Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:34, дипломная работа

Описание

Главной функцией политической системы является обеспечение ее выживания, самосохранения и на этой основе – создание предпосылок дальнейшего развития и совершенствования. Для этого политические системы создают определенные механизмы, адаптирующие их к изменяющейся обстановке. На этом пути преодолеваются дисфункциональные процессы и тенденции, способные разрушить данную систему или существенно ослабить всю иерархию власти.

Содержание

Введение
Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества
Глава II. Основные субъекты политической системы
§1. Государство в политической системе общества
§2.Политические партии
§3. Общественные объединения /движения/
Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан
§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет РК
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

БАТЫР 004.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

В тот же день Конституционный суд  рассмотрел запрос главы государства и принял дополнительное определение.

Правовым следствием постановления  Конституционного суда от 6 марта 1995 года является не конституционность полномочий Верховного Совета, избранного 7 марта 1994 года, а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 года депутатов. В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 года законно избранного Верховного Совета, на период до избрания нового состава легитимного парламента вновь вступает в силу закон от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий», представляющий Президенту право принятия решений законодательного характера и иные полномочия.

Тем самым Конституционный суд  поставил точку в деятельности Верховного Совета и начался новый этап формирования одной из трех ветвей власти.

Однако помимо этого существовала и объективная тенденция, которая  по мере своего развития неминуемо  привела бы к политическому кризису. Важнейшие вопросы, не решенные прежним  Верховным Советом и первой Конституцией, все еще стояли перед всем обществом.

В целом не эффективность Верховного Совета обуславливается, прежде всего, его структурой и устаревшей организацией его деятельности. Необходима серьезная  политическая реформа.

Был подготовлен проект новой Конституции государства, в котором, предполагалось изменение самой структуры Парламента.

Проект Конституции предусматривал учреждение в Казахстане компактного  по численности, профессионального  и постоянно действующего парламента, деятельность которого была бы сконцентрирована на принятии жизненно необходимых для общества и государства законов. Выполнение этой задачи связано с двухпалатной структурой парламента.

Значительную роль в событиях 1995 года сыграла Ассамблея народов  Казахстана. Учитывая в то время сложившеюся к тому времени непростую ситуацию, связанную с отсутствием представительной ветви государственной власти из-за признания Конституционным судом РК не легитимным состава Верховного Совета 13-го созыва и приближавшимся очередными выборами главы государства, которые в совокупности с другими обстоятельствами могли вольно или невольно привести к нежелательным действиям со стороны оппозиционно настроенных и других негативных сил в обществе, Ассамблея высказалась за проведение первого республиканского референдума по продлению срока полномочий всенародно избранного Президента РК Н. А. Назарбаева до 1 декабря 2000 года.

Итоги апрельского референдума  о продлении полномочий Президента РК Н.А. Назарбаева до 2000 года, в общем, подтвердили все еще сохраняющуюся тенденцию возможности широкой мобилизации населения государством при низком рейтинге политический партий и общественных движений.

На второй сессии Ассамблеи народов  Казахстана, состоявшейся в конце  июня 1995 года, Н.А. Назарбаев выступил с докладом «Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества», в котором обосновал необходимость принятия новой Конституции РК.

Достаточно сложная ситуация сложилась  и во время проведения референдума  по проекту новой Конституции  РК. Проект Конституции вызывал серьезное оживление в политической жизни государства. В ходе обсуждения проекта произошло определенное размежевания политических сил. Предложение поступали как от центриских, поддерживающих Президента и реформы, партий, так и от непримиримой оппозиции.

Выявилось два подхода к проекту  Конституции.

1.Конструктивное обсуждение проекта,  участие в его усовершенствовании  при одобрении в целом характера  и основных направлений предлагаемой  политической реформы.

2.Резкая критика и отрицание политической реформы и проекта Конституции в целом.

Первый подход нашел свое отражение  в заявлении политических партий от 5 июля 1995 года, подписанном Партией  Народного Единство Казахстана, Демократическая  партия Казахстана, ПНКК, Народно-кооперативной партии, и Партией Возрождения Казахстана. Согласно заявлению общая позиция была выбрана по следующим причинам:

все подписавшие заявления партии выступают за сильную государственную  власть;

новая конституция обеспечивает эффективный  государственный механизм;

новая конституция дает возможность  осуществления судебно-правовой реформы;

о характере государственности  о языках, о частной собственности  на землю и т.д.

В то же время со стороны всех названных  политических партий поступили многочисленные конструктивные предложения по проекту новой Конституции.

Иначе отнеслась оппозиция Казахстана к проекту Конституции. Если совет  федерации профсоюзов (С. Мукашев) в  целом одобрил проект с оговорками, то независимый профцентр (Л. Соломин) крайне отрицательно отнесся к предложенному проекту.

В НПФ был подготовлен альтернативный проект Конституции РК.

