Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:52, реферат

Описание

В данной работе мы остановимся лишь на одном из аспектов развития русской поэзии 1950-1970–х годов, который является важнейшим для понимания глубинных ее связей и с современностью, и с коренной русской традицией. Имеются в виду взаимоотношения цивилизации и мира в целом.
Цель данной работы: дать общую характеристику литературного процесса 1950-1970-х годов; показать роль поэзии в духовном обновлении общества.

Работа состоит из  1 файл

реферат doc.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     С середины  1950—годов в стране произошли важные исторические и социальные перемены. Этап перемен продолжался не так уж долго – немногим более десяти лет, но принес  значительные, коренные изменения в сознание народа. В 1954 году была опубликована повесть И.Эренбурга «Оттепель», и это название  укоренилось за целым периодом жизни страны.  Об этом периоде написано немало. Литературоведы с большим или меньшим успехом раскрыли  многие его особенности: связь с современностью, жанровое и стилевое многообразие, новые социально-нравственные поиски, отношение к предшествующему опыту.

     В данной работе мы остановимся лишь на одном из аспектов развития русской  поэзии 1950-1970–х годов, который является важнейшим для понимания глубинных ее связей и с современностью, и с коренной русской традицией. Имеются в виду взаимоотношения цивилизации и мира в целом.

     Цель  данной работы: дать общую характеристику литературного процесса 1950-1970-х годов; показать роль поэзии в духовном обновлении общества. 
 
 
 
 
 
 

  1. Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов

     Уже в первые годы после окончания Великой Отечественной войны стало ясно: общественная ситуация 30-х годов в стране не повторится. Еще были лагеря, еще «обличали» врагов народа, но общество уже стало иным: опыт военных лет для него даром не прошел. Смерть И.В.Сталина в марте 1953 года завершила этап жестокой большевистской диктатуры.  Начался качественно новый период в развитии государства и литературы. Период этот был насыщен напряженной полемикой в писательской среде, столкновениями старого с новым.  И все же литература  начинала жить в иной морально-этической атмосфере.

     В умонастроениях советских людей  в те годы присутствовала, помимо великой  гордости Победой, достигнутой вместе с союзниками, и известная горечь: вновь зазвучали угрозы в адрес разоренного войной СССР. Литературный процесс в этих условиях  стал управляемым, руководимым. Напомним некоторые суровые вехи этой управляемости:

  1. Партийное постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 года, после которого ленинградцы А.А.Ахматова и М.М.Зощенко, обвиненные в «духе низкопоклонства перед современной  буржуазной культурой Запада», были исключены из Союза писателей.
  2. В понимании «социалистического реализма» вносились с помощью нормативных, управляемых дискуссий  1946 – 1952 годов совершенно недопустимые «уточнения», «углубления». Например, предписывалось учитывать, что в обществе исключена сама возможность противоречий и конфликтов (кроме борьбы с пережитками капитализма!), а потому литераторам вменялось в обязанность изображение борьбы «хорошего с лучшим», « хорошего с отличным».

   В конце 1950-х -1960 –е годы  появилась  самиздатовская (неофициальная, запрещенная) литература. Её авторы – Н.Глазков, А.Гинзбург, И.Бродский, Н.Горбаневская, протестуя против цензуры, разоблачали недостатки общественной и личной жизни, культивировали свободомыслие, самоценность человека. Неугодные писатели и философы были высланы из страны (А.Солженицын, А.Зиновьев) или эмигрировали за границу.

   В 1960-е годы активно развивалась журналистика. На страницах  журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Нева» печатались произведения не только о достижениях того времени, но и просчетах, о войне как народной трагедии, о бездушных чиновниках, преступности. Открывались новые темы, имена – Г.Бакланов, А.Солженицын, В.Быков. Приоткрылась часть правды, которую узнали люди. А.Т.Твардовский с 1958 года и почти до последних дней жизни возглавлял редколлегию журнала «Новый мир», вокруг которого объединились критически мыслящие, честные литераторы.  А самиздатовский «Синтаксис», выпускаемый А.Гинзбургом, представлял оппозиционную коммунистическому режиму литературу.  
 
 
 

    2.Литературное движение «Оттепель»

   Процесс рождения нового типа литературного  движения – «Оттепель» - получил свое определение от одноименной повести «Оттепель» (1954) И.Гинзбурга (1891 – 1967). Она была для писателей не кратковременным состоянием освобождения, отрезвления от догм, от полуправды, а достаточно длительным процессом. «Оттепель» имела свои этапы продвижения вперед и возврата к старому, эпизоды неполного, частичного возвращения запрещенной ранее литературы (например, возвращение романа «Мастер и Маргарита» в 1966 году или выход 9-ти томов собрания сочинений И.А.Бунина в 1956-м), и эпизоды проработок, осуждений.

   Важный  этап «оттепели» - это появление  серии художественных произведений, утверждающих новый тип взаимосвязей писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Последний отрезок «оттепели» (1961 -1963) правомерно связывается с романом писателя-фронтовика Ю.В.Бондарева «Тишина» (1961), пьесами В.С.Розова, романами В.Аксенова, публицистической поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря – повестью «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.И. Солженицына.

   В этот же период резко возрастает роль так называемого полупечального  «Самиздата» и «Тамиздата», объединений  авангардной поэзии вроде «Лианозовской  школы» и песенных «рок-кабаре», своего рода «солнечного подполья» для  авторской, «подъездной» или «путевой» песни.   
 
 
 
 
 

  1. Поэтическая «оттепель». Лирика 1950-1970-х годов

    Поэзия  шестидесятников

     Словом  «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного  творчества. Его наиболее активной и популярной частью были писатели, среди них – прежде всего поэты. Они не были слишком радикальны в общественных взглядах, как часто их представляют в литературной критике и публицистике. Широкий интерес к ним (выступления поэтов в огромных аудиториях, даже на спортивных стадионах) был вызван смелыми этическими и эстетическими декларациями.

     Самое замечательное в них – утверждение  самоценности личности, чьи качества не сводимы к выполнению общественного  долга или, тем более, к трудовым подвигам. «Шестидесятники» в отличие от культа вождя, руководителя, героя утверждали своеобразный культ «простого человека». В их творчестве культивировалась и стилевая свобода. Одни из них были верны традиционному (классическому) стиху (Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина), другие пытались следовать авангардистской поэтике начала 20 века. Среди поэтов этого направления получили распространение, с одной стороны, пропагандистский, агитационный стих (Р.Рождественский), а с другой – романсово-лирическая стилевая стихия (Б.Окуджава). В их творчестве были случаи, хоть и нечастые, и прямого политического нонконформизма. Кульминацией этого  пафоса  были известные строки Е.Евтушенко, посвященные событиям в Чехословакии в 1968 году: «Танки идут по Праге, танки идут по правде».

     Поэзия  «шестидесятников» по основной тематике была урбанистической, и это вызывало чувство неудовлетворенности у  тех, кто тяготел к некрасовским традициям, в основе которых была крестьянская проблематика.

     Почти все поэты - «шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и подобно своим далеким предшественникам писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Особенно выделялись в этом отношении Окуджава и Евтушенко. И, как романтики прошлого, они стремились синтезировать разные виды искусства. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.

   «Шестидесятники» - это люди, на чье детство пришлось суровое бремя военных лет, отрочество было потревожено разоблачением культа личности, а юность прошла в эпоху «оттепели», когда вся страна, хотя и не надолго, но вздохнула свободно. Это было время поэтов, читающих свои стихи со сцены Всемирного фестиваля молодежи и студентов, время первых полетов в космос, которые дали людям надежду, что все будет хорошо. В это время взросло идейное братство, когда «мы» становилось не просто коллективом. Это было духовное единение. Именно «шестидесятники» были теми, кого Герцен в свое время назвал «сопластниками», а Марина Цветаева «соколыбельниками».

   Поэтов  по стране было множество, но основными  возмутителями поэтического спокойствия  явились четверо: Белла Ахмадулина (1937-2010 ), Андрей Вознесенский (1933- 2010), Евгений Евтушенко (род. в 1933), Роберт Рождественский (1932—1994). Рождественский довольно скоро выпал из этой группы, но завоевал известность как автор многих широко известных песен: «А это свадьба пела и плясала», «Я, ты, он, она, / Вместе — целая страна» и лирико-патриотических текстов к фильму «Семнадцать мгновений весны».   

   Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на сегодняшнюю  речь и насущные запросы: она учила  не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим собой. Поэты  формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не отступать от пути обновления жизни.

      1. Евгений Евтушенко

       В статье «Поэт и площадь»  Андрей Вознесенский, вспоминая  поэтический бум конца 1950-х  – начала 60-х годов, «бесконвойный» выход поэзии на эстраду, в целом возобновление лирики как саморазвивающегося мнения, голосов эпохи, создал своеобразный портрет самого «громкого» лирика тех лет Евгения Евтушенко во взаимодействии с его расчетливо ошеломляемой или внезапно возникшей аудиторией на площади Маяковского.

     «Ах, площадь, как холодит губы твой морозный микрофон, как сладко томит колени твой тревожный простор, твоя черная свобода… - тысячеголовая, ждущая, окутанная  туманным дыханием…Страшно стоять над  площадью Маяковского… Евтушенко, в пальто «в елочку», с коротковатыми рукавами, рубит осенний воздух ритмическим, митинговым жестом…Он лирически вбирает политический нерв мгновения…Русская поэзия вырвалась на площади, залы, стадионы. Захотелось набрать полные легкие и крикнуть. 60-е годы нашли в себе синтез слова и сцены, поэта и актера…»

     Собственно, это и портрет Евтушенко, и  оценка многих граней поэтического бума, в целом ориентированного на поддержку  ломки, сокрушения старого, когда «и голосом ломавшимся моим/ломавшееся время закричало» (Е.Евтушенко).  Безусловно,  Евгений Александрович Евтушенко (род. в 1933)  был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого  противоречивого периода, завершившегося в 1964 году, после оправданного устранения волюнтариста Н.С.Хрущева.

     Лирика  молодого Евгения Евтушенко, окончившего в 1954 году Литературный институт, - и прежде всего такие его книги, как «Шоссе энтузиастов» (1956), «Яблоко» (1969), «Нежность» (1962),  «Взмах руки» (1962),  «Катер связи» (1967), «Поэт в России больше, чем поэт» (1973), «Точка опоры» (1981) – не только превосходила поэзию многих современников своей известностью в России и за ее пределами. В ее «громкости», или «эстрадности», заключено было множество формул перехода к либеральной весне. В таких его стихотворениях, как «Карьера» («Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее…),  «Граждане, послушайте меня», «Наследники Сталина» («Безмолвствовал мрамор…»), «Давайте, мальчики!», «Хотят ли русские войны», «Нигилист», «Гражданственность – талант нелегкий» и др.  – звучали типичные «антикультовские» мотивы.  Поэт критиковал ритуалы и обычаи советской эпохи, помпезность, лакировку.

   Голос Евтушенко всегда звучал очень громко. Он напоминал о жертвах Бабьего Яра (название оврага в Киеве, в 1941—1945 гг. ставшего местом расстрела и захоронения мирных жителей, в подавляющем большинстве — евреев). 

      В момент, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея, Евтушенко предупреждал со страниц официальной газеты —  «Правды», что этим расчеты с недавним прошлым не закончены: 

                  Нет, Сталин не умер,

           Считает он смерть поправимостью.

           Мы  вынесли

           Из  Мавзолея Его,

           Но  как из наследников Сталина

           Сталина вынести?

           «Наследники Сталина», 1962      

     В роли дозволенных советской властью  и принятых Западом посланников  русской культуры эти «оппозиционеры» объехали весь мир, знакомя с ним читателей в России через свои поэтические впечатления. Евтушенко привозил стихи с кубинского карнавала, «пел» булыжники Парижа, помнящие поступь коммунаров, и оплакивал бездуховность каменных джунглей Нью-Йорка: 

           Все жестоко — и крыши и стены,

           И над городом неспроста

           Телевизорные  антенны,

           Как распятия без Христа.

           «Битница», 1962 

     В дальнейшем он будет удостоен звания почетного члена Американской академии искусств, Европейской академии искусств, награжден несколькими орденами.   С начала 80-90-х годов он – сопредседатель общества «Мемориал», сподвижник Горбачева. Со временем его поэзия потеряла актуальность, хотя долго сохранялись  «его артистизм, актерское обаяние и умение передавать свое возбуждение почти любой аудитории».  

      В пространных поэмах вроде «Братской  ГЭС» (1965) с радостным хором молодых  энтузиастов-сибиряков, «Казанский университет» (1970), «Мама и нейтронная бомба» (1982) Евтушенко временами стал превращаться в ярого оратора, поверхностного газетного трибуна. «Громкая» лирика создавала полый внутри  мираж мира: народ превращался в публику, которую надо было веселить, учить жить.

     В большом количестве поэм, лирических сборников, романов Евтушенко  ярко выражена тенденция быстрого затухания  «громкой» поэзии. Затухание вытекало из ее агитациозности, крикливости, эгоцентризма. Поэт часто только «разъяснял» себя:

Информация о работе Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов