Общественно-политическая мысль Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание

Политология – это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX – XX вв., когда встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией.

Содержание

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИХ РАЗВИТИЕ ДО КОНЦА XVIII В.
2. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная по политологии.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

     Для развития революционно-демократических  политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения от крепостной зависимости белорусского и литовского крестьянства. Еще будучи студентом Петербургского университета, который он закончил с присвоением ему степени магистра прав, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В 1861 г. он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, в 1862—1863 гг. издавал нелегально газету "Мужыцкая прауда", а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. на Беларуси. После поражения восстания Калиновский был схвачен и казнен.

     Революционная деятельность Калиновского полностью  соответствовала его демократическим  социально-политическим взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов и стремлений трудового народа, был идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал есть не что иное, как крестьянский социализм. Он считал, что возникшее в прошлые времена крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им всей земельной собственности. Эта мысль в различных вариантах многократно повторяется в идейном наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю.

     Важнейшие положения политической программы  Калиновского - освобождение от власти Московского царя и создание демократического государства.

     Ближайшими  наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840-1900) и Адам Гуринович (1869-1894). Их деятельность - особенно это относится к творчеству Богушевича - способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. Богушевич указал также на самостоятельность белорусского языка, на его принципиальное равенство с языками других народов и обратился к белорусам со страстным призывом любить и беречь свой родной язык.

     Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891 - 1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты "Наша нiва". Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала их законные культурные и социальные права. Опубликованные на ее страницах произведения стали идейной основой белорусского национального движения.

     Революционно-демократическая  традиция была преобладающим, но не единственным направлением политической мысли Беларуси в XIX - начале XX в. Ей противостояло главным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма. Впервые оно обозначилось в эпоху царствования Николая I, однако как идейное направление окончательно оформилось после восстания 1863 г. В ходе эволюции западный руссизм, имея в целом устойчивую систему взглядов, приобрел несколько оттенков и разновидностей, вобрал в себя значительное число сторонников. Среди наиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко (1799-1868), Ксенофонт Говорский (ок. 1811-1871), Михаил Коялович (1828-1891), Лукъяи Солоневич (1868-1938) и др.

     Если  представители первого, революционно-демократического, течения политической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность ее независимого от Польши и России развития, то сторонники западнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. В сфере практической деятельности западноруссизм сводился главным образом к борьбе с польским и ополяченным экономическим и культурным элементом, к противодействию его влияния на Беларуси.

     Указанные два подхода к пониманию Беларуси и ее народа - национально-белорусский и западнорусский - оказывали и пока еще продолжают оказывать свое воздействие на развитие политических идей и ход реальных политических процессов в нашей стране.

     Это их влияние стало особенно ощутимым в период после февральской революции 1917 г., когда уже в Беларуси, как и в России, сложился широкий спектр идейно-политических течений: революционно-демократическое, буржуазно-либеральное и монархическо-консервативное. Наиболее мощным из них оказалось революционно-демократическое движение, представленное рядом политических партий. Общими положениями их политических программ являлись требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьего землепользования, права наций на самоопределение, социалистического развития страны. Представители буржуазно-либерального течения, которое в Беларуси не было организационно оформлено, выступали за установление в России конституционной монархии. Сторонники монархическо-консервативного течения, которые также не были оформлены партийной структурой, отстаивали самодержавный строй, а в подходе к Беларуси выступали с откровенно западнорусских позиций.

     С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. Оно привело к жесткому идейному противостоянию вчерашних единомышленников и союзников по политической борьбе, составлявших революционно-демократическое течение. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусского народа, о характере будущего национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений.

     Образование Белорусской ССР и ее развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимали и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 1920-е гг. из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа.

     Семидесятилетнее  развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу в истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства - Республика Беларусь. Ныне Беларусь - суверенное государство, полноправный член международного сообщества. Таков на сегодняшний день итог многовековых исканий белорусского народа формулы своего политического бытия.

     Разумеется, сегодня нет никаких препятствий  и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями, с начала 90-х гг. XX столетия открылся новый этап развития государственности Беларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностью являются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поиск новой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всего с русским и украинским, обоснование путей упрочения государственного суверенитета республики, становления демократического общественного устройства на основе познания специфики социально-экономических, политических и исторических условий жизни народа, освоения и творческого использования достижений как отечественной, так и мировой политической мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Политическая  мысль соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и его государственности. К своему нынешнему политическому бытию  белорусы шли очень сложной дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которых предопределялось существенными  аспектами исторического прошлого народа, получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи.

     Надо  заметить, что создание более или  менее цельной истории политической мысли Беларуси пока еще остается насущной научно-исследовательской задачей. Разные периоды в развитии отечественной социально-политической мысли изучены не в одинаковой мере. Внимание ученых чаще всего привлекало к себе идейное наследие мыслителей периода Великого княжества Литовского. Наряду с этим исследователи нередко встречаются с трудностями при отборе отечественных персоналий, поскольку имя одного и того же мыслителя как своего оспаривают зачастую белорусы и литовцы, русские и поляки. Это и неудивительно: их историческую судьбу действительно трудно разделить, один и тот же житель, например, Великого княжества Литовского мог назвать себя литвином, имея в виду свою государственную принадлежность, полочанином или витебчанином - с точки зрения места своего жительства и, наконец, русским - из-за православного вероисповедания или языка.

       При отборе персоналий для своего краткого изложения политических идей мыслителей Беларуси я стремилась руководствоваться следующими критериями: происхождение либо местожительство того или иного мыслителя (территория расселения белорусского этноса), а также его этнокультурная либо национальная самоидентификация (многие мыслители в своих творениях так или иначе выражают свою этническую идентичность). 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002
  2. Астаповский В.Е. История белорусской государственности. Мн., 2002
  3. Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Мн., 2005
  4. Гісторыя Беларусі / Пад рэд. А.Г. Каханоўскага і інш. Мн.: “Экаперспектыва”, 1997
  5. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі у дакументах і матэрыялах / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо. Мн., 1998
  6. Гусоускi, М. Песня пра зубра / М. Гусоускi. Мiнск, 1980.
  7. Калиновский, К. Из печатного и рукописного наследия / 
    К. Калиновский. Минск, 1988.
  8. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси. С древнейших времен до нашего времени. Мн.: “Аверсэв”, 2002
  9. Кузнецов И.Н. Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси Мн.: “Дикта”, 1999
  10. Мельников, А. Преподобная Евфросиния Полоцкая / А. Мельников. Минск, 1997.
  11. Новік Я.К, Марцуля Г.С. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў – па люты 1917 г. Мн., 2000
  12. Саверчанка I, Санько З. 100 пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі. Мн.: “Навука і тэхніка”, 1994
  13. Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии XVI - первой половины XVII в. / С.Ф. Сокол. Минск, 1984.
  14. Цьвiкевiч, А. "Западно-руссизм": Нарысы з гiсторыi грамадскай мысьлi на Беларусi у XIX i пачатку XX в. / А. Цьвiкевiч. Мiнск., 1993.
  15. Юхо Я.А. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. Мн., 1992

Информация о работе Общественно-политическая мысль Беларуси