Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:52, реферат
В данной работе мы остановимся лишь на одном из аспектов развития русской поэзии 1950-1970–х годов, который является важнейшим для понимания глубинных ее связей и с современностью, и с коренной русской традицией. Имеются в виду взаимоотношения цивилизации и мира в целом.
Цель данной работы: дать общую характеристику литературного процесса 1950-1970-х годов; показать роль поэзии в духовном обновлении общества.
Среди
совсем нестрашных с виду,
полужеланий, получувств щемит: неужто я не выйду, неужто
я не получусь? «Я что- то часто замечаю…» |
Занимаю трамваи
с бою,
увлеченно
кому-то лгу, и догнать
себя не могу. «Я шатаюсь
в толкучке столичной…» |
Многие мотивы гражданской лирики Евтушенко развил Роберт Рождественский (1932 – 1994), который еще в годы учебы в Литературном институте познакомился и с Е.Евтушенко, учившемся на старшем курсе, и с Б.Ахмадулиной (1937 – 2010), тоже начинавшей в плеяде «громких» поэтов. Его книги «Флаги весны» (1953), «За двадцать лет» (1973), героические баллады («Огромный город», «Баллада о спасенном знамени»), поэма «Реквием» были во многом иллюстративными, публицистичными. Р.Рождественский, не имевший вкуса к экспериментам, легко узнаваемый в своей зависимости от Маяковского по интонации и строфической лестнице, вернул поэзию к романтике революции, к образам гражданской войны. Он не только дополнил «конспект» настроений и эмоций, запечатленных Е.Евтушенко, но придал теме освобождения души, иллюзиям и надеждам – особенно в своих песнях – всеобщий упрощенно-риторический характер и, увы, часто сентиментальную «философичность».
Лучшие песни Роберта Рождественского – в частности, к телесериалу «Семнадцать мгновений весны» - свидетельствовали об отходе поэта от дешевой эстрадности.
Осознав в конце недолгой своей жизни, в предчувствии смерти свою слишком обильную дань риторике, поэт горестно сказал о себе: « Из того, что довелось мне сделать,/Выдохнуть случайно довелось,/Может, наберется строчек десять…/хорошо бы, /Еслир б набралось» («Никому из нас не жить повторно…»).
Последние стихотворные строки поэта, созданные после расстрела властью Белого дома в 1993 году, за несколько дней до кончины, - свидетельство резкого повзросления, отрезвления, трагического самоочищения поэта-романтика:
Ты меня в поход не зови,
мы и так по пояс в крови!
Над Россией сквозь годы-века
шли
кровавые облака.
Умываемся кровью мы.
Воздвигаем мы на крови
гнезда
ненависти и любви.
На крови посреди земли
тюрьмы строили
и Кремли.
Рекам крови потерян счет…
А
она все течет и течет.
Выпускник Московского архитектурного института (в 1957 г.), создал свои первые книги также в 60-е годы: «Парабола» (1960), «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1694), «Ахиллесово сердце» (1966). Он имел свою читательскую аудиторию и свои поэтические истоки, весьма серьезные. Не отрицая важности и площади, даже стадиона, как резонатора поэтического голоса, Вознесенский обращался и в годы «оттепели», и в позднее, в годы перестройки, когда выйдут его новые книги «прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), прежде всего к интеллектуалам, «физикам и лирикам». Основной «самоиска» поэта стали во многом традиция Б.Пастернака (с одержимой метафоричностью мира) и развивающийся опыт русского и мирового авангарда.
«Молюсь именам, зернам культуры и гармонии», - признается он. Вознесенский утвердил как своеобразный центр мироздания, истории фигуры творцов – воителей-ваятелей, собирательный образ человека-артиста, Колумба в океане культуры. Он любит слово «мастер»: «Мастера», «Прорабы духа» - название его книг, поэм. Он провозгласил еще в юности, многократно затем повторив, углубив, основной принцип новой поэзии:
Художник первородный
Всегда трибун.
В нем дух переворота
И вечно бунт…
У
Андрея Вознесенского была несколько
иная роль. «Роль» — точное слово
в отношении поэтов 1950-1960-х годов.
Их роли так оценил поэт и проницательный
критик поэзии Давид Самойлов: «Евтушенко
— поэт признаний, поэт искренности; Вознесенский
— поэт заклинаний. Евтушенко — вождь
краснокожих. Вознесенский — шаман. Шаманство
не существует без фетишизма. Вознесенский
фетишизирует предметный мир современности,
ее жаргон, ее брань. Он запихивает в метафоры
и впрягает в строки далековатые предметы
— «Фордзон и трепетную лань». Он искусно
имитирует экстаз. Это экстаз рациональный…
У него броня под пиджаком, он имитирует
незащищенность».
Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот —
Аэропорт!
Брезжат дюралевые витражи,
Точно
рентгеновский снимок души.
Как это страшно, когда в тебе небо стоит
В тлеющих трассах
Необыкновенных столиц!
«Ночной
аэропорт в Нью-Йорке», 1962
Эти
стихи сегодня требуют
Метафорическая оригинальность в сближении «далековатых» понятий и предметов была и осталась отличительной чертой стиля Вознесенского.
Метафоры Вознесенского, мастера строки, - это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». «Вы читали? – биополе распахали»; «Мое лицо никак не выжмет/Штангу ушей» и т.п. Фактически Андрей Вознесенский низвел свою Музу с Олимпа – до огней аэропорта, шоссе, кузни, митинга в Политехническом, застолья в бойлерной.
И
все же самое вечное в поэзии Вознесенского
– это стихотворение типа «Осени
в Сигулде» или те мгновения, когда
он оставляет «депо метафор», кузницу
необычных образов, и признается
просто:
Тишины,
Тишины хочу, тишины Нервы
что ли обнажены… «Тишины» |
Я не знаю,
как остальные,
Но я чувствую жесточайшую, Не по прошлому ностальгию – Ностальгию по настоящему. «Ностальгия по настоящему» |
Заключение
К началу 70-х годов стало очевидно, что поэтический бум исчерпал себя: началось падение популярности поэтических вечеров-митингов. Сами создатели «громкой» лирики искали уже многозначительной тишины, заявляли: « И все к Пушкину тянет, все к Пушкину, / Ну, а он – высоко-высоко» (Евтушенко). Вторжение научно-технической революции выдвинуло перед поэзией нелегкую проблему взаимоотношений «физиков и лириков». «Опадают наши рифмы, /И величье постепенно/ Отступает в логарифмы», - скажет в это время Борис Слуцкий.
Желание
быть самыми-самыми современными предъявляло
свои требования и заставляло поэтов вольно
или невольно приспосабливаться к массовому
вкусу. Все это довольно скоро заставило
пожалеть о ненаписанном, неисполненном, нерожденном…
Сам факт успеха критики и многие читатели
им вменили в вину и не без основания сочли,
что поэты «бума» довольно быстро заиграли
свои роли. А поэзия вновь заговорила об
искренности, сокровенности, о несиюминутных ценностях. И самое главное
- начала выдвигаться фигура поющего поэта,
барда, доверяющего все сокровенные
тайны души слушателю.
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Поэзия шестидесятников
Заключение 17
Список использованной литературы 18
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ
ШКОЛА № 16 г. БОБРУЙСКА»
ЛИРИКА
1950-1970-х ГОДОВ
ВЫПОЛНИЛА
УЧЕНИЦА 11 «В» КЛАССА КАЗАК АЛИНА
БЕГУНОВИЧ
Т. И.
г.БОБРУЙСК, 2012
Информация о работе Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов