Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:52, реферат

Описание

В данной работе мы остановимся лишь на одном из аспектов развития русской поэзии 1950-1970–х годов, который является важнейшим для понимания глубинных ее связей и с современностью, и с коренной русской традицией. Имеются в виду взаимоотношения цивилизации и мира в целом.
Цель данной работы: дать общую характеристику литературного процесса 1950-1970-х годов; показать роль поэзии в духовном обновлении общества.

Работа состоит из  1 файл

реферат doc.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)
Среди совсем нестрашных с виду,

полужеланий, получувств

щемит: неужто я не выйду,

неужто  я не получусь? 

«Я что- то часто замечаю…»

Занимаю трамваи с бою,

увлеченно кому-то лгу, 
и бегу я сам за собою

и догнать  себя не могу. 

«Я шатаюсь  в толкучке столичной…» 
 
 


      1. Роберт  Рождественский

     Многие  мотивы гражданской лирики Евтушенко  развил Роберт Рождественский (1932 – 1994), который еще в годы учебы в Литературном институте познакомился и с Е.Евтушенко, учившемся на старшем курсе, и с Б.Ахмадулиной (1937 – 2010), тоже начинавшей в плеяде «громких» поэтов. Его книги «Флаги весны» (1953), «За двадцать лет» (1973), героические баллады («Огромный город», «Баллада о спасенном знамени»), поэма «Реквием» были во многом иллюстративными, публицистичными. Р.Рождественский, не имевший вкуса к экспериментам, легко узнаваемый в своей зависимости  от Маяковского по интонации и строфической лестнице, вернул поэзию к романтике революции, к образам гражданской войны. Он не только дополнил «конспект» настроений и эмоций, запечатленных Е.Евтушенко, но придал теме освобождения души, иллюзиям и надеждам – особенно в своих песнях – всеобщий упрощенно-риторический характер и, увы, часто сентиментальную «философичность».

     Лучшие  песни Роберта Рождественского – в частности, к телесериалу «Семнадцать мгновений весны» - свидетельствовали об отходе поэта от дешевой эстрадности.

     Осознав в конце недолгой своей жизни, в предчувствии смерти свою слишком обильную дань риторике, поэт горестно сказал о себе: « Из того, что довелось мне сделать,/Выдохнуть случайно довелось,/Может, наберется строчек десять…/хорошо бы, /Еслир б набралось» («Никому из нас не жить повторно…»).

     Последние стихотворные строки поэта, созданные после расстрела властью Белого дома в 1993 году, за несколько дней до кончины, - свидетельство резкого повзросления, отрезвления, трагического самоочищения поэта-романтика:

          Ты меня в поход не зови,

             мы  и так по пояс в крови!

             Над Россией сквозь годы-века

             шли

             кровавые облака.

             Умываемся кровью мы.

             Воздвигаем  мы на крови

             гнезда

             ненависти и любви.

             На  крови посреди земли

             тюрьмы строили

             и Кремли.

             Рекам крови потерян счет…

             А она все течет и течет. 

      1. Андрей  Вознесенский

    Выпускник Московского архитектурного института (в 1957 г.), создал свои первые книги также в 60-е годы: «Парабола» (1960), «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1694), «Ахиллесово сердце» (1966). Он имел  свою читательскую аудиторию и свои поэтические истоки, весьма серьезные. Не отрицая важности и площади, даже стадиона, как  резонатора поэтического голоса, Вознесенский  обращался и в годы «оттепели», и в позднее, в годы перестройки, когда выйдут его новые книги «прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), прежде всего к интеллектуалам, «физикам и лирикам». Основной  «самоиска» поэта стали во многом традиция Б.Пастернака (с одержимой метафоричностью мира) и развивающийся опыт русского и мирового авангарда.

    «Молюсь именам, зернам культуры и гармонии», - признается он. Вознесенский утвердил как своеобразный центр мироздания, истории фигуры творцов – воителей-ваятелей, собирательный образ человека-артиста, Колумба в океане культуры. Он любит слово «мастер»: «Мастера», «Прорабы духа» - название его книг, поэм. Он провозгласил еще в юности, многократно затем повторив, углубив, основной принцип новой поэзии:

          Художник  первородный

          Всегда  трибун.

          В нем дух переворота

          И вечно бунт…

     У Андрея Вознесенского была несколько  иная роль. «Роль» — точное слово  в отношении поэтов 1950-1960-х годов. Их роли так оценил поэт и проницательный критик поэзии Давид Самойлов: «Евтушенко — поэт признаний, поэт искренности; Вознесенский — поэт заклинаний. Евтушенко — вождь краснокожих. Вознесенский — шаман. Шаманство не существует без фетишизма. Вознесенский фетишизирует предметный мир современности, ее жаргон, ее брань. Он запихивает в метафоры и впрягает в строки далековатые предметы — «Фордзон и трепетную лань». Он искусно имитирует экстаз. Это экстаз рациональный… У него броня под пиджаком, он имитирует незащищенность».      Вознесенский в начале 60-х ошарашивал читателя немыслимой вязью метафор, сплетенных из самых современных на тот день технических терминов:    

         Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот —

         Аэропорт!

         Брезжат дюралевые витражи,

         Точно рентгеновский снимок души.  

         Как это страшно, когда в тебе небо стоит

         В тлеющих трассах

         Необыкновенных  столиц!

         «Ночной аэропорт в Нью-Йорке», 1962   

      Эти стихи сегодня требуют некоторого предметного комментария: неон —  газ, который в 60-е годы широко использовали в лампах; светящееся здание аэропорта напоминает поэту реторту, заполненную неоном. Дюраль — легкий металл, который здесь подчеркивает ощущение воздушности здания аэропорта, помещенного между землей и небом.

     Метафорическая  оригинальность в сближении «далековатых» понятий и предметов была и осталась отличительной чертой стиля Вознесенского.

     Метафоры  Вознесенского, мастера строки, - это  важнейший элемент содержания его  поэзии: из метафорических  открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». «Вы читали? – биополе распахали»; «Мое лицо никак не выжмет/Штангу ушей» и т.п.  Фактически Андрей Вознесенский низвел свою Музу с Олимпа – до огней аэропорта, шоссе, кузни, митинга в Политехническом, застолья в бойлерной.

     И все же самое вечное в поэзии Вознесенского  – это стихотворение типа «Осени в Сигулде» или те мгновения, когда  он оставляет «депо метафор», кузницу  необычных образов, и признается просто: 

Тишины,

Тишины  хочу, тишины

Нервы что ли обнажены… 

                                    «Тишины»

Я не знаю, как остальные,

Но  я чувствую жесточайшую,

Не  по прошлому ностальгию – 

Ностальгию  по настоящему.

        «Ностальгия по настоящему»


 

 

     

     Заключение 

     К началу 70-х годов стало очевидно, что поэтический бум исчерпал себя: началось падение популярности поэтических вечеров-митингов. Сами создатели «громкой» лирики искали уже многозначительной тишины, заявляли: « И все к Пушкину тянет, все к Пушкину, / Ну, а он – высоко-высоко» (Евтушенко). Вторжение научно-технической революции выдвинуло перед поэзией нелегкую проблему взаимоотношений «физиков и лириков». «Опадают  наши рифмы, /И величье постепенно/ Отступает в логарифмы», - скажет в это время Борис Слуцкий.       

Желание быть самыми-самыми современными предъявляло свои требования и заставляло поэтов вольно или невольно приспосабливаться к массовому вкусу. Все это довольно скоро заставило пожалеть о ненаписанном, неисполненном, нерожденном… Сам факт успеха критики и многие читатели им вменили в вину и не без основания сочли, что поэты «бума» довольно быстро заиграли свои роли. А поэзия вновь заговорила об искренности, сокровенности, о несиюминутных ценностях. И самое главное - начала выдвигаться фигура поющего поэта, барда, доверяющего  все сокровенные тайны души слушателю. 

    Список  использованной литературы

    1. Русская советская литература 50-70-х годов: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. В.А.Ковалева. - М.: «Просвещение», 1981. – с. 1-19.
    2. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для абитуриентов/ Т.Ф. Мушинская. -  Мн.: ООО «Юнипресс», 2003 – с.458
    3. Апухтина В.А. «Современная советская проза (60-70-е годы): Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Высшая школа», 1984.- с.243-264
    4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.2. – 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
    5. Самойлов Д. Литература и общественное движение 50—60-х годов. — М., 1969

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение           1                   

  1. Общественно-политическая ситуация 1950-1970-х годов       2-3
  2. Литературное движение «Оттепель»       4
  3. Поэтическая «оттепель».  Лирика 1950-1970-х годов              5

    Поэзия шестидесятников       5-7

      1. Евгений Евтушенко       7-11
      2. Роберт Рождественский      11-13
      3. Андрей Вознесенский      13-16

Заключение           17

Список использованной литературы      18

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА № 16 г. БОБРУЙСКА» 
 
 
 
 

ЛИРИКА 

1950-1970-х ГОДОВ

 

                                         

                ВЫПОЛНИЛА

                УЧЕНИЦА 11 «В» КЛАССА КАЗАК АЛИНА

                                                               ПРОВЕРИЛА

                БЕГУНОВИЧ Т. И. 
                 
                 
                 
                 
                 

г.БОБРУЙСК, 2012


Информация о работе Общественно-политическая ситуация 1950-х – 1970-х годов