Научно-техническая политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:59, реферат

Описание

Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологии в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. Большой интерес к этому вопросу не случаен, учитывая постоянно возрастающую роль науки и высоких технологий в развитии общества в современных условиях и ту цену, которую общество вынуждено так или иначе платить в любом случае - как за освоение новых технологических достижений, так и за отказ от их использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ НАУКИ В РОССИИ СЕГОДНЯ 4
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСТАВАНИЯ РОССИИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 5
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 8
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУКИ 11
ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Научно-техническая политика в современной россии.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Политология, социология и связи  с общественностью» 
 
 

Реферат

на тему: «Научно-техническая политика в современной России»

по дисциплине: «Политология»

  
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  ст.гр. МТ-08-03                                        Валеева А.Р.

Проверил доцент                                                        Минаков П.А. 
 
 

Уфа 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

СОСТОЯНИЕ НАУКИ  В РОССИИ СЕГОДНЯ                                       4

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСТАВАНИЯ РОССИИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ                                 5

СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ                                  8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУКИ                                     11

ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ                                 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                   16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

         Проблема выделения  приоритетных направлений науки и технологии в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. Большой интерес к этому вопросу не случаен, учитывая постоянно возрастающую роль науки и высоких технологий в развитии общества в современных условиях и ту цену, которую общество вынуждено так или иначе платить в любом случае - как за освоение новых технологических достижений, так и за отказ от их использования.

         Под научно-технической  политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.

         В реформируемой  экономике России чрезвычайно важное значение имеет выработка и проведение промышленной политики, обеспечивающей такие структурные преобразования народного хозяйства страны, которые позволят ей сформировать высокоэффективный промышленный комплекс, выпускающий конкурентоспособную продукцию мирового уровня. В центре структурных изменений лежит инновационная сфера, поскольку эффективно функционирующая экономика должна обеспечивать непрерывную замену устаревших технологий более прогрессивными. Более того, без инновационного подъема, обновления основного капитала невозможен выход из экономического кризиса. Это подтверждается и опытом промышленно развитых стран, экономический рост которых на 90% обеспечивается за счет внедрения в промышленность новых знаний и технологий. Отставание же в области биотехнологии, микроэлектроники, информационных и коммуникационных технологий на пороге XXI в. практически закрывает перспективы формирования конкурентоспособной экономики.

         При рыночной экономике  государство не в состоянии заставить  предприятия внедрять инновации, однако оно может создать для этого  благоприятные условия и особо  поддерживать отдельные направления  научно-технического развития страны с помощью целенаправленных и ограниченных мер воздействия. Это должно найти свое отражение в выработке и реализации соответствующей научно-технической и инновационной политики как важнейшей составляющей промышленной политики.

         В данной работе попытаемся выяснить какова же состоятельность научно-технической политики в России и методы повышения эффективности ее проведения. 

         СОСТОЯНИЕ НАУКИ  В РОССИИ СЕГОДНЯ 
 
 

         Национальные интересы России требуют решительных действий по формированию и реализации собственной промышленной и инновационной политики России, отвечающей новым экономическим и социально-политическим реалиям, обеспечивающей крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Однако кризис производства лишает государство необходимых ресурсов для ускоренного обновления производства. В результате инвестиции в структурную перестройку, в развитие сферы инноваций с каждым годом снижаются. Попытки осуществить структурные преобразования до формирования рыночных отношений и институтов, как и надежды только на механизмы рынка, оказались несостоятельными.

         Определяющим фактором сегодняшнего состояния науки является бюджетный кризис, в результате которого финансирование науки осуществляется на чрезвычайно низком уровне. Ни для  кого не секрет, что страна, которая позволяет себе тратить на науку менее 0.5% ВВП, в XXI в. не имеет никаких перспектив для успешной конкуренции с экономически и технологически развитыми странами. В России же на протяжении последних пяти лет доля расходов на науку в ВВП не превышала 0.5%, в то время как в промышленно развитых странах, таких как США, ФРГ, Япония этот показатель колебался от 2.8% до 3% ВВП. По уровню затрат на науку сегодня Россия приближается скорее к отдельным, не очень богатым странам Африки.

         Сокращение финансирования привело к резкому падению числа занятых в научно-технической сфере. Драматично складывается ситуация в наиболее передовой части научно-технической сферы России – научно-техническом комплексе ВПК, где в результате распада исследовательского потенциала была потеряна почти треть его общего объема.

         Сокращение и обесценение  собственного научно-технического потенциала в условиях современной международной  конкуренции означает подрыв основ  экономического роста за счет внутренних источников и обрекает страну на перманентное отставание.

         Распад научно-технической  сферы обусловил снижение эффективности  исследований и резкое замедление темпов научно-технического развития страны. Значительно снизился объем национального патентования, не говоря уже о патентовании отечественных изобретений за рубежом.

         У Роспатента сегодня  нет денег. Помощь приходит из-за рубежа. Международные фонды готовы поддержать Роспатент, но в обмен они просят информацию, поэтому вот уже несколько  лет наши технологии, разработки, ноу-хау  совершенно официально уходят за рубеж.

         Замедлились темпы  снятия с производства устаревших машин, конструкций, технологий. По этой причине  на большинстве российских предприятий  инновационная деятельность высокого порядка, направленная на принципиальные усовершенствования, не имеет смысла. Для них единственно подходящим видом инноваций становится замена основных фондов. Причем время, когда инвестиции еще возможны, очень быстро уходит – вместе с разрушением кадрового потенциала предприятий. Это обстоятельство обрекает ряд отраслей российской экономики на растущую технологическую и финансовую зависимость от зарубежных стран.

         Таким образом, можно  сделать вывод, что статус научного комплекса в российской экономике  не соответствует тенденциям в мировой  системе хозяйствования. Для изменения ситуации требуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйственных субъектов. Причем усилия должны быть направлены на изменение не только уровня оплаты труда ученых и его оснащенности, но и сложившегося общественного сознания. Необходимо сформировать социальный заказ научному комплексу, который бы обеспечил соответствие между наукой, инновационной сферой и структурной реорганизацией экономики и требованиями, диктуемыми современной цивилизацией. В этой связи перед Россией стоит актуальнейшая задача выработки соответствующей стратегии научно-технического и инновационного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический потенциал и была бы направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышающим ее конкурентоспособность. 
 
 
 

         ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСТАВАНИЯ РОССИИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  СФЕРЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 
 
 

         К одной из таких  проблем относится незавершенность большинства технологий и продуктов, выносимых на рынок, т.е. их недоведение - в силу нехватки средств - до состояния, когда они могут быть востребованы потребителями. Это резко снижает ценность предлагаемых технологий (или продуктов) в глазах потенциальных партнеров.

         Торговля технологиями и высокотехнологичными продуктами может сыграть огромную роль в возрождении нашей страны. Российские НИИ и КБ накопили множество разработок, не доведенных до стадии готового продукта. Использование этого потенциала традиционно связывается с решением "проблемы внедрения". Десятилетиями наших ученых и инженеров призывали внедрять свои разработки. Мировой управленческий опыт показывает, что эта стратегия (technology push), как правило, весьма неэффективна. Наиболее успешные ТНК применяют противоположную модель (market pull), которая характеризуется тем, что во главу угла ставятся потребности рынка. Именно эту стратегию следовало бы использовать при управлении отбором технологий и продуктов, предлагаемых российскими НИИ и КБ, для финансирования завершающих этапов коммерциализации.

         Было бы целесообразно создать Государственный инновационный фонд, на возвратной основе финансирующий завершающие стадии разработки и промышленного освоения технологий и продуктов. Механизмы возврата средств могут быть различными. Одно из возможных решений - получение фондом части прав на технологию. При ее промышленном освоении партнерам предоставлялось бы право выкупа доли фонда либо по рыночной цене, либо по формуле: сумма кредита, полученного от фонда, плюс ожидаемая последним норма прибыли на инвестиции.

         Серьезный вопрос - выделение тех незавершенных технологий или продуктов, которые следовало бы поддержать. Многие специалисты считают, что технологии, которые окажут определяющее влияние на жизнь человечества в первой половине XXI в., сегодня уже существуют в виде лабораторных разработок. Конечно, выделить их невероятно сложно. Однако что касается краткосрочной перспективы, то вполне оправданной представляется финансовая поддержка тех технологий, которые в наибольшей степени отвечают потребностям рынка. Мировой опыт показывает: когда объем потенциального рынка достаточно велик, инновации быстрее осваиваются. Последние могут стать новыми" локомотивами" экономического развития, каковыми в последней трети XX в. стали компьютеризация и телекоммуникации. В выделении наиболее "плодотворных дебютных идей" большую роль могло бы сыграть развертывание широкой дискуссии ученых, политиков, бизнесменов, международных экспертов.

         Одна из стратегических ошибок до сих пор клишируется  российскими органами управления научно-технической сферы, - в том, что они по-прежнему подходят к ней как к области, где должны доминировать централизованные административные методы. Вновь предпринимаются попытки создать систему контроля за использованием научно-технических заделов, патентов, лицензий.

         Между тем в США  еще в 1981 г. ликвидирована монополия  государства на владение патентами  и ноу-хау, разработанными на средства бюджета. Для повышения эффективности  использования накопленного потенциала было решено передать все права на коммерческое использование разработок тем организациям, где осуществлялись соответствующие НИР и ОКР. Государство сформировало инфраструктуру, способствующую такой коммерциализации и одновременно защищающую права разработчиков.

         Еще одной проблемой  отставания России в научно-технической области является незнание российскими фирмами законов "раскрутки" технологических нововведений, выведения их на рынок. Это обусловлено в первую очередь тем, что в дореформенные времена крупномасштабное освоение нововведений осуществлялось по решению центральных органов государственного управления на уже действующих гигантах промышленности.

         В рыночных условиях механизм освоения нововведений неразрывно связан с малым инновационным  бизнесом, для которого характерен высокий риск, но и высокая отдача в случае успеха. В развитых экономиках существует особый сектор народного хозяйства, обеспечивающий необходимые условия (инфраструктуру) для развития малого инновационного предпринимательства. Имеются в виду научно-технические инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования (венчурные фонды), специальные финансовые механизмы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и др.

Информация о работе Научно-техническая политика в современной России