достижение национальной независимости: выбор и выработку самостоятельной модели экономических реформ, становления национальной государственности, формирование собственной политической системы, построение демократического государства.
Курс предусматривает ознакомление с принципами миролюбивой внешней политики Узбекистана, призван сыграть роль в формировании чувства патриотизма, горд ости за свою страну, за свой народ, свою культуру. Жить самостоятельно, иметь суверенное государство, независимо распоряжаться своей судьбой, быть хозяином своей жизни – законное и святое право каждого народа.
С обретением независимости в Узбекистане начался качественно новый этап исторического развития, связанный с глубокими, коренными преобразованиями всех сфер и направлений государственной и общественной жизни. Это закономерный, объективно обусловленный процесс.
Аналогичные перемены, несмотря на существенные различия в темпах, формах и методах их осуществления, происходит на всем пост советском пространстве. А если подходить шире, то во всех странах Восточной Европы, входивших в так называемый социалистический лагерь.
Распад бывшего СССР означал не только конец последней на земле колониальной державы. История вынесла свой суровый, но справедливый приговор всей искусственно смоделированной и силой навязанной народам системе. Поэтому с восстановлением государственной независимости перед Узбекистаном, как и другими странами, встала стратегическая, судьбоносная задача - возвращение на магистральный цивилизованный путь общечеловеческого развития с учетом мирового опыта, истории и традиции народа. Для этого необходимо было освободиться от оков старого строя, заново сформировать структуры и механизмы государственной и общественно-политической жизни.
В общественно-политической сфере: освободиться от структур и механизмов авторитарной, административно-командной системы и перейти к демократическим, правовым принципам и нормам устройства государства, заложить основы перехода к гражданскому обществу.
В социально-экономической сфере: отказаться от отчуждения человека от средств производства, планово-распределительной системы и перейти к многоукладной экономике и рыночным отношениям.
В духовной сфере: освободиться от догматизма и диктата одной предельно политизированной идеологии, восстановить подлинные национальные и общечеловеческие ценности.
В международной сфере: отказаться от отгороженности и противостояния миру, открыть дорогу для равноправного сотрудничества и интеграции в мировое сообщество.
Даже короткое перечисление основных направлений реформ дает представление об огромных масштабах и сложности проводимых в республике преобразований. Узбекистан избрал свой путь развития, основанный на конкретных условиях республики, истории и менталитете народа.
Сегодня, когда народ страны вместе с мировым сообществом торжественно отметил девятилетие своей государственной независимости, можно с полным основанием утверждать, что этот путь прошел проверку практикой, что исторически небольшой, но чрезвычайно насыщенный переменами этап развития подтвердил правильность избранного пути.
Для
дальнейшего движения вперед, обеспечения
прогресса и процветания
1.1.2.
Исторические истоки
и идеи национальной
независимости и
её формирование
в Туркестане.
Одной из острых и сложных проблем истории народов Узбекистана является история политической борьбы за свою независимость. Борьбы народов Туркестана за национальную независимость началась с первых дней завоевания края царской Россией и в той или иной форме, продолжалась до обретения Узбекистаном государственной независимости.
К моменту завоевания Туркестана Россией на территории Средней Азии имелись три самостоятельных феодальных государства - Бухарский эмират, Кокандское и Хивинские ханства. В результате колониальной экспансии в 1864-1884 гг. На этой огромной территории было образовано Туркестанское генерал-губернаторство России и два вассальных государства - Бухарское и Хивинское.
Присоединение Туркестана к России и установление колониальной системы правления означали расширение аппарата эксплуатации местных народов. Вся система управления была подчинена целям национального угнетения и империалистического гнета, а государственная власть в Туркестане осуществлялась генерал-губернатором, областными военными губернаторами, уездными начальниками и приставами.
Вместе
с тем, присоединение края к России
и проникновение российского
капитала в экономику Туркестана
неизбежно расшатывали
Здесь сталкивается два, на первый взгляд, как бы несовместимых друг с другом момента, взаимно исключающих друг друга. Это с одной стороны, возникновение ряда отраслей промышленности, строительство железных дорог, вовлечение края в мировую экономику, ряд кардинальных изменений в социальной жизни и т.д., а с другой - упорство колонизаторов в желании законсервировать феодальные отношения и порядки.
Данное противоречие легко объяснимо, стоит лишь вникнуть в сущность колониальной политики любого империалистического государства. Эксплуатируя природные и людские ресурсы своих колоний, империализм вынужден проводить различные коммуникации, связывающие метрополии с колониями. Потребность же предпринимателей в частичной обработке сырья вызывает необходимость создания отдельных промышленных производств, а в качестве их технической базы - машиноремонтных и сборочных мастерских, электростанций.
В соответствии с однобоким, колониальным характером развивающийся таким образом промышленности колоний, складывается и структура рабочего класса, подавляющее большинство которых представляет собой неквалифицированную часть коренного населения.
Небезынтересно в этом отношении высказывание сенатора К. Палена, так сформулировавшего экономические и политические цели царизма в Туркестане: «Если не считать мотивов политического характера, имевших значение при завоевании Туркестана, этот край, с первых же дней присоединения к России, представлял для русского правительства двоякий интерес.
Во-первых, с точки зрения финансовой политики, как источник государственных доходов и как новый рынок для продуктов внутреннего производства и, во-вторых, с точки зрения колониальной политики, как новая область для перемещения избытков населения из центральных губерний».*
Изучение
социально-колониального
Идея национально-освободительного движения и её формирование были подняты в работах ученых Средней Азии Абу Райхон Беруни, Алишера Навои, Ахмада Дониша. З.Фуркат. Мукими, М.Бехбудий, Фитрат, А.Кадыри, Чулпан и др.
История освободительного движения в Туркестане подробно раскрывается в сборнике статей «История и историография национально-освободительных движений второй половины XIX- начала XX века в Средней Азии и Казахстане», изданный Институтом истории АН РУз в 1989 г.
------------------------------
* Пален К.К.
Приложение к отчету по
** ЦГА РУ,ф. 131.
Сборник
посвящен Андижанскому восстанию 1898 г.
Выводы авторов об истоках проявления
дехканством Ферганской долины, массового
недовольства отражают также основные
причины, приведшие к антиколониальному
выступлению коренного населения Туркестана
в 1905-1907 гг., которое вливалось в общее
русло освободительного движения, подрывавшего
устои колониального режима царизма в
Туркестане.
1.1.3.
Формы и этапы
борьбы народов
Туркестана против
колонизаторской
политики русского
царизма.
Формы и методы национально-освободительных движений народов зависит от социально-экономических и политических условий каждой страны и поэтому они бывают мирными и немирными. В угнетенных, колониальных странах мирные демонстрации и митинги за свои права зачастую превращаются в вооруженную борьбу.
История разных стран насчитывает немало драматических страниц борьбы за свою независимость. Большое мужество, героизм, патриотическая решимость, отдать за свободу Родины свою жизнь присущи как в прошлом, так и в настоящем лучшим сынам Узбекистана.
Историк Садыков Х.Д. в работе «Колониальная политика царизма в Туркестане и борьба за национальную независимость в начале XX века»* считает, что национально-освободительное движение в Туркестане прошел три этапа: первый этап - начинается сопротивление населения завоевательным акциям царизма и насаждению чуждой его духу русской государственности (это восстание 1868 г. в Самарканде, выступление Пулат хана 1875-76 гг. В Коканде и другие): второй - 90 годы XIX века, народные выступления в форме бойкотов выборов местной администрации, отказ от уплаты налогов, восстание 1892 г. в Ташкенте. 1898 г. в Андижане; третий - события революции 1905-1907 гг. В Туркестане, начала джадидского движения и революции в Турции и Иране (1908-1911 гг)**.
Историк Садыков
А.С. в работе «Некоторые вопросы освободительного
движения в Хивинском ханстве», также
делит это движение на три этапа, но он
к первому этапу относит разрозненные
стихийные движения крестьян и ремесленников
до 1905 г.; второй - освободительная борьба
после 1905 г.; и третий - после Февральской
революции 1917 года***