Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 04:51, реферат
На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не
только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и
зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием
окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение.
3. Определение сущности
На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не
только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и
зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием
окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому,
анализируя
современное состояние
прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой
политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм,
правил,принципов и обычиев, которые довольно жестко ограничивают возможности
государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке
программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура является тем
фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел
деяния вступает в столсновение с политической культурой народа, то неизбежно
отторгается массами или искажается до неузнаваимости в процессе реализации.
Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с
научной,
но и политической точки зрения,
поскольку они могут
преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций.
Определение сущности политической культуры невозможно без правильного
истолкования родового, исходного понятия "культура", обозначающего все
многообразие различныхее видов ираскрывающего совокупность материальной и
духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем
политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре
стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека,
реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время,
является унивирсальным способом деятельности человека по освоению мира и
выявлению своей внутренней сущности.
Сложность политической культуры как многоуровневого и многофункционального
явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных
методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете
нового политического мышления прежде всего следует выделить принцип ее
анализа как органической и целостной системы, которая является основой
целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность
политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую
практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и
развитие. Таким образом, в основе научного анализа политической культуры
лежит принцип единства в ней духовного и практического начал.
Общим в обьективном, научном подходе к пониманию политической культуры
является представление о ней как о не отеемлемой части культуры человечества,
связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической
сфере общества, их борьбой за государственную власть и ее использование.
Социальные
экономические факторы
связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социалиными
общностями по поводу государственной власти.
4. Структура политической
Структура политической культуры как социально-психологического феномена,
соеденяющего историю развития национальной политической системы и ее
подсистем с индивидуальным политическим опытом, представляет собой сложное
образование. Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект.
Так, субъектом политической культуры может выступать как индивид с его
установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или большая социальная
группа, общество, регион, государство, нация, класс.
При рассмотрении политической культуры по форме проявления на различных
социальных уровнях можно выделить:
1)
политическую культуру
2) социальной общности;
3) личности.
Для выяснения специфики каждого из указанных уровней необходимо исходить из
диалектики общего, особенного и единичного. Однако существует точка зрения,
что этот подход раскрывает соотношения только общественного сознания
субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике
начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую
деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим
сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами, как
организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием
которых проектируется политическая деятельность. Следовательно, политическая
культура представляет собой единство двух подсистем - содержательной и
инструментальной. При этом инструментальная система при культурологическом
анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять
политические потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его
субьективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой
переход обуславливается тем, что, собственно говоря, вся культура
представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой -
систему средств на их удовлетворение, определяющих универсальный способ
деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.
Не менее важен для понимания сущности политической культуры ответ на вопрос
об ее обьекте, на который направлены установки, ориентации и убеждения
субьекта. Таким обьектом могут служить сама политическая система и
определенные ее компоненты: режим, институты, организации и партии. Вокруг
этих обьектов складываются и культуры в целом и отдельные субкультуры,
которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только
одного региона, но и государственно- организованной национальной общности.
Если термин "политическая культура" применяется для характеристики
политического потенциала общества и степени его реализации, то
соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической
практики ее субьектов, политических отношений между ними, а также в
соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества
как сложная динамическая система может исследоваться как по суммарным
показаниям уровней политических культур его членов - граждан, социальных
групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как
единый организм.
К различным видам политической культуры относятся: правовая культура,
культура политической организации, управление и самоуправление, культура
политической деятельности и активности, культура политического мышления,
гласности и т.д. Разрыв в развитии компонентов политической культуры, если он
не преодолевается, может привести к ее деформации, негативно сказываться на
политическом сознании масс, на системе управления обществом. Поэтому
необходимо преодолевать противоречия между новым и старым в политической
культуре, стремиться к ее исторически более зрелому, целостному виду.
5. Соотношение гражданской и
Внедрение в научный оборот термина "политическая культура" проходило
непросто; это было действительно внедрение, встречавшее открытое и скрытое
сопротивление, выражение недоумения, явного неприятия и скептицизма. Многие
казавшиеся
очевидными представления о
укладываются в новые рамки нуждаются в пересмотре в ракурсе гражданской
культуры.
Словосочетание "человек-гражданин", понятие "политика", "культура" образуют
сложную политическую триаду фундаментпальных категорий, каждые из которых
служит основой для других понятий. Вместе они отражают огромный мир реальных
отношений и иллюзий, устойчивых культур и динамичных процессов, традиций и
нововведений. Однако при анализе общественных процессов это единство нередко
нарушается и что-нибудь в нем исчезает: чаще всего культура или
гражданственность. Политика же, оставалась, так сказать, в гордом
одиночестве, рассматриваться в чистом виде как некая абстракция, что
негативно сказывается на гражданском обществе, ибо в нем обнаруживается такая
закономерность;
чем в большей степени
гражданском качестве, чем больше она удаляется от культуры, тем менее
эффективны предлагаемые политические решения, тем в конечном счете сильнее
кризисные процессы в обществе.
Дело в том, что политическая культура обычно рассматривается как высшая
форма, вершина перамиды ценностей, а гражданская культура третировалась как
буржуазная выдумка, о ней говорилось вскользь. В западной политологии, где
начиная с 60-х годов категории "гражданская культура" уделялось значительно
больше внимания, результативность исследований оказалась все же не столь
впечатляющей по сравнению с первоначальными заявлениями, ибо данная категория
рассматривалась преимущественно в контексте политической культуры. Некоторые
политологи в содержании гражданской культуры вкладывали такие "добродетели"
гражданственности, как интерес к политике и участие в ней.
Познать специфику политической жизни можно лишь при условии строго научного
определения содержания политики. Классики марксизма-лененизма создали
стройную теориюполитики, раскрыли ее генезис, классовую сущность и социальные
функции, впервые в истории поставили изучение явлений политической жизнина
научную основу, выявили типичные черты и особенности политики в разных
общественно-экономических формациях.
Идеология представляет собой теоритическую форму выражения ценностных
установок , классовых интересов , в то время как политика является
сферой их практической реализации, в том числе и общественной сфере. Политика
выступает прежде всего как особая идеологическая форма отражения коренных
классовых интересов и потребностей, обьективных усмловий, реальных
возможностей гражданского общества. По сути, это выяснение того, что
необходимо, и того, что возможно в реальных условиях осуществить.
На практике связь необходимого и возможного иногда нарушается, в этом случае
происходит ущербный "отлет мысли от действительности", забегание вперед,
проявляются субьективизм, декретирование и навязывание жизни предвзятых схем
и умозрительных конструкций. Подобное прогжектерство не имеет ничего общего с
реализмом в политике. Политическому руководству противопоказаны поспешные,
непродуманные решения, валюнтаристская постановка задач, условия для которых
еще не созрели в плане развития гражданской культуры. Не меньший вред
Информация о работе Определение сущности политической культуры