Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:05, доклад
Внедрению в деятельность государственных органов электронных технологий способствовал Указ Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573 "О Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан".
В целях обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471 утверждена Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
О применении новых
технологий в системе правосудия
Внедрению в деятельность
государственных органов
В целях обеспечения
граждан и организаций быстрым
и качественным доступом к государственным
услугам и повышения
С принятием Государственной
программы формирования и развития национальной
информационной инфраструктуры Республики
Казахстан активизировалась работа по
созданию информационных систем государственных
органов, одним из направлений которой
является создание информационной инфраструктуры
на базе внедрения единой системы электронного
документооборота.
Верховный Суд Республики
Казахстан не остался в стороне
от выполнения этой важной задачи и
приступил к созданию автоматизированного
информационного взаимодействия судов
и администраторов республики.
Потребность в получении
быстрой и качественной информации
о деятельности судов республики
по отправлению правосудия, о принятых
судебных актах по рассмотренным
делам, о результатах и сроках
разрешения жалоб и заявлений, поступающих
в суды, и по многим другим вопросам побудила
Верховный Суд к разработке и внедрению
системы электронного документооборота.
По аналогу Государственной
программы формирования «электронного
Правительства» в Республике Казахстан
Верховным Судом была разработана
и 9 декабря 2003 года утверждена концепция
создания и развития системы «ЕАИАС СО
РК». В 2005 – 2007 годах для всех 345 судов страны
централизованно было закуплено необходимое
современное оборудование, подготовлено
программное обеспечение ее деятельности,
средства связи. Таким образом, была создана
инфраструктура дальнейшего поддержания
системы в ходе ее эксплуатации и обеспечена
непрерывность ее функционирования в
повседневной деятельности. В последующие
годы система автоматизированного учета
была внедрена последовательно сначала
в областных, а затем в районных и приравненных
к ним судах республики. В соответствии
с целевой программой, начиная с 2007 года,
развернуты широкомасштабные мероприятия
по внедрению информационных, программных
и технических решений в судах.
Какие же позитивные
результаты достигнуты в связи с
введением системы электронного
документооборота в судах?
Деятельность судов
весьма разнообразна, как и разнообразны
сферы правоотношений в обществе.
Суды помимо главной задачи – рассмотрения
конкретных судебных дел и жалоб выполняют
совместно с Комитетом по судебному администрированию
большую работу, связанную с организацией
работы в судах, обеспечением судебной
системы квалифицированными кадрами,
формированием судебной статистики, исполнением
судебных актов и т.п. К тому же население
страны стало активнее интересоваться
работой судов, в связи с чем возникла
необходимость в обеспечении свободного
доступа к судебным актам.
В решении стоящих
перед судами задач в организационном
и техническом плане применяемая система
«ЕАИАС СО РК» играет главенствующую роль.
В первую очередь
следует отметить, что автоматизированный
учет в судах входящей корреспонденции,
включая судебные дела, позволил внедрить
автоматизированное их распределение
между судьями этого суда. В настоящее
время во всех судебных инстанциях - первой,
апелляционной и надзорной поступающие
соответственно исковые заявления, гражданские,
уголовные дела, дела об административных
правонарушениях, а также иные материалы,
надзорные жалобы распределяются между
судьями автоматически с помощью специально
разработанной программы без вмешательства
председателя суда или председателя коллегии
суда. Это, с одной стороны, позволяет обеспечить
равномерное распределение исковых заявлений,
дел, жалоб, иных материалов между судьями,
а с другой стороны, позволяет исключить
избирательный подход к этому вопросу
и положить конец пресловутому мнению
о коррупционном вмешательстве в процедуру
распределения дел со стороны председателей
судов.
Система учитывает при
распределении ряд параметров, таких как,
общую нагрузку судей, язык судопроизводства
по делу, специализацию судьи, выполнение
судьями обобщений, составление обзоров,
учитывается пребывание судей в отпуске,
командировках, сложность дел. Соблюдение
технологического процесса распределения
дел между судьями всегда может быть проверено.
Система «ЕАИАС»
позволяет вести учет всех судебных
дел по категориям. По делам об особо
тяжких преступлениях рассмотрение
дела в судебном заседании может
проводиться с участием присяжных
заседателей. Для этого необходимо сформировать
скамью присяжных заседателей из числа
лиц, включенных в списки, составленные
местными исполнительными органами. Чтобы
избежать участия в рассмотрении заинтересованных
в исходе дела лиц, выбор заседателей производится
с помощью информационной системы. Списки
присяжных заседателей, представленные
акиматами, вносятся в систему. До начала
заседания суда в "электронной карточке"
по уголовному делу компьютер формирует
два списка присяжных заседателей – основной
и запасной. На основе этих списков готовится
окончательный список кандидатов в присяжные
заседатели для конкретного судебного
заседания, из которого потом уже в присутствии
сторон и с их участием в судебном заседании
отбирается 9 основных и 2 запасных присяжных
заседателя для рассмотрения данного
дела.
Электронная система
позволяет не только модернизацию делопроизводства
в судах. Ее возможности позволяют
внедрять передовые технологии и
при непосредственном осуществлении
правосудия, например, фиксацию судебных
процессов.
Протокол судебного
заседания – это важный процессуальный
документ, отражающий весь ход судебного
заседания. По нему можно проследить
и за деятельностью самого суда,
его председательствующего, определить,
не было ли допущено ущемление прав участников
процесса, было ли проведено исследование
всех обстоятельств, необходимых для правильного
разрешения дела, а в конечном итоге сделать
вывод о законности принятого по делу
решения суда. Но, несмотря на такую большую
значимость протокола судебного заседания,
его составление до настоящего времени
в большинстве случаев происходит по-старинке:
секретарь присутствует в зале суда, производит
черновые записи, а позже на их основе
изготавливает протокол в чистовом варианте,
правда, теперь уже с использованием компьютера,
а не от руки.
Система так называемой
технической фиксации судебного
процесса – это одно из дополнений
новых информационных технологий в
деятельности судов Казахстана. Не
каждый судебный процесс является простым.
Бывают дела, рассмотрение которых продолжается
длительное время и в судебных заседаниях
в целях установления истины нередко применяется
т.н. метод перекрестного допроса подсудимых
и других лиц. И при этом очень важно ничего
не упустить из того, что получено во время
судебных заседаний. Система «Видеопротокол»
позволяет произвести качественную многоканальную
запись всего, что сказано в судебном заседании,
для более удобного восприятия с помощью
4-х видеокамер производится видеозапись
происходящего во время процесса, с помощью
специальной программы секретарь судебного
заседания по ходу записи делает пометки
к каждому событию слушания. В итоге получается
новый вид протокола судебного заседания
– «видеопротокол». Доступ к видеопротоколам
судебных заседаний судьи могут иметь
со своих рабочих мест. Используя сделанные
секретарем текстовые пометки к аудио-видео
записи, судья и участники процесса могут
быстро находить нужный ему момент в многочасовых
записях. По окончанию рассмотрения дела
в суде секретарь на основе записанного
материала легко может создать текстовой
протокол. Сегодня ведутся разработки
системы, которая бы ускоряла создание
текстового протокола за счет автоматического
распознавания голоса записанного при
проведении судебного заседания, как на
русском, так и на казахском языке. Предполагается
в будущем обеспечить возможность выдачи
протокола судебного заседания в видео
формате сторонам данного судебного процесса.
Используя эту технологию,
можно проводить рассмотрение гражданских,
уголовных дел, допрашивать свидетелей,
потерпевших в очевидных для суда и сторон
условиях, если их явка в судебное заседание
затруднительна или в силу объективных
причин невозможна. Видеоконференцсвязь
позволила коллегии по уголовным делам
Верховного Суда при рассмотрении апелляционных
жалоб осужденных или их защитников, протестов
прокуроров на приговоры областных и приравненных
к ним судов соблюсти право каждого быть
выслушанным в суде. Если ранее осужденные,
находящиеся под стражей, со всех регионов
страны доставлялись в город Астану для
того, чтобы они могли участвовать в заседании
апелляционной инстанции, то в настоящее
время этого не требуется. Без доставки
осужденных в Астану участники процесса
имеют возможность видеть и слышать друг
друга на протяжении всего судебного заседания,
задавать вопросы и давать пояснения.
Действие видеоконференцсвязи
при рассмотрении дела в суде было
продемонстрировано в 2007 году Главе
нашего государства Н.А.Назарбаеву
во время его визита в г. Балхаш.
Объединяющая все
органы судебной системы корпоративная
сеть передачи данных позволила не только
организовать в судах электронный документооборот,
но и обеспечить видеосвязь между Верховным
Судом и областными, приравненными к ним
судами. В режиме двусторонней связи система
видеоконференцсвязи уже не раз использовалась
и при проведении пленарных заседаний
Верховного Суда при принятии нормативных
постановлений по актуальным в судебной
практике вопросам, а также применялась
при проведении общереспубликанских совещаний
и конференций, обеспечивая одновременное
"присутствие" многочисленных судей
и работников судов на подобных мероприятиях.
Нелишне отметить, что
применение видеоконференцсвязи позволяет
не только свести к нулю немалые
материальные расходы, связанные с
этапированием осужденных в судебные
заседания, командировками сторон и участников
совещаний, конференций, но и сэкономить
их время, которое они бы потратили на
приезд в Астану и обратно.
Теперь немного
о судебной статистике и способах
ее формирования.
Статистика представляет
собой важную отрасль науки и практической
деятельности по выявлению, сбору, обработке,
анализу и информации полученных показателей
неких закономерностей в той или иной
сфере жизни общества за определенный
отрезок времени.
Одной из многочисленных
отраслей статистики является правовая
статистика, которая призвана осуществлять
учет различных правонарушений, а также
специфические особенности деятельности
правоохранительных органов и судов. Правовая
статистика включает в себя несколько
подразделов уголовно-правовой, гражданско-правовой,
административно-правовой направленности.
Судебная статистка
как часть правовой статистики отражает
всю работу судов всех инстанций
по отправлению правосудия по уголовным,
гражданским, административным делам
и осуществлению правосудия на досудебной
стадии уголовного процесса и в стадии
исполнения судебных актов. Статистика
учитывает количественные и качественные
показатели, как о процессуальной деятельности
судов, так и о количестве рассмотренных
ими дел и результатах рассмотрения. На
основе судебной статистики можно выявить
определенные закономерности, например,
о тенденциях обращения граждан в суды
за защитой своих прав и свобод, об увеличении
или уменьшении дел соответствующих категорий
и по другим вопросам, неотъемлемым от
правосудия.
В бытность СССР организация
ведения судебной статистики была отнесена
к компетенции Министерства юстиции СССР
и его органов на местах.
В Республике Казахстан
правовую статистику формировали разные
органы, которые отражали специфику
своей деятельности. Нередко данные
разных органов об одних и тех же явлениях
были противоречивы, не отражали действительного
положения дел. Возникла необходимость
создания единого межотраслевого органа
правовой статистики, который и был образован
Указом Президента РК от 22 апреля 1997 года
- Центр правовой статистики и информации
при Генеральной прокуратуре РК.
В целях совершенствования
правового информационного
Постановлением Правительства
Республики Казахстан от 24 декабря 2004
года № 1374 была утверждена «Программа
развития государственной правовой статистики
и специальных учетов в Республике Казахстан
на 2005-2007 годы», в целях реализации которой
17 мая 2005 года Генеральным прокурором
Республики Казахстан был издан приказ
№ 27 «Об утверждении Инструкции по ведению
единого карточного учета заявлений и
сообщений о преступлениях, уголовных
дел, результатов их расследования и судебного
рассмотрения». Данный приказ действует
на всей территории Республики Казахстан
и обеспечивает единый порядок ведения
единой унифицированной статистической
системы (ЕУСС) и в н. время.
Информация о работе О применении новых технологий в системе правосудия республики Казахстан