Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа
В контрольной работе я считаю основной целью определение государственного и общественного устройства Великого княжества Литовского в период его развития, территориального расширения и усиления, рассмотрение форм и способов организации управления и самоуправления в землях, подчиненных великому князю, определение особенностей самоуправления в городах, которым было предоставлено магдебургское право. При написании контрольной работы для достижения поставленной цели я проводила анализ учебных пособий по истории Беларуси, истории государства и права, всесторонне рассматривает проблему становления и развития государственного и общественного устройства Великого княжества Литовского.
Земский суд, учреждение ранее и впервые закрепленный Бельским привилеем 1564 года, был судом более демократичным, т. к. это был суд исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации (3, с 206). Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты.
В его входили 3 человека: земский судья, земский подсудок и земский писарь, избираемые шляхтой повета из своей среды. Должности были пожизненными.
Подкоморский суд – это особый суд, учреждаемый в каждом повете. Особенностью его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден только для рассмотрения одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел – межевых споров; во-вторых, для рассматривались исключительно в месте нахождения спорной земельной межи; в-третьих, дела рассматривались единолично судьей-подкоморием; в-четвертых, решения судьи немедленно приводились в исполнение, хотя могли быть обжалованы в Господарский суд, а с 1581 года – в Главный (3, с 207). Это был выборный, исключительно шляхетской и отделенный от администрации суд. Должность подкомория была пожизненной.
Магистратский суд был судом для мещан городов, имеющих привилей на магдебургское право (3, с 207). Он действовал в двух указанных составах. Если дела рассматривались бурмистрами и радцами, то по таким делам могла быть подана жалоба городскому войту, который вместе с лавниками (заседателями) рассматривал эту жалобу. Апелляции на дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, подавались уже в высший суд. Но подобный порядок рассмотрения дел в магистратском суде не был единственным. В городах, где должность городского войта была выкуплена мещанами, дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, можно было жаловать в городскую раду ( магистрат ), а затем только в высший суд. Особый порядок был установлен для рассмотрения дел тех мещан-ремесленников, которые были записаны в цехи. Дела цеховных ремесленников рассматривались первоначально цехмистрами и старшими мастерами, а жалобы подавались в магистрат.
Копный суд – это самый древний коллегиальный судебный орган, продолжавший функционировать и в XVI веке (3, с 208). Это был судебный орган для сословия простых людей. Членами его были копные мужики старцы, проживающие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15 – 20 км. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и т. д.). Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10 – 20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабеж) и мелкие правонарушения.
Особенностью копного суда являлось то, что принятые решения немедленно приводились в исполнение, т.е. фактически их было не возможно обжаловать. Принимая во внимание быстроту копного суда феодалы иногда возбуждали дела именно в копном суде.
Каптуровый суд – высший особый коллегиальный суд, учреждаемый в периоды бескоролевья (3, с 208). Он создавался на основе специального постановления вального сейма Великого княжества Литовского из числа местных судей: воеводы, городского судьи, земского судьи, подкоморья и других судей. Его численный состав мог быть различным, но правомочным он был в составе не менее 5 человек. Компетенция его была широкой, а решения – окончательными и обжалованию не подлежали.
Таким образом, судебная система ВКЛ в XVI веке включала как ранее созданные суды, так и новые, учрежденные только в XVI веке. Для не характерны такие принципы, большинство из которых и в настоящее время считается прогрессивными и актуальными.
Заключение:
В государственном строе
ВКЛ, составной частью которого являлась
и Беларусь, к XVI веку произошли значительные изменения
под воздействием объективных и субъективных
причин. Завершился процесс складывания
территории государства, унификации его
административно-
Список литературы:
1. Панов С.В..: История Беларуси: 10 класс: 42 экзаменационные темы. – Минск: Аверсэв, 2008. – 252с.: ил. – (Экзамены).
2. Кузнецов И. Н., Шелкопляс В. А.: История государства и права. – Минск: «Дикта», 1999. – 272с.
3. Кузнецов И. Н.: История государства и права славянских народов: Учеб. пособие. – Минск: Новое издание, 2004. – 587с.
Информация о работе Общественный строй, право и судебные органы Великого княжества Литовского