Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа
В контрольной работе я считаю основной целью определение государственного и общественного устройства Великого княжества Литовского в период его развития, территориального расширения и усиления, рассмотрение форм и способов организации управления и самоуправления в землях, подчиненных великому князю, определение особенностей самоуправления в городах, которым было предоставлено магдебургское право. При написании контрольной работы для достижения поставленной цели я проводила анализ учебных пособий по истории Беларуси, истории государства и права, всесторонне рассматривает проблему становления и развития государственного и общественного устройства Великого княжества Литовского.
Что касается духовенства, то правовое его оформление как сословия началось с принятия Привилея от 22 февраля 1387 года, когда имения и проживающее в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу государства (2, с 20). Более того, различные категории населения, проживающие на землях, принадлежащих католическому духовенству, изымаются из юрисдикции государственных судебных органов и передаются в ведение церковных судов.
Крестьяне как и прежде составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; в зависимости от принадлежности – государственных, церковных, помещичьих; по степени феодальной зависимости – непохожих и похожих.
Особую роль в закреплении крестьян сыграл общеземский Привилей Казимира 1447 года. Согласно артикулу 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала. Артикул 11 устанавливал запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд государственных и наоборот.
Идея полного бесправия рабов(холопов, челяди невольной) продолжала господствовать в праве, которое не признавало челядь невольную субъектом права.
Значительные изменения произошли и в правовом положении городского населения, которое оформилось в привилегированное сословие. Этому способствовало не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространении на территории Великого княжества Литовского магдебургского права путем выдачи великими князьями грамот, закреплявших различные привилегии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с государственными органами.
Мещане, проживающие в
городах, не имеющих привилея на магдебургское
право, хотя и относились к привилегированному
сословию, но были в худшем положении,
ибо как феодально-зависимые
К богатым мещанам относились купцы и ремесленники, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были паробки и наймиты.
2.2 Магдебургское право. В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV – XV веках многие из них получили право на самоуправление, магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII веке получил право на самоуправление).
Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже – белорусским законам и тем более не отменял их. Они только расширяли и обогащали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства Великого княжества Литовского. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.
Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499) (3, с 190). До второй половины XVII века магдебургское право получили почти более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в преобразовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, мещане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою «городскую независимость», свою свободу.
По магдебургскому праву многочисленных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения – цехи. Предусматривались и определенные льготы в области торговли. Так, мещане Полоцка, Вильни и других городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего Великого княжества Литовского. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год проводить ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственную казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за предоставленные им гражданские права возгласили на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.
Согласно Привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, назначаемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т. д.
Магистрат (ратуша) состоял из двух структурных частей: городской рады, куда входили 12 – 20 мещан – радцев, избираемых из законнорожденных, проживающих в городе, богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки, чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.
2.3 Право Великого княжества Литовского. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.
Первый, «привилейный»
этап, на протяжении которого по мере образования
ВКЛ как суверенного
В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 годах .
Привилей Ягайло 1387 года был первым нормативным актом, в котором не все феодалы Великого княжества Литовского, а только принявшие католическую веру получали дополнительные привилегии. Это было сделано с целью ускорить распространение католической религии на территории государства. Все последующие привилеи расширяли эти привилегии, хотя в силу объективных причин православная шляхта была уравнена привилеем 1432 года в правах со шляхтой католического вероисповедания.
Общеземский привилей Казимира 1447 года завершил процесс правового оформления сословия шляхту предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его называют конституцией шляхты.
Второй, «статутовый» этап характеризуется господством общеземского права, которое развивается так динамично, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.
Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин, во второй половине XV века вызвали необходимость в систематизацию текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 года. Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права.
2.4 Судебные органы в XVI веке. Система судебных органов в Беларуси складывалась постепенно, но в завершенном виде сформировалась в даются и получают законодательное закрепление такие суды как земские, подкоморские и Главный суды. Что же касается других действовавших в XVI веке судов, то они были созданы значительно раньше.
Прогрессивными чертами судебной системы были: всесословность некоторых судов (Главный суд, замковый суд), отделение судов от администрации (земский, коморский суды),выборность большинства членов судов, четкое разделение судов на инстанции в середине XVI века – суды 1 и 2 инстанции, преобладание коллегиальности при рассмотрении дела, публичность и ряд других положений, которые дают основание утверждать, что уже в то время суды в Беларуси превратились из органов защиты интересов государства в органы защиты прав человека.
Господарский суд был высшим всесословным коллегиальным судом, который до 1581 года (до учреждения Главного суда) выступал как апелляционный суд (суд 2-ой инстанции) и как суд 1-ой инстанции по наиболее важным делам, затрагивающим интересы государства и шляхты (3, с 205).
С 1581 года компетенция
Господарского суда сужается
и согласно статуту 1588 года
он действует только как суд
1-ой инстанции по делам о
государственных преступлениях;
Состав Господарского суда не был четко определен, но в его работе принимал участие господар и обязательно паны Рады, количество которых колебалось от 2 до 20 и более. Решения и приговоры суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится господар, но только в пределах Великого княжества Литовского. Поскольку великий князь (господар) одновременно был королем Польши и в силу этого часто отсутствовал, то дела, поступающие в Господарский суд, рассматривались либо судом панов Рады, либо камиссарским судом. Указанные суды были разновидностью Господарского суда, но рассмотренные ими дела можно было обжаловать в Господарский суд.
Соймовый суд - это также разновидность Господарского суда, но более демократичный по своему составу (3, с 205). В него помимо господара и панов рад, согласно статуту 1588 года, входило еще 8 депутатов сойма. Этот суд действовал только в период работы сойма.
К высшим судам относился и Главный суд (Главный литовский трибунал), учреждение грамотой Стефана Батория от 1 марта 1581 года. Это был выборный коллегиальный орган. Члены этого суда избирались ежегодно на местных соймиках по 2 человека от воеводства и по 2 человека от повета, не имевших воеводства. Заседания Главного суда поочередно проходили в городах Вильно, Новгородке, Менске. Вся территория Великого княжества Литовского была как бы условно разделена на 3 судебных округа, с учетом которых и рассматривались судебные дела в указанных городах.
Главный суд в основном выступал как суд 2-ой инстанции, т.е. апелляционный суд, рассматривая жалобы на решения и приговоры местных судов. Но по некоторой категории дел, например, о незаконных действиях местных должностных лиц, он выступал как суд 1-ой инстанции. И если в первом случае действия Главного суда не могли быть обжалованы, то во втором случае жалоба подавалась в Господарский суд.
К местным судам относились замковый (гродский), земский, подкоморский, магистратский и копный суды. Порядок формирования, структура, компетенция и правовой статус их был неодинаков.
Замковый (гродский) суд – это весословный суд, ежемесячно действующий, но не отдельный от администрации (3, с 206). Он функционировал в двух составах и в силу этого мог осуществляться как воеводой и заседателями, так и в составе подвоеводы, городского судьи и писаря. В последнем случае рассмотренные дела могли быть пересмотрены воеводой и только после этого подавалась апелляция в высший суд. Компетенция замкового суда была ограничена временными рамками, видами и характером уголовных и гражданских правонарушений.
Информация о работе Общественный строй, право и судебные органы Великого княжества Литовского