Общественные организации и общественные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда их легко разграничить. Общественные движения по мере формирования организационной структуры могут перерасти в общественные организации и даже стать основой политических партий. Так, например, экологическое движение привело к созданию экологических ассоциаций, а затем и партий «зеленых» во многих странах мира; народные фронты в ряде бывших республик СССР оформились в национально-демократические партии.

Содержание

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное 3
2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика 7
3. Общественно-политические организации и движения в Республике Беларусь 10
4. Список использованной литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Общественные организации и общественные движения.docx

— 44.92 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет Транспорта

Гуманитарно-экономический  факультет

Кафедра истории, философии и политологии

 

 

 

 

СУРС по курсу «Политология»

Контрольная работа по теме:

«Общественные организации и общественные движения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2010

 

Содержание

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное 3

2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика 7

3. Общественно-политические организации и движения в Республике Беларусь 10

4. Список использованной литературы 12

 

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

 

Наряду с  политическими партиями важную роль в общественно-политической жизни  играют общественные организации и  движения. Они так же, как и  политические партии, представляют интересы гражданского общества, но в отличие  от них не претендуют на участие  во власти.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих общие цели, но не имеющих организационной структуры  и фиксированного членства.

Деление добровольных объединений на общественные организации  и движения носит во многом условный характер, и не всегда их легко разграничить. Общественные движения по мере формирования организационной структуры могут перерасти в общественные организации и даже стать основой политических партий. Так, например, экологическое движение привело к созданию экологических ассоциаций, а затем и партий «зеленых» во многих странах мира; народные фронты в ряде бывших республик СССР оформились в национально-демократические партии.

Общественные  движения и организации различаются  по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные  и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных  социальных потребностей и интересов  само по себе еще не ведет к возникновению  общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”.

В сложные, трудные  времена, люди, пропитанные идеологическими  противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная  проблема, по его мнению, состоит  в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном  усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”.

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие  «общественно-политические движения»  охватывает различные объединения  граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые  не входят непосредственно в государственные  и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и  расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут  быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют  множество типов общественно-политических движений:

- с точки  зрения отношения к существующему  строю движения бывают консервативными,  реформаторскими и революционными;

- по идеологической  основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

- по национальному  признаку – национально-освободительные,  за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

- по демографическому  признаку – молодежные, студенческие и др.;

- по масштабам  – международные, региональные, в стране, штате, республике;

- по методам  и способам действия – легальные  нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

- конденсируют  интересы, настроения широких разнородных  слоев населения:

- выдвигают  цели, разрабатывают способы их  достижения;

- создают  крупную политическую силу, сосредоточенную  на решении конкретной политической  задачи;

- руководят  массовыми выступлениями, организуют  ненасильственные, а иногда и  насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Общественные  движения следует отличать от общественных организаций. Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего:

и те, и другие являются массовыми, создаются добровольно  для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно неоформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включать группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Общественные организации имеют специализированный персонал, выполняющий функцию управления и прошедший соответствующую подготовку. В большинстве случаев общественные организации характеризуются постоянным членством.

Динамика  развития общественной организации  берет свое начгло от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Следует отметить, что всегда существует опасность усиления централизации управления, на практике это приводит часто к перерастанию общественной организации в бюрократическую.

Существуют  различные варианты взаимоотношений  общественно-политических движений с  партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание  некоторых движений инициируется партией  или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут  брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Информация о работе Общественные организации и общественные движения