Общественные организации и общественные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда их легко разграничить. Общественные движения по мере формирования организационной структуры могут перерасти в общественные организации и даже стать основой политических партий. Так, например, экологическое движение привело к созданию экологических ассоциаций, а затем и партий «зеленых» во многих странах мира; народные фронты в ряде бывших республик СССР оформились в национально-демократические партии.

Содержание

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное 3
2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика 7
3. Общественно-политические организации и движения в Республике Беларусь 10
4. Список использованной литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Общественные организации и общественные движения.docx

— 44.92 Кб (Скачать документ)

Существует  несколько причин интереса людей  к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах – любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает  к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей  партии. Людям, и в первую очередь  молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология – удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки  существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации  заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых – и обществоведов и естествоиспытателей – ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений.

В-третьих, возрастание  интереса широких народных масс к  общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости  от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Внутренняя  динамика развития общественных движений включает несколько этапов. Традиционно выделяют первый этап - этап создания предпосылок движения. Предпосылки создаются либо "сверху" - путем пропагандистского воздействия узкой группы на широкие массы, либо "снизу" - путем теоретического осмысления  общего недовольства существующим положением. Следующий этап - стадия артикуляции стремлений - включает   разработку и принятие более или менее развернутой программы, формулировку общих целей и стремлений. Затем следует стадия агитации; агитация выдвигается на первый план, главная ее цель - привлечение максимального числа сторонников. Наконец, наступает стадия развернутой политической деятельности, когда основное внимание концентрируется на проведении в жизнь программных требований путем борьбы за власть, оказания влияния на. правительство. Длительность этой стадии зависит от степени организованности движения. Завершается динамика развития общественных движений стадией затухания. Завершение этой стадии предполагает два возможных пути: либо полная ликвидация движений, либо возрождение на новой основе. Окончательное прекращение общественного движения возможно лишь с полным исчезновением социальных потребностей, приведших к его возникновению. Устранение общественного движения административными средствами не эффективно. Оно либо возрождается, если было достаточно сильным, либо трансформируется в другие общественные движения, но теперь уже занимающиеся деятельностью, которая не соответствуем действующим в обществе законам.

Среди многообразия общественных движений выделяют следующую  типологию, используя в качестве критерия социально-классовый признак: - движения, имеющие ярко выраженный классовый характер;

- движения, имеющие ярко выраженный межклассовый  характер, либо внеклассовый характер (национально-освободительное антивоенное,  экологическое и др.).

- движения, выражающие интересы социальной  прослойки, четко обособленной  профессиональной группы (интеллигенция,  военные, врачи, адвокаты создают  свои общественные движения). В  этом случае слои или группы  могут действовать подобно классу, т.е. создавать политические движения, выражающие их групповые стремления.

По отношению  к существующему строю выделяют: консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные движения.

В зависимости  от степени и формы организации  движения выде­ляют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движений высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами).

Следовательно, общественные организации и движения относятся к субъектам политики. Об их политической субъективности можно  говорить тогда, когда они способны к сознательным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов социальных групп,  влияющих на протекание политических процессов. Значимость общественных организаций и движений тесно связана с их политической ролью в обществе. Общественные организации и движения в политической системе четко выделяются, прежде всего, как организации внегосударственные или внеправительственные, отличающиеся от других элементов политической системы непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. Общественные организации и движения, являясь фундаментом гражданского общества, стали фактором общественных изменений, средством общественного контроля, вносят порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных организаций и движений определяется ситуацией, когда растет требование специализации организационных структур государства и растет ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации и движения могут содействовать демократизации и противодействовать бюрократизации политической жизни.

 

3. Общественно-политические организации и движения в Республике Беларусь

В республике Беларусь действуют различные общественные организации и движения. Среда них четко можно выцедить "правое" крыло - противники рыночной экономики, кооперативного движения и "левое" крыло, объединяющее сторонников рынка и демократов. Своеобразной особенностью политической жизни в РБ стала ситуация, когда  различного рода организации и движения возникают не по принципу объединяющей идеи, а вокруг тех или иных личностей. Это, по-видимому болезнь роста.

В соответствии с традиционной структурой общественно-политических организаций и движений в РБ можно  выделить народный фронт, демократические клубы, общества, ассоциации, политические объединения партийного типа, союзы.

По политической направленности выделяют народные фронты общедемократические и национально-демократические. Последние представлены практически во всех государствах СНГ, в ряде из них победили на выборах и. пришли к власти. Подобной организацией в Белоруссии является Белорусский Народный фронт (БНФ). БНФ стремилась выступить как объединяющее начало для других партий: Национально-демократической партии Белоруссии, возникшей в 1990 г., Социал-демократической партии Белоруссии, возникшей в феврале 1991 года.

Движение  за демократические реформы (ДДРБ) в  Белоруссии заявило о своем существовании  в сентябре 1991 года, когда его  оргкомитет опубликовал в республиканских газетах декларацию движения. ДДРБ своими задачами определяло:

- замену  устаревших государственных структур  тоталитарного типа на современные демократические;

- создание  в республике гражданского общества, основанного на Всеобщей декларации прав человека и опирающихся на нее законов;

- защиту  суверенитета отдельной личности, ее политических и экономических прав;

- защиту  всех видов собственности, включая  частную, свободу предпринимательской деятельности;

- развитие  свободной Беларуси в системе политических и экономических союзов и соглашений с суверенными государствами. Предложенная ДЦРБ "концепция перехода к рынку" народного хо­зяйства республики близка радикальной программе Ельцина и претендует на альтернативу экономической политике правительства и установкам БНФ.

Другим объединением, получившим в республике официальное  признание, стала общественно-политическая организация трудящихся РБ социалистической направленности  "Движение за демократию, социальный прогресс и справедливость". 5 октября 1991 г. по инициативе группы народных депутатов Минского горсовета состоялось собрание представителей Минской, Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской областей республики, города Минска, которое приняло политическое заявление и избрало организационный комитет.

В конце 1991 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 215 общественных организаций.

Проанализировав деятельность различных общественных объединений и организаций, можно  сделать вывод, что каждая из них  использует:

- сходные пути воздействия на политику государства и участия в управлении:

- прямое  или косвенное участие в законотворческом  процессе;

- защита  социальных прав граждан;

- координация  действий или сотрудничество  с органами государства к другими субъектами политики;

- создание  необходимых предпосылок для  участия граждан в управлении государственными и общественными делами;

- формирование  у членов организации активного  отношения к политике;

- выработка  чувства понимания оптимального  сочетания интересов личности, группы  с общегосударственными интересами.

В политической системе Республики Беларусь значительное место занимают общественно-политические организации молодежи. 13 ноября 2002 года в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники была создана первичная организация ОО «БРСМ», которую возглавил Фролов Игорь Иванович, членами организации в первые дни стали около 60 человек. Численность первичной организации на данный момент более 2530 человек.

В Беларуси зарегистрировано более 2,2 тыс. общественных объединений и свыше 30 тыс. их организационных структур, действующих во всех регионах республики. Общественные объединения зачастую берут на себя заботу о ветеранах, экологии, памятниках истории и культуры, инвалидах, больных детях, многодетных семьях, иных категориях граждан, нуждающихся в поддержке. Эту работу члены общественных объединений осуществляют на добровольных началах и, как правило, без какой-либо оплаты их труда.

 

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Общественные организации выступают в роли столпов гражданского общества.

В целях придания большей гласности  деятельности общественных объединений впервые в истории нашей страны издана подготовленная Министерством юстиции книга «Общественные объединения Беларуси: результаты работы и достижения», освещающая многогранную деятельность зарегистрированных в Республике Беларусь общественных объединений.

Значительно возрос вес в социально-политической жизни различных промышленных, научно-технических, творческих, культурно-просветительских, спортивно-туристических и других ассоциаций, союзов, обществ и фондов, представляющих экономические, социально-духовные и политические интересы различных слоев общества. Выполняя свои функции, эти организации вносят большой вклад в развитие структур гражданского общества, придают социальной и политической жизни насыщенность и динамику. В последние годы наряду с ранее существовавшими обществами возникли новые – союзы кооператоров, научно-промышленные ассоциации, крестьянские союзы, различные фонды. Некоторые из них стремятся активно влиять на принятие политических решений, затрагивающих сферу их интересов. Особенностью наших дней стал бурный рост самодеятельных объединений и неформальных групп молодежи, женщин, а также других социально-демографических слоев населения. Всего на территории республики действуют 148 молодежных и детских организаций.

Самыми  крупными представителями общественного  движения в стране являются:

    • ФПБ;
    • ОО «БРСМ»;
    • ОО «Белорусский союз женщин»;
    • РОО «Белая Русь»;
    • Белорусское общественное объединение ветеранов.

Информация о работе Общественные организации и общественные движения