Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:05, доклад
Внедрению в деятельность государственных органов электронных технологий способствовал Указ Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573 "О Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан".
В целях обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471 утверждена Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
В последующем Генеральным
прокурором РК принимались акты, направленные
на совершенствование правовых и
специальных учетов.
Формирование судебной
статистики состоит из нескольких этапов,
взаимосвязанных между собой: сначала
происходит наблюдение за деятельностью
судов по отправлению правосудия
и за ее результатами, затем осуществляется
группировка полученных данных (например,
выделение показателей в группы, отражающие
специфику деятельности судов отдельно
по уголовным, гражданским, административным
делам). После получения указанных данных
следует этап их качественного анализа.
Для осуществления
этапов наблюдения и группировки
полученных данных потребовались разработка
и форм первичных учетных документов
и Инструкции их ведения.
Согласно Инструкции
утверждены следующие формы статистических
отчетов в судах[2]:
№ 1«О работе судов первой
инстанции по рассмотрению уголовных
дел»;
№ 1-АП «О работе судов
первой инстанции по рассмотрению административных
дел»;
№ 2 «О работе судов
первой инстанции по рассмотрению гражданских
дел»;
№ 2-АП «О работе областных
и приравненных к ним судов по
рассмотрению административных дел»;
№ 2-Ж «О рассмотрении
судами жалоб по делам частного обвинения»;
№ 3-АП «О работе областных
и приравненных к ним судов
и Верховного Суда Республики Казахстан
по рассмотрению административных дел»
№ 6 «О работе судов
апелляционной инстанции по рассмотрению
уголовных дел»;
№ 6-а «О рассмотрении
дел в апелляционном порядке
по смертной казни»;
№ 7 «О работе судов
апелляционной инстанции по рассмотрению
гражданских дел»;
№ 8 «О работе судов
по рассмотрению уголовных дел в надзорной
инстанции»;
№ 8-а «О рассмотрении
дел в надзорном порядке по
смертной казни»;
№ 9 «О работе судов
по рассмотрению гражданских дел
в порядке надзора».
Предусмотрено также
ведение информационных учетных
документов следующих форм, утвержденных
приказом Генерального Прокурора Республики
Казахстан от 13 декабря 2004 года № 52:
№ 1 «На уголовное
дело, рассмотренное судом первой
инстанции»;
№ 2 «На уголовное
дело, рассмотренное в апелляционном
порядке»;
№ 3 «На уголовное
дело, рассмотренное в порядке надзора»;
№ 4 «На гражданское
дело, рассмотренное судом первой
инстанции»;
№ 5 «На гражданское
дело, рассмотренное в апелляционном
порядке»;
№ 6 «На гражданское
дело, рассмотренное в порядке
надзора»; № 1а «По учету административного
правонарушения»;
№ 2-а «По учету
административных дел, рассмотренных
в порядке пересмотра не вступивших
в законную силу постановлений»;
№ З-а «По учету
административных дел, рассмотренных
в порядке пересмотра вступивших
в законную силу постановлений и определений»,
Потребность в получении
правовой информации повлекла развитие
различных других форм специальных
учетов. В итоге в настоящее
время суды в территориальные
органы - Комитета по правовой статистике
и специальным учетам Генеральной
прокуратуры сдают 46 статических отчетов
(вместе с приложениями) о деятельности
судов первой, апелляционной и надзорной
инстанций по рассмотрению гражданских,
уголовных дел и дел об административных
правонарушениях, а также материалов и
по обращениям физических и юридических
лиц.
Кроме того, судами представляются
в территориальные органы Комитета
по правовой статистике и специальным
учетам Генеральной прокуратуры 16 наименований
информационно-учетных
Но и это еще
не все. Не позднее 3, 5, 10 дня после
вступления судебного акта в законную
силу судами представляются в территориальные
органы УКПС и СУ такие сведения, как: карточка
о каждом подсудимом; на каждое дело об
административных правонарушениях и лицах,
их совершивших; на каждое лицо, признанное
недееспособным либо ограниченно дееспособным
по гражданскому делу; на каждое лицо,
в отношении которого судом избрана мера
пресечения; продлена мера пресечения;
по учету жалоб, поданных на постановления
об избрании и продлении меры пресечения;
по учету отмены или изменения меры пресечения
судом; об исполнении постановлений о
наложении административного взыскания;
извещение об освобождении от административной
ответственности и административного
взыскания; справки о результатах судебного
рассмотрения дела, копии вступивших в
законную силу приговоров (постановлений)
по делам частного обвинения; копии постановлений
о снятии судимости; копии постановлений
об изменении анкетных данных осужденных;
акт сверки между судом и прокуратурой
по количеству рассмотренных гражданских
дел о признании лиц недееспособными либо
ограниченно дееспособными, и лиц, лишенных
права занимать государственные должности
по уголовным делам.
Как уже отмечалось,
в настоящее время в Верховном
Суде и во всех местных судах республики
(всего 345), благодаря функционированию
программы«ЕАИАС СО РК», эти показатели,
а также все 46 видов судебных статистических
отчетов формируются автоматизированным
способом.
Теперь имеется
также возможность
В 2008 году такая же
система была внедрена и в администраторах
судов, а также и в территориальных
отделах судебных исполнителей. В
связи с полным охватом всей судебной
системы стал возможен полностью безбумажный
документооборот между ее более чем 600
органами.
С помощью компонентов
системы «ЕАИАС СО РК» в судебных
органах решаются такие задачи, как:
- полный учет работы
судов по отправлению правосудия;
- контроль на разных
уровнях судебной системы за
работой канцелярий судов и
судей по срокам рассмотрения
заявлений, дел, жалоб,
- учет качества
отправления правосудия
- организация полного
цикла электронного
- организация доступа
к банку данных судебных актов,
вынесенных судами Республики, через Интернет-ресурс
Верховного Суда РК;
- переход на безбумажные
технологии взаимодействия с
государственными и
Таким образом, сегодня
с расширением функций системы
"электронного правительства" и оказанием
все большего числа информационных услуг
населению Казахстана посредством информационных
технологий судебная система также старается
быть более доступной населению.
Проект разработки
и внедрения системы «ЕАИАС СО
РК» является одним из малобюджетных
в республике проектов информатизации.
Важно также обратить внимание на то, что
каждая из составляющих электронной системы
в той или иной мере дает экономию средств
как косвенную, так и прямую. Например,
внедрение безбумажного документооборота
привело к росту услуг передачи данных,
но в тоже время к экономии бюджетных средств
за счет сокращения оплаты услуг "Казпочты",
расходов на покупку бумаги, картриджей,
копировального оборудования. Сокращается
рабочее время, потраченное сотрудниками
аппаратов судов на выполнение работы,
что позволяет им более продуктивно планировать
свой рабочий день.
Как и о всяком
нововведении может возникнуть закономерный
вопрос: существуют ли проблемы применения
электронного учета и отчетности?
Для того, чтобы ответить
на него, следует отметить, что применяемая
в правосудии система «ЕАИАС СО РК»шагает
в ногу с развитием информационных технологий
в стране в целом и находится на уровне
их развития в государственном секторе
республики.
«ЕАИАС СО РК» («Единая
автоматизированная информационно-аналитическая
система судебных органов Республики
Казахстан» - это территориально распределенная
автоматизированная информационная система,
предназначенная для формирования единого
информационного пространства судов,
обеспечивающая информационную и технологическую
поддержку судопроизводства на принципах
поддержания требуемого баланса между
потребностью граждан, общества и государства
в свободном обмене информацией и необходимыми
ограничениями на распространение информации.
В Концепции целевой программы были поставлены
такие задачи, как: формирование единого
информационного пространства, реализация
конституционных принципов самостоятельности
судебной власти и независимости судей,
обеспечение единства судебной системы
Казахстана, повышение эффективности
деятельности судов, а также реализация
прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую
информацию. В процессе внедрения и дальнейшего
развития «ЕАИАС СО РК» большое внимание
уделяется созданию единого информационного
пространства судебной системы Казахстана
на основе:
•обеспечения информационного
взаимодействия судебных органов различного
уровня, а также различных программных
изделий, развернутых на объектах автоматизации;
•подключения объектов
автоматизации к
•оснащения судебных
органов современными средствами автоматизации
и передачи данных.
Для надлежащей эксплуатации
программы «ЕАИАС РК» судам было
передано необходимое оборудование:
сервер, компьютеры, сканер, модем, Hub, UPS(источник
бесперебойного питания), коммутатор.
В серверы установлены:
• базы данных «ЕАИАС
РК»;
• программа «КГЖЭД»
для учета книг, журналов, видеотеки,
письменных и электронных документов;
• справочно-правовая
база Верховного Суда;
• база Web-сайта Верховного
Суда;
• база обобщений
судебной практики;
• система перевода
«Тілмаш»;
• программа «Acrobat
transformer»;
• антивирусное программное
обеспечение;
• регламент применения
модулей «ЕАИАС РК»;
• временная инструкция
по делопроизводству в районном и приравненном
к нему суде по программе «ЕАИАС РК», утвержденная
приказом Председателя Комитета по судебному
администрированию при ВерховномСуде
Республики Казахстан от 10 апреля 2007 года
№ 169-П и др.
Но не следует
забывать о том, что использование
системы в работе и поддержка ее технической
составляющей на необходимом уровне без
материальной поддержки невозможны. Это
должно учитываться при формировании
бюджетных программ для судов.
Конечно же, применение
новых технологий также требует
от работников судов и судей соответствующих
знаний и умения работать в электронном
режиме. В этой связи можно отметить, что
проблемы в обеспечении судебной системы
подготовленными кадрами связаны с тем,
что ни в одном учебном заведении страны,
в которых готовят юристов, будущих судей,
обучение делопроизводству по системе
«ЕАИАС СО РК» не осуществляется.
Не лишним будете
упомянуть и о том, что из-за
низкой зарплаты работников аппаратов
судов (а на эту работу принимаются
лица только с высшим юридическим
образованием), а также большой нагрузки
и высокой ответственности наблюдается
большая текучесть кадров, имеется много
вакансий на должности специалистов судов,
которые заполняются медленно и не в полном
объеме, что не может не отразиться на
качестве ведения электронного делопроизводства,
жизнеспособности системы «ЕАИАС СО РК»
и, в конечном итоге, на эффективности
работы судов.
Верховным Судом
совместно с Комитетом по судебному
администрированию уделялось
•дистанционное
обучение;
•очное обучение;
•проведение семинаров;
•поставка на объекты
автоматизации электронно-
В 2007 – 2008 годах проведено
региональное обучение – выезды представителей
разработчика для проведения обучения
с предоставлением необходимой материально-технической
базы.
Специалисты судов
также были обучены работе с системой
по вопросу администрирования
Информация о работе О применении новых технологий в системе правосудия республики Казахстан