Общественно-политическая характеристика Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:32, реферат

Описание

Великобритания – островное государство в Западной Европе, расположенное на Британских островах. Площадь крупнейшего острова (Великобритания) составляет около 230 000 кв. км. Кроме того, в состав страны входят северо-восточная часть о. Ирландия (14 200 кв. км), о-ва Англси (715 кв. км), Уайт (381 кв. км), Мэн (572 кв. км), а также архипелаги: Гебридские (около 500 о-вов; 7300 кв. км), Оркнейские (более 70 о-вов; 975 кв. км), Нормандские (8 о-вов; 195 кв. км), Шетландские острова (около 100 о-вов; 1400 кв. км) и острова Силли (около 50 о-вов; 15,5 кв. км).

Содержание

1.Общие сведения…………………………………………………………….3
◦Территория и население…………………………………………….3
◦Религия……………………………………………………………….5
◦Административно-территориальное деление……………………..6
2.Экономическое развитие…………………………………………………..7
◦Развитые отрасли……………………………………………………7
3.Политическое развитие…………………………………………………...10
◦Форма правления…………………………………………………..10
◦Тип государства……………………………………………………11
◦Государственное устройство……………………………………...12
◦Органы государственной власти………………………………….13
◦Национальная безопасность и армия……………………………..16
3.1 Политические партии…………………………………………………...16

◦Тип избирательной системы………………………………………16
◦Главы государства за последние 50 лет…………………………..17
◦Внешняя политическая деятельность……………………………..19
Список литературы…………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

реферат Великобритания.docx

— 50.04 Кб (Скачать документ)

     Расходы иа научно-исследовательские открытия составляют свыше 2% ВВП в год, в том числе свыше 35% всех научно-исследовательских открытий финансируется государством. Высоко зарекомендовала себя в мире строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродис-нейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены великобританскими фирмами.

     Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% трудовых резервов страны, а Лондон является мировым финансовым центром, финансовой столицей планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Кроме Лондона, крупными финансовыми центрами являются Манчестер, Кардифф, Ливерпуль, Эдинбург. Вторая по значимости отрасль сферы услуг — туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон — крупнейший туристический центр мира.

     В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

     Сельское хозяйство Великобритании высокотоварно, при этом его доля в ВВП страны самая маленькая среди развитых стран, меньше только у Германии. Великобритания обеспечивает себя продуктами питания наполовину. Основные сельскохозяйственные культуры' пшеница, овес, сахарная свекла, ячмень, пшеница. Животноводству страны был нанесен значительный ущерб из-за эпидемии губчатого энцефалита («коровье бешенство!»), поразившей крупный рогатый скот. В целях безопасности была уничтожена одна треть поголовья коров

     Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под английским каналом сделал связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день является крупнейшей авиакомпанией мира (если считать долю ее участия в иностранных компаниях и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow — крупнейшая авиационная гавань мира.

     Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гулль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей (1998 г.).

     Экспорт состоит из: промышленных товаров, топлива, продукции химической промышленности, продовольствия. 

  1. Политическое  развитие

    Форма правления

     Великобритания — парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества. 

     Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Тип государства

Великобритания— унитарное государство, состоящее  из 4 исторически сложившихся областей: Англия, Уэльс, Северная Ирландия и  Шотландия. Англия, Уэльс и Шотландия  имеют собственные правовые и  судебные системы, национальные церкви, системы органов местного управления. В состав кабинета министров Великобритании входят государственные секретари по делам Уэльса и Шотландии. Северная Ирландия на основании Акта об управлении Ирландией 1920 пользуется ограниченными правами административной автономии. Исполнительными полномочиями в Северной Ирландии наделён губернатор, назначаемый королём (королевой); законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из палаты общин (52 депутата, избираемых населением Северной Ирландии) и сената (26 сенаторов, избираются палатой общин). Имеется возглавляемый премьер-министром кабинет. Полномочия всех этих органов ограничены чисто местными вопросами и фактически управление Северной Ирландией осуществляется правительством Великобритании. Выборным органом самоуправления во всех административно-территориальных единицах (за исключением малонаселённых приходов, которые управляются общими собраниями жителей) является совет, либо избираемый на 3 года, либо обновляемый на каждый год. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов (с населением до 75 тыс. жителей) входят старейшины, так называемые олдермены, которые избираются соответствующими советами сроком на 6 лет в количестве, равном численности совета, из числа лиц, не являющихся членами совета. Председатель совета — мэр (в некоторых крупных городах лорд-мэр) избирается советом из числа его членов сроком на 1 год. Компетенция органов местного самоуправления всех звеньев определяется парламентскими и др. актами; им подведомственны вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, поддержания общественного порядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и т.д. Муниципалитеты находятся в жёсткой финансовой зависимости от центрального правительства. Около половины финансовых потребностей муниципалитетов покрывается за счёт правительственных дотаций, остальная часть — за счёт местных налогов.

    Государственное устройство

     Великобритания - парламентская монархия. Конституции здесь нет, ее законодательство основывается на многовековых конституционных обычаях и прецедентах, то есть парламентарии смотрят, как когда-то был решен аналогичный случай (настолько отшлифованы за многие сотни лет парламентские законы и процедуры). Формально страной правит монарх (с 1952 года - Королева Елизавета II). Но фактически высший законодательный орган - парламент, который включает в себя королеву, палату общин и палату лордов (см. схему в приложении). Палата общин представляет собой общенациональное собрание, избираетсяраз в пять лет. Палата лордов - аристократы, принцы крови, наследные пэры . Палата лордов имеет право задержать законопроект (не финансовый) на год. Финансовые законопроекты превращаются в законы при прохождении палаты общин и подписании королевой. Обычно она не препятствует работе палаты лордов и вообще не вмешивается в государственные дела. Из этого можно сделать вывод, что королева для англичан - традиция, которой, как и многими другими, они дорожат и на которые считают нужным выделять огромные суммы из бюджета.

     Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета министров - наиболее видные деятели правящей партии, то есть партии, получившей большинство на последних выборах.

     Несколько слов о партиях, обычно входящих в правительство и определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны. Это консервативная и лейбористская партии.

   Лейбористская партия состоит в основном из рабочих (labour - труд). Основное положение программы лейбористов: “улучшение” капитализма, то есть трансформация капитализма в социализм путем реформ. Лейбористская партия Великобритании: идея создания “Социалистического Содружества Великобритании”, национализация ряда отраслей промышленности.

   Основные задачи политики консерваторов: поддержка свободного предпринимательства, индивидуальной инициативы, борьба против “государственного бюрократизма”. Консервативная партия представляет интересы аристократии, предпринимательства, землевладельцев.

   В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий - Либеральной, националистических партий Шотландии и Уэльса. Ведущие партии часто вынуждены искать у них поддержки в парламенте.

    Органы  государственной  власти

     Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.

     Королевская прерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. После 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

     В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

     Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, "монарх никогда не умирает", т.е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно". На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

     Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

    В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

    Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

    Прерогатива в судебной области основана на правиле "монарх — источник справедливости". Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

    Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

    В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

  Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

   Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

   В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

Национальная  безопасность и армия

   Сухопутные войска Великобритании или Британская армия – сухопутный компонент вооружённых сил Великобритании, образованные при объединении правительств и армий Шотландии и Англии в Соединённое Королевство в 1707 году. Новая Британская армия включила, существовавшие к тому времени, английские и шотландские полки под управление Военного Министерства. Профессиональная Британская армия считается регулярной армией, а Территориальная — вспомогательной и резервистской. Британская армия участвует в боевых действиях во многих горячих точках как часть многонациональных сил, а также участвует в операциях ООН по поддержанию мира.

Информация о работе Общественно-политическая характеристика Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии