Общественно-политическая мысль Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание

Политология – это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX – XX вв., когда встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией.

Содержание

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИХ РАЗВИТИЕ ДО КОНЦА XVIII В.
2. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная по политологии.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

ТЕМА  № 4: «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ» 

ПЛАН:

1. ЗАРОЖДЕНИЕ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИХ РАЗВИТИЕ  ДО КОНЦА  XVIII В.

2. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ  В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Политология – это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX – XX вв., когда встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

     Периодизация  отечественной политической мысли соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и его государственности. К своему нынешнему политическому бытию белорусы шли очень сложной дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которых предопределялось существенными аспектами исторического прошлого народа, получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи.

     Цель  данной контрольной работы – анализ этапов развития и становления общественно-политической мысли Беларуси.

     Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать общественно-политическую мысль Беларуси, начиная с ее зарождения и развития до конца XVIII в.
  2. Дать оценку общественно-политической мысли в XIX - начале XX вв.

     Источниками информации при проведении данной работы явились: периодические издания, учебная  и специальная литература по тематике работы. 
 

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИХ РАЗВИТИЕ ДО КОНЦА XVIII в. 

     Первые  памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. В этот период Древнерусское государство - Киевская Русь - распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросиний Полоцкой (ок. 1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182).

     Игуменья  Ефросиния Полоцкая – в мирской  жизни полоцкая княжна Прадслава – вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых.

     Епископ Кирилл Туровский, также причисленный церковью к лику святых, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. О жизни проповедника известно лишь, что родился и вырос он в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование, стал епископом в Турове, здесь же протекала и его исключительно плодотворная творческая деятельность. Произведения Кирилла Туровского являются гордостью и достоянием не только белорусской, но и всей восточнославянской и славянской культуры.

     Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Значение этой идеи трудно переоценить. Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув, она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славяно-русскими народами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений. Ныне поиск новой формулы своего политического единения снова становится доминирующим компонентом общественного сознания белорусского, русского и украинского народов.

     Период  Великого княжества Литовского, вне всякого сомнения, занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и, соответственно, его политической мысли. Белорусские историки М. В. Довнар-Запольский (1867-1934) и В. М. Игнатовский (1881 - 1931) полагали, что это государственное образование правильнее было бы называть Великим княжеством Литовско-Белорусским, поскольку, белорусы в структуре его населения имели численное превосходство. Однако это мнение оспаривается другими учеными. С их точки зрения, неправомерно называть государство белорусским, если к тому времени этнически еще не сложилась сама белорусская народность. Тем не менее, именно в период Великого княжества Литовского и набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию.

     На  развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый  период благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490 - не позднее 1552) - белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470-1533) - европейски известного поэта-гуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэма же М. Гусовского "Песнь о зубре" - это замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени.

     Особое  место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. "Песнь о зубре" написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу. Гражданским долгом писателя поэт считает просвещение и пробуждение национального сознания своего народа.

     Франциск  Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Аналитики справедливо отмечают, что Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на "неписаные" и "писаные". По его убеждению, люди сначала жили по "неписаным" или "прироженым" законам справедливости и взаимного уважения. "Писаные" же законы, считает Скорина, создаются людьми на основе "прироженых". Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует, чтобы суд был справедливым, ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.

     Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также  Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (ок. 1530-1593), Василий Тяпинский (ок. 1540-1604), Михалон Литвин (XVI в.), Л. И. Сапега (1557-1633), Мартин Чеховиц (1532-1613) и др. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской политической мысли того времени. В целом уровень развития отечественной политической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

     Подчеркнем, социально-политические и правовые идеи отечественных мыслителей рассматриваемого периода носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.

     Представители первого, умеренно-гуманистического, направления (Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л. Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавали необходимость определенных общественных перемен, являлись приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов. Представители второго, радикально-гуманистического, направления социально-политической мысли (Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза, Павел из Визны, Мартин Чеховиц и др.) в специфической, религиозно-теологической форме отражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к радикальным социально-политическим переменам, считали необходимым проявлять социальную активность за рамками сложившихся общественных институтов. Если в содержании социально-политических и правовых идей представителей первого направления ведущей была ранне-буржуазная тенденция, то у выразителей второго - народно-утопическая.

     Белорусская политическая мысль все больше   обращается   к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими, является усиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующих классов Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как общерусского центра идея воссоединения с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием все новых слоев православного населения, а с середины XVII в. она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс.

     Выразителем идей общерусского, восточнославянского  единства является, к примеру, известный  педагог и политический деятель Афанасий Филиппович (ок. 1595-1648). В 1638 г. он посетил Москву, с тем, чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных прав белорусского и украинского народов.

     Дальнейшее  обоснование и развитие идея единения русского, белорусского и украинского народов получает в произведениях педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. XVI в. - нач. XVII в.), выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого (1629-1680), видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского (1717—1795). Каждый из этих мыслителей стремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой ими идеи.

     В произведениях белорусских мыслителей были подвергнуты критике и другие стороны тогдашних феодальных общественных порядков как не соответствующие высоким гуманистическим идеалам. Критика крепостного права, например, становится главным предметом творческих усилий Аарона Олизаровского (1618-1659), Михаила Карповича (1744-1795), Иосифа Еленского (1756-1811) и других авторов.

     Эти и другие идеи, разрабатывавшиеся  отечественными политическими мыслителями  в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные в данных условиях социально-политические идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.

2. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 

     Политическая мысль Беларуси этого периода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальных окраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей в Беларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие в это время в западноевропейских странах. Генератором демократических социально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.

     Особенно  явственно революционно-демократическое  содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться со второй половины XIX в. Среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни главное место занял крестьянский вопрос. Революционные демократы Беларуси стояли за самое радикальное для тех условий его разрешение - раздел помещичьей земли между крестьянами и передачу им всей земли без всяких выкупов. Не менее важным предметом дискуссий на собраниях землячеств и революционных кружков белорусской молодежи были также проблемы, связанные с пробуждением и подъемом белорусского национального движения. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Центром всей общественно-политической жизни в западных областях России стала подготовка и проведение восстания, направленного на решение указанных проблем.

Информация о работе Общественно-политическая мысль Беларуси