Научно-техническая политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:59, реферат

Описание

Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологии в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. Большой интерес к этому вопросу не случаен, учитывая постоянно возрастающую роль науки и высоких технологий в развитии общества в современных условиях и ту цену, которую общество вынуждено так или иначе платить в любом случае - как за освоение новых технологических достижений, так и за отказ от их использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СОСТОЯНИЕ НАУКИ В РОССИИ СЕГОДНЯ 4
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСТАВАНИЯ РОССИИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 5
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 8
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУКИ 11
ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Научно-техническая политика в современной россии.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

         Для повышения инновационной активности национальных производителей за рубежом наряду с налоговыми льготами используются и другие финансовые и организационные элементы. Среди них – ускоренная амортизация оборудования длительного пользования, введение новых правовых и институциональных норм, соответствующих требованиям рынка капитала; страхование инвесторов от риска, связанного с внедрением новых технологий; координация лицензионной политики с национальной научно-технической политикой в тех сферах экономики, где технологическое развитие осуществляется за счет бюджета. Во многих странах предусматривается предоставление льготных национальных кредитов, если кредит используется для модернизации производства путем внедрения национальной технологии.

         Без такого рода законов и экономических преференций, делающих выгодным вложение денег в науку, наука и техника ни в одной стране не выживут. Российское законодательство, стимулирующее развитие банковского дела, торговли, приватизации, фактически не поддерживает научно-технический комплекс страны. В этой связи формирование организационно-экономического механизма, содействующего развитию российской науки и скорейшему широкомасштабному внедрению научно-технических разработок в производство должно стать одной из центральных задач национальной инновационной политики.

         Важнейшим инструментом повышения инновационной активности предприятий является развитие малого предпринимательства в научно-технической  сфере. Зарубежный опыт показывает, что  малый бизнес очень динамичен, требует  малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. В развитых странах малые предприятия обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, на единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в четыре, а в сравнении с крупными – в 24 раза выше. Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные компании в скорости освоения новшеств. В малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл.

         Таким образом, в  нынешних условиях надо сделать ставку на ускоренное развитие малого предпринимательства  как на локомотив, который не только поведет за собой промышленное производство, но и быстро сформирует спрос на знания, производимые в сфере российской науки. При этом создается возможность сохранения активно работающих ученых и коллективов, научных школ, по крайней мере, тех из них, которые еще не полностью утрачены.

         Решение этих задач  может быть успешным при формировании принципиально новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой  должны стать инновационные венчурные  фонды, консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки. Эффективность этого подхода подтверждается практикой таких стран, как США, где при мощной федеральной и региональной поддержке действует более 300 инновационно-технологических центров, в ФРГ их более 160, а КНР уже более 10 лет реализует программу инновационно-технологического развития страны, в рамках которой создано 52 технопарка (в каждом из них от одного до трех инновационных центров, предлагающих все условия для первоначальной поддержки инновационного предпринимательства).

         Для поддержания  и развития малого инновационного бизнеса  необходимо обеспечить его соответствующую  финансовую поддержку. Сегодня в  России реально действуют два  государственных фонда льготного  финансирования технологической инновационной  деятельности – Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) и Российский фонд технологического развития, созданные по инициативе и при участии Министерства науки и технологий РФ. Первый на год-полтора кредитует развертывание производства высокотехнологичной продукции под проценты (до 1/2 ставки рефинансирования Центробанка РФ), второй – финансирует выполнение НИОКР по созданию конкурентоспособной продукции с возвратом выделенных средств в их долларовом эквиваленте в течение двух–трех лет.

         В настоящее время  в России также создается первый венчурный фонд. Эта инициатива Миннауки, Минэкономики и Минфина, явившая  редкостное для них взаимное согласие, вызвана, во-первых, катастрофическим состоянием конкурентоспособности российской промышленности, а во-вторых, пониманием того, что важнейший путь к ее технологическому подъему – развитие венчурного бизнеса. Победителем конкурса, на базе которого будет сформирован венчурный фонд, стал научно-производственный центр «Солитон – НТТ». С 1991 г. эта фирма специализируется на коммерциализации проектов по созданию оптоэлектронной аппаратуры, лазерного и микроволнового оборудования, получению высокочистых веществ и других наукоемких и экологичных технологий.

         Помимо опыта работы с научно-технологическими проектами, главным критерием конкурса на управляющую компанию была гарантия поддержки серьезных финансовых структур (привлечения капиталов). Не секрет, что многие средние банки страны и финансовые компании возникли из научно-технической сферы. Их руководители хорошо знают, сколь велик уже накопленный исследовательский и конструкторский задел. Здесь главное – взять его в оборот как можно скорее. Государственное участие и гарантии служат для этого очень привлекательной приманкой, а государство планирует внести 30% объема финансовых средств фонда и гарантировать 50% возврата частных инвестиций. Для иностранных венчурных капиталистов эти условия сверхвыгодны.

         Нынешний кризис на рынке ценных бумаг и рост ставки рефинансирования – разумеется, не самые лучшие обстоятельства для работы фонда. Тем не менее победитель в конкурсе на управление фондом представил портфель предложений на 10 млн долларов. Предполагается, что эта сумма может возрасти даже без участия иностранного капитала до 50 млн долларов.

         В то же время развитие российского венчурного бизнеса  сталкивается с проблемой несовершенства нормативной и правовой базы, обеспечивающей формирование полноценного рынка интеллектуальной собственности, решение проблем  распределения имущественных прав. Здесь не обойтись без внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс и Патентный закон, в другие действующие и только разрабатываемые законодательные акты. В целом таких документов в совокупности с инструкциями набирается около 40.   
 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

         Национальные интересы России требуют решительных действий по формированию и реализации научно-технической  и инновационной политики как  важнейшей составляющей промышленной политики, которая отвечает новым  экономическим и социально-политическим реалиям, обеспечивающим крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Именно в технологическом развитии России следует видеть возможный путь выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в процессе проведения рыночных реформ. Несмотря на все потери, Россия все еще имеет научно-технологический и кадровый потенциал, способный генерировать новые научные идеи. Кроме того, российская наука располагает большим опытом разработки серьезных тем, накопленным в XX в. В этой связи необходимо официально признать жизненную важность проблем сохранения отечественной науки и разработать безотлагательный комплекс мероприятий по предотвращению развала научно-технического потенциала и обеспечению его дальнейшего развития.

         Научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности и опираться на имеющийся научно-технический потенциал. Государство должно четко определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической и информационной базе науки и т.п. Еще одной из важнейших задач государственной научно-технической политики является повышение заинтересованности предпринимательского сектора в развитии науки и привлечение частного капитала в научные исследования. Для практической реализации такого подхода требуются нетривиальные решения, которые способны стать толчком для запуска инновационного механизма в экономике, выражающиеся в разработке соответствующих преференций для науки и техники. Важнейшим инструментом повышения инновационной активности предприятий является развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере. Решение этих задач может быть успешным при формировании принципиально новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные венчурные фонды, консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки. 
 
 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

  1. Конверсия в России: состояние, проблемы и пути решения. М.: ИМЭПИ РАН, 1996.
  2. Наука России в цифрах.1997 г. М.: ЦИСН, 1997
  3. Попов А.А., Лындина Е.Н. Основы инновационного менеджмента. Учебное пособие. Оренбург, 2004. – 129 с.
  4. http://www.auditorium.ru
  5. http://www.chelt.ru/2001/1/koch_1.html

Информация о работе Научно-техническая политика в современной России