Общественный строй, право и судебные органы Великого княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание

В контрольной работе я считаю основной целью определение государственного и общественного устройства Великого княжества Литовского в период его развития, территориального расширения и усиления, рассмотрение форм и способов организации управления и самоуправления в землях, подчиненных великому князю, определение особенностей самоуправления в городах, которым было предоставлено магдебургское право. При написании контрольной работы для достижения поставленной цели я проводила анализ учебных пособий по истории Беларуси, истории государства и права, всесторонне рассматривает проблему становления и развития государственного и общественного устройства Великого княжества Литовского.

Работа состоит из  1 файл

история государства и права.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

Земский суд, учреждение ранее и впервые закрепленный Бельским привилеем 1564 года, был судом более демократичным, т. к. это был суд исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации (3, с 206). Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты.

В его входили 3 человека: земский судья, земский подсудок и земский писарь, избираемые шляхтой  повета из своей среды. Должности  были пожизненными.

Подкоморский  суд – это особый суд, учреждаемый в каждом повете. Особенностью его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден только для рассмотрения одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел – межевых споров; во-вторых, для рассматривались исключительно в месте нахождения спорной земельной межи; в-третьих, дела рассматривались единолично судьей-подкоморием; в-четвертых, решения судьи немедленно приводились в исполнение, хотя могли быть обжалованы в Господарский суд, а с 1581 года – в Главный (3, с 207). Это был выборный, исключительно шляхетской и отделенный от администрации суд. Должность подкомория была пожизненной.

Магистратский суд был  судом для мещан городов, имеющих  привилей на магдебургское право (3, с 207). Он действовал в двух указанных составах. Если дела рассматривались бурмистрами и радцами, то по таким делам могла быть подана жалоба городскому войту, который вместе с лавниками (заседателями) рассматривал эту жалобу. Апелляции на дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, подавались уже в высший суд. Но подобный порядок рассмотрения дел в магистратском суде не был единственным. В городах, где должность городского войта была выкуплена мещанами, дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, можно было жаловать в городскую раду ( магистрат ), а затем только в высший суд. Особый порядок был установлен для рассмотрения дел тех мещан-ремесленников, которые были записаны в цехи. Дела цеховных ремесленников рассматривались первоначально цехмистрами и старшими мастерами, а жалобы подавались в магистрат.

Копный суд – это самый древний коллегиальный судебный орган, продолжавший функционировать и в XVI веке (3, с 208). Это был судебный орган для сословия простых людей. Членами его были копные мужики старцы, проживающие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15 – 20 км. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и т. д.). Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10 – 20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабеж) и мелкие правонарушения.

Особенностью копного  суда являлось то, что принятые решения  немедленно приводились в исполнение, т.е. фактически их было не возможно обжаловать. Принимая во внимание быстроту копного суда феодалы иногда возбуждали дела именно в копном суде.

Каптуровый  суд – высший особый коллегиальный суд, учреждаемый в периоды бескоролевья (3, с 208). Он создавался на основе специального постановления вального сейма Великого княжества Литовского из числа местных судей: воеводы, городского судьи, земского судьи, подкоморья и других судей. Его численный состав мог быть различным, но правомочным он был в составе не менее 5 человек. Компетенция его была широкой, а решения – окончательными и обжалованию не подлежали.

Таким образом, судебная система ВКЛ в XVI веке включала как ранее созданные суды, так и новые, учрежденные только в XVI веке. Для не характерны такие принципы, большинство из которых и в настоящее время считается прогрессивными и актуальными.

 

 

 

 

Заключение:

В государственном строе  ВКЛ, составной частью которого являлась и Беларусь, к XVI веку произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления. что в конечном итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства.  Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии, для которой характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов ВКЛ, и их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов – великих вольных сеймов и поветовых сеймов – о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.   Государственный аппарат ВКЛ в XVI в. интенсивно развивается. В его развитии четко проявляются такие тенденции как усложнение структуры, унификация местных органов, централизация. Именно во второй половине XVI в. завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата. Вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных урадников отраслевого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц .Городское самоуправление в городах Беларуси представляло собой довольно сложное учреждение. Его главными структурными элементами являлись войт, лавники, радцы. Для осуществления своих функций самоуправление располагало рядом должностных лиц, действовавших по указанию и в соответствии с решениями рады, но непосредственно подчинявшихся распоряжениям войта. В момент выборов нового состава рады и отчета старой о себе как высшем органе заявляло общее собрание горожан. Но фактическая роль городской общины носила более формальный, нежели действенный и активный, характер. Магдебургское право служило основой, на которой строилось все здание городского самоуправления. Однако в ряде черт его организации и проявления нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией. Магдебургский образец был реальностью, но не являлся единственным источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Панов С.В..: История Беларуси: 10 класс: 42 экзаменационные темы. – Минск: Аверсэв, 2008. – 252с.: ил. – (Экзамены).

2. Кузнецов И. Н., Шелкопляс В.  А.: История государства и права.  – Минск: «Дикта», 1999. – 272с.

3.  Кузнецов И. Н.: История государства  и права славянских народов:  Учеб. пособие. – Минск: Новое издание, 2004. – 587с.


Информация о работе Общественный строй, право и судебные органы Великого княжества Литовского