РСД “Лад” (А. Докучаева) выступило  с традиционной позицией: государственное  двуязычие и двойное гражданство. Последнее могло иметь распространение  на регионы (Павлодар, Костанай, Петропавловск).

«Казахстанско-американское бюро по правам человека» (Е. Жовтис) выступило  с претензией о том, что права  Парламента сильно урезаны, что повлияет на его работоспособность и сведет функции парламента лишь к фиксации решений Президента.

Движение «Правовое развитие Казахстана» (В. Воронов) подвергло критике проект Конституции «в юридической плоскости». Основная критика сводилась к тому, что в проекте дается «неверная концепция государственного устройства», и весь проект отличает «несовершенство статей Конституции как юридических норм».

Представители национально-демократических  партий заняли более умеренную позицию.

В Коммунистической партии к данному  моменту сложилась предкризисная  ситуация. В руководстве партии были серьезные разногласия. Ряд активистов Компартии Казахстана выступали за проведение более активных и жестких мероприятий, вплоть до митингов и актов гражданского неповиновения с целью бойкотирования референдума. Тем не менее КПК не проявила себя как активная политическая сила.

Инициатором бойкота референдума выступило и движение “Республика”, к тому времени незарегистрированное Минюстом.

30 августа 1995 года народ Казахстана  принял на референдуме новую  Конституцию республики.

Одним из важнейших итогов референдумов можно назвать подтверждение аморфного состояния и фрагментарности политической оппозиции, раздробленности ее рядов, неумение или даже нежелание мобилизоваться в наиболее ответственных ситуациях.

Причинами такому положению вещей  стали узкая социальная база, внутренняя борьба в оппозиционных силах, амбициозность и междоусобная борьба между лидерами. Оппозиция не сумела представить достаточно организованное, монолитное и убедительное движение, способное повлиять на настроение электората.

Ряд партий и общественных движений были склоны к использованию популистических лозунгов, концентрировали свои усилия на личной критике Президента. Некоторые общественные движения стремились найти поддержку за рубежом – в СМИ и даже государственных органах.

Председатель гражданского движения «Азат» Х. Кожахмет заявил, что «Казахстан» все сильнее и сильнее сворачивает на авторитарный путь развития. Проведения референдума – это еще одно доказательство этого. Нарушены все международные законы, нарушена собственная Конституция. О какой демократии можно говорить в такой ситуации?

В то же время даже сами итоги референдума, на котором 95,143% казахстанцев проголосовали  за продление полномочий Президента, сами за себя говорят о слабости оппозиции.

Основные центриские силы поддержали и саму идею референдума, и кандидатуру Н. Назарбаева. II Пленум ЦК ПНЕК принял специальное постановление «Об участии ПНЕКа в предстоящем референдуме».

Партия Возрождения Казахстана также с ободрением встретила  предложение делегатов первой сессии Ассамблеи народов Казахстана о  продлении полномочий Президента.

ПНЕК, Возрождения Казахстана и  НКК выступили с совместным заявлением, в котором было подчеркнуто доверие  к Президенту и о продлении  полномочий до 2000 года.

На этапе подготовки к парламентским  выборам произошла заметная активизация партий и движений Казахстана. Прошли съезды НКК, Демпартия Казахстана, ПНЕК, НКПК, на которых были разработаны и утверждены политические платформы, определена тактика партийной борьбы, выдвинуты кандидаты в Парламент.

Политические партии и общественные движения проявили высокую активность в выдвижении своих кандидатов и  предвыборной агитации. Кандидаты были выдвинуты более, чем от 30 партий и движений. Всего кандидатов было выдвинуто 320, 140 из них само выдвиженцы.

Основные центристские партии Казахстана довольно эффективно подошли к выбороботке стратегии и тактики предвыборной борьбы.

ПНЕК к этапу времени стало  достаточно внушительной силой. 11 октября 1995 года состоялся II (внеочередной) съезд  партии на котором рассматривались вопросы участия ПНЕК в выборной компании депутатов в Парламент РК. Съезд утвердил предвыборную платформу партии и выдвинул по 54 избирательным округам кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК.

ПНЕК приняло самое активное участие в выборах в парламент, и одержала весомую победу. В следствии создал свою фракцию, в нее вошли более 40 депутатов обеих палат.

В это же время продолжался процесс  партийного строительства. Возникла демократическая  партия Казахстана, которая сразу  же заявила о своей поддержке курса Президента и центризме. 18 сентября 1995 года

состоялся пленум Демократической  партии Казахстана. Демократическая  партия Казахстана стала седьмой  по счету партией, прошедшей официальную  регистрацию в Министерстве юстиции  Республики Казахстан.

В октябре 1995 года состоялся II съезд  партии, на котором обсуждалось тактика  партии на предстоящих выборах. Было выдвинуто 32 кандидата в Мажилис.

ПНКК провела 15 сентября 1995 года заседания  расширенного политисполкома, которое  имело статус пленума. На III съезде партии произошли ключевые изменения в стратегии и тактики партии. Он ознаменовал переход ПНКК от конструктивной оппозиции к конструктивному сотрудничеству с государственной властью. Было выдвинуто 23 кандидата в Парламент.

Социалистическая партия 23 декабря 1995г. провела отчетно-выборный съезд. Было принято решение не выдвигать кандидатов в Парламент, а только поддержать выборы. Народно-кооперативная партия провела свой 2-й съезд на котором обсуждались вопросы подготовки к выборам. На съезде была принята предвыборная платформа. Основным лозунгом стали слова «Родина, свобода, справедливость, стабильность, благосостояние». Был утвержден список из 21 кандидата в новый парламент.

23 октября 1995 года состоялся  второй внеочередной съезд Партии  Возрождения Казахстана. Основным вопросам также была подготовка к выборам. В основе предвыборной платформы партии стал тезис о необходимости объединения граждан для усиления их политической активности по преодолению политического, экономического и нравственного кризиса в стране.

В ноябре 1995 года произошло неординарное событие. Русский союз Казахстана, Республиканская  партия Казахстана, Межгосударственная ассоциация уйгуров, ПНЕК, Независимый  профцентр Казахстана, РОСД “Лад”, Лига женщин – мусульманок Казахстана, Русская община Казахстана, ПНКК, партия Возрождения Казахстана, Алматинский облсовпроф, Общество содействия казакам Семиречья, МАД “Невада - Семей ”, союз “Чернобыль” Казахстана, Демпартия Казахстана, Ассоциация возрождения “Туркi”, подписали соглашение общественных объединений. В нем, частности указывалось: «… исходя из ценностей демократии, прав и свобод человека, сознавая, что общечеловеческие интересы выше политических разногласий, заключили настоящие Соглашение с целью плодотворного сотрудничества на пути построения гражданского общества». В Соглашении был призыв к предотвращению социальной межнациональной напряженности, принятие активных действий по локализации возникающих конфликтов, участвовать в поддержке аппарата акима г. демократических реформ, обсуждать возникающие проблемы на «Круглом столе» с участием представителей Алматы и т.д.

На состоявшемся 21 октября XXIII съезде Компартии Казахстана было выдвинуто 28 кандидатов в Парламент.

Всего в выборах приняли участие 30 партий и движений, или было выдвинуто 157 претендентов.

Парламент Казахстана пополнился представителями  различных партий и движений. В  Мажилисе Парламента ситуации выглядит следующим образом: ПНЕК имеет 24 депутата, Демпартия 12, Крестьянский Союз – 7, Федерация  профсоюзов – 5, Инженерная академия –3, Союз молодежи – 3, Движение «Невада - Семей» -1, партия возраждения – 1, и т.д.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что ряд депутатов выдвигался несколькими партиями.

Выборы в парламент характеризовались  активизацией деятельности партий и движений, что уже само по себе являлось позитивным фактором. Но избиратели в очередной раз продемонстрировали плохое знание партийных программ и платформ, ориентировались в первую очередь на личные характеристики кандидатов. Большое число само выдвиженцев – депутатов еще раз показывает слабое влияние партий и движений.  

 

§ 3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года.

10 января 1999г. состоялось самое  знаменательное за всю историю  суверенного Казахстана событие  – выборы Президента РК, в результате которых главой государства вновь стал Н. Назарбаев.

По данным Центризберкома, действующий  президент набрал 81,75% голосов.

В предвыборной кампании определились четыре кандидата в президенты –  Н. Назарбаев, С. Абдильдин, Г. Касымов, Э. Габбасов.

Единственным оппозиционером явился лидер компартии Серикболсын  Абдильдин. Остальным лидерам оппозиции  пришлось отойти в сторону, так как  они получили административные правонарушения.

20 октября 1998 года оппозиция  принила предвыборочный шаг. Некогда  претендовавший на участие в президентских выборах, но также привлеченный к административной ответственности «азаматовец» Галым Абильсиитов зачитал обращение к народу, Президенту, Парламенту, политическим партиям и общественным объединениям РК. В документе говорилось, что «Президент и Парламент разом устранили препятствия для бессрочного сохранения поста Президента страны за одним и тем же лицом».

Оценивая последние изменения  как недемократические, оппозиционеры  считали, что выборы должны быть «отменены  как незаконные и противоречащие Конституции». Они предлагали:

пересмотреть решение мажилиса от 8 октября 1998 года в части сокращения полномочий ныне действующего президента и назначении новых выборов президента РК;

предоставить возможность президенту РК завершить конституционный срок своих полномочий, установленный решением республиканского референдума от 29 апреля 1995 года, отчитаться перед началом выборов о результатах своей деятельности на посту президента и уйти в отставку согласно Конституции;

Информация о работе Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан