Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:52, реферат
В данной работе мы остановимся лишь на одном из аспектов развития русской поэзии 1950-1970–х годов, который является важнейшим для понимания глубинных ее связей и с современностью, и с коренной русской традицией. Имеются в виду взаимоотношения цивилизации и мира в целом.
Цель данной работы: дать общую характеристику литературного процесса 1950-1970-х годов; показать роль поэзии в духовном обновлении общества.
ВВЕДЕНИЕ
С середины 1950—годов в стране произошли важные исторические и социальные перемены. Этап перемен продолжался не так уж долго – немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. В 1954 году была опубликована повесть И.Эренбурга «Оттепель», и это название укоренилось за целым периодом жизни страны. Об этом периоде написано немало. Литературоведы с большим или меньшим успехом раскрыли многие его особенности: связь с современностью, жанровое и стилевое многообразие, новые социально-нравственные поиски, отношение к предшествующему опыту.
В данной работе мы остановимся лишь на одном из аспектов развития русской поэзии 1950-1970–х годов, который является важнейшим для понимания глубинных ее связей и с современностью, и с коренной русской традицией. Имеются в виду взаимоотношения цивилизации и мира в целом.
Цель
данной работы: дать общую характеристику
литературного процесса 1950-1970-х годов;
показать роль поэзии в духовном обновлении
общества.
Уже в первые годы после окончания Великой Отечественной войны стало ясно: общественная ситуация 30-х годов в стране не повторится. Еще были лагеря, еще «обличали» врагов народа, но общество уже стало иным: опыт военных лет для него даром не прошел. Смерть И.В.Сталина в марте 1953 года завершила этап жестокой большевистской диктатуры. Начался качественно новый период в развитии государства и литературы. Период этот был насыщен напряженной полемикой в писательской среде, столкновениями старого с новым. И все же литература начинала жить в иной морально-этической атмосфере.
В умонастроениях советских людей в те годы присутствовала, помимо великой гордости Победой, достигнутой вместе с союзниками, и известная горечь: вновь зазвучали угрозы в адрес разоренного войной СССР. Литературный процесс в этих условиях стал управляемым, руководимым. Напомним некоторые суровые вехи этой управляемости:
В конце 1950-х -1960 –е годы появилась самиздатовская (неофициальная, запрещенная) литература. Её авторы – Н.Глазков, А.Гинзбург, И.Бродский, Н.Горбаневская, протестуя против цензуры, разоблачали недостатки общественной и личной жизни, культивировали свободомыслие, самоценность человека. Неугодные писатели и философы были высланы из страны (А.Солженицын, А.Зиновьев) или эмигрировали за границу.
В
1960-е годы активно развивалась журналистика.
На страницах журналов «Новый мир»,
«Октябрь», «Знамя», «Москва», «Нева» печатались
произведения не только о достижениях
того времени, но и просчетах, о войне как
народной трагедии, о бездушных чиновниках,
преступности. Открывались новые темы,
имена – Г.Бакланов, А.Солженицын, В.Быков.
Приоткрылась часть правды, которую узнали
люди. А.Т.Твардовский с 1958 года и почти
до последних дней жизни возглавлял редколлегию
журнала «Новый мир», вокруг которого
объединились критически мыслящие, честные
литераторы. А самиздатовский «Синтаксис»,
выпускаемый А.Гинзбургом, представлял
оппозиционную коммунистическому режиму
литературу.
2.Литературное движение «Оттепель»
Процесс рождения нового типа литературного движения – «Оттепель» - получил свое определение от одноименной повести «Оттепель» (1954) И.Гинзбурга (1891 – 1967). Она была для писателей не кратковременным состоянием освобождения, отрезвления от догм, от полуправды, а достаточно длительным процессом. «Оттепель» имела свои этапы продвижения вперед и возврата к старому, эпизоды неполного, частичного возвращения запрещенной ранее литературы (например, возвращение романа «Мастер и Маргарита» в 1966 году или выход 9-ти томов собрания сочинений И.А.Бунина в 1956-м), и эпизоды проработок, осуждений.
Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждающих новый тип взаимосвязей писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Последний отрезок «оттепели» (1961 -1963) правомерно связывается с романом писателя-фронтовика Ю.В.Бондарева «Тишина» (1961), пьесами В.С.Розова, романами В.Аксенова, публицистической поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря – повестью «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.И. Солженицына.
В
этот же период резко возрастает роль
так называемого
Поэзия шестидесятников
Словом «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного творчества. Его наиболее активной и популярной частью были писатели, среди них – прежде всего поэты. Они не были слишком радикальны в общественных взглядах, как часто их представляют в литературной критике и публицистике. Широкий интерес к ним (выступления поэтов в огромных аудиториях, даже на спортивных стадионах) был вызван смелыми этическими и эстетическими декларациями.
Самое
замечательное в них –
Поэзия «шестидесятников» по основной тематике была урбанистической, и это вызывало чувство неудовлетворенности у тех, кто тяготел к некрасовским традициям, в основе которых была крестьянская проблематика.
Почти все поэты - «шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и подобно своим далеким предшественникам писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Особенно выделялись в этом отношении Окуджава и Евтушенко. И, как романтики прошлого, они стремились синтезировать разные виды искусства. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.
«Шестидесятники» - это люди, на чье детство пришлось суровое бремя военных лет, отрочество было потревожено разоблачением культа личности, а юность прошла в эпоху «оттепели», когда вся страна, хотя и не надолго, но вздохнула свободно. Это было время поэтов, читающих свои стихи со сцены Всемирного фестиваля молодежи и студентов, время первых полетов в космос, которые дали людям надежду, что все будет хорошо. В это время взросло идейное братство, когда «мы» становилось не просто коллективом. Это было духовное единение. Именно «шестидесятники» были теми, кого Герцен в свое время назвал «сопластниками», а Марина Цветаева «соколыбельниками».
Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина (1937-2010 ), Андрей Вознесенский (1933- 2010), Евгений Евтушенко (род. в 1933), Роберт Рождественский (1932—1994). Рождественский довольно скоро выпал из этой группы, но завоевал известность как автор многих широко известных песен: «А это свадьба пела и плясала», «Я, ты, он, она, / Вместе — целая страна» и лирико-патриотических текстов к фильму «Семнадцать мгновений весны».
Кажется,
никогда поэзия не была так популярна,
ибо была настроена на сегодняшнюю
речь и насущные запросы: она учила
не приспосабливаться, а плыть против
течения, быть самим собой. Поэты
формулировали новые
В статье «Поэт и площадь» Андрей Вознесенский, вспоминая поэтический бум конца 1950-х – начала 60-х годов, «бесконвойный» выход поэзии на эстраду, в целом возобновление лирики как саморазвивающегося мнения, голосов эпохи, создал своеобразный портрет самого «громкого» лирика тех лет Евгения Евтушенко во взаимодействии с его расчетливо ошеломляемой или внезапно возникшей аудиторией на площади Маяковского.
«Ах, площадь, как холодит губы твой морозный микрофон, как сладко томит колени твой тревожный простор, твоя черная свобода… - тысячеголовая, ждущая, окутанная туманным дыханием…Страшно стоять над площадью Маяковского… Евтушенко, в пальто «в елочку», с коротковатыми рукавами, рубит осенний воздух ритмическим, митинговым жестом…Он лирически вбирает политический нерв мгновения…Русская поэзия вырвалась на площади, залы, стадионы. Захотелось набрать полные легкие и крикнуть. 60-е годы нашли в себе синтез слова и сцены, поэта и актера…»
Собственно, это и портрет Евтушенко, и оценка многих граней поэтического бума, в целом ориентированного на поддержку ломки, сокрушения старого, когда «и голосом ломавшимся моим/ломавшееся время закричало» (Е.Евтушенко). Безусловно, Евгений Александрович Евтушенко (род. в 1933) был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода, завершившегося в 1964 году, после оправданного устранения волюнтариста Н.С.Хрущева.
Лирика молодого Евгения Евтушенко, окончившего в 1954 году Литературный институт, - и прежде всего такие его книги, как «Шоссе энтузиастов» (1956), «Яблоко» (1969), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962), «Катер связи» (1967), «Поэт в России больше, чем поэт» (1973), «Точка опоры» (1981) – не только превосходила поэзию многих современников своей известностью в России и за ее пределами. В ее «громкости», или «эстрадности», заключено было множество формул перехода к либеральной весне. В таких его стихотворениях, как «Карьера» («Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее…), «Граждане, послушайте меня», «Наследники Сталина» («Безмолвствовал мрамор…»), «Давайте, мальчики!», «Хотят ли русские войны», «Нигилист», «Гражданственность – талант нелегкий» и др. – звучали типичные «антикультовские» мотивы. Поэт критиковал ритуалы и обычаи советской эпохи, помпезность, лакировку.
Голос Евтушенко всегда звучал очень громко. Он напоминал о жертвах Бабьего Яра (название оврага в Киеве, в 1941—1945 гг. ставшего местом расстрела и захоронения мирных жителей, в подавляющем большинстве — евреев).
В момент, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея, Евтушенко предупреждал со страниц официальной газеты — «Правды», что этим расчеты с недавним прошлым не закончены:
Нет, Сталин не умер,
Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
Из Мавзолея Его,
Но как из наследников Сталина
Сталина вынести?
«Наследники
Сталина», 1962
В
роли дозволенных советской властью
и принятых Западом посланников
русской культуры эти «оппозиционеры»
объехали весь мир, знакомя с ним читателей
в России через свои поэтические впечатления.
Евтушенко привозил стихи с кубинского
карнавала, «пел» булыжники Парижа, помнящие
поступь коммунаров, и оплакивал бездуховность
Все жестоко — и крыши и стены,
И над городом неспроста
Телевизорные антенны,
Как распятия без Христа.
«Битница»,
1962
В дальнейшем он будет удостоен звания почетного члена Американской академии искусств, Европейской академии искусств, награжден несколькими орденами. С начала 80-90-х годов он – сопредседатель общества «Мемориал», сподвижник Горбачева. Со временем его поэзия потеряла актуальность, хотя долго сохранялись «его артистизм, актерское обаяние и умение передавать свое возбуждение почти любой аудитории».
В пространных поэмах вроде «Братской ГЭС» (1965) с радостным хором молодых энтузиастов-сибиряков, «Казанский университет» (1970), «Мама и нейтронная бомба» (1982) Евтушенко временами стал превращаться в ярого оратора, поверхностного газетного трибуна. «Громкая» лирика создавала полый внутри мираж мира: народ превращался в публику, которую надо было веселить, учить жить.
В большом количестве поэм, лирических сборников, романов Евтушенко ярко выражена тенденция быстрого затухания «громкой» поэзии. Затухание вытекало из ее агитациозности, крикливости, эгоцентризма. Поэт часто только «разъяснял» себя:
Информация о работе Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов