Определение сущности политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 04:51, реферат

Описание

На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не
только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и
зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием
окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение.

Работа состоит из  1 файл

полит культура.docx

— 39.03 Кб (Скачать документ)

    

              3. Определение сущности политической  культуры.             

На  политическое поведение граждан  оказывают непосредственное воздействие  не

только  их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и

зачастую  подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием

окружающей  социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому,

анализируя  современное состояние политических процессов в России, пытаясь

прогнозировать  их дальнейшее развитие, мы постоянно  сталкиваемся с проблемой

политической  культуры, т.е. совокупности принятых в  стране политических норм,

правил,принципов и обычиев, которые довольно жестко ограничивают возможности

государственного  деяния - да и рядового гражданина - как при выработке

программ, так и в конкретных действиях. Политическая культура является тем

фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел

деяния  вступает в столсновение с политической культурой народа, то неизбежно

отторгается массами или искажается до неузнаваимости в процессе реализации.

Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с

научной, но и политической точки зрения, поскольку они могут способствовать

преодолению и предотвращению различных кризисных  ситуаций.

Определение сущности политической культуры невозможно без правильного

истолкования  родового, исходного понятия "культура", обозначающего все

многообразие  различныхее видов ираскрывающего совокупность материальной и

духовной  культур, их органическое единство. Научная  разработка проблем

политической  культуры как видового понятия по отношению к общей культуре

стала возможна с обоснованием социального  характера сущностных сил человека,

реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время,

является  унивирсальным способом деятельности человека по освоению мира и

выявлению своей внутренней сущности.

Сложность политической культуры как многоуровневого и многофункционального

явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных

методологических  принципов, обеспечивающих научное  истолкование. В свете

нового  политического мышления прежде всего следует выделить принцип ее

анализа  как органической и целостной  системы, которая является основой

целостного  всестороннего развития личности. Целостность  и органичность

политической  культуры обеспечивают ее системообразующий  фактор - политическую

практику  как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и

развитие. Таким образом, в основе научного  анализа политической культуры

лежит принцип единства в ней духовного  и практического начал.

Общим в обьективном, научном подходе к пониманию политической культуры

является  представление о ней как о  не отеемлемой части культуры человечества,

связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической

сфере  общества, их борьбой за государственную  власть и ее использование.

Социальные  экономические факторы обуславливают  политическую деятельность и

связанную с ней политическую культуру, определяя  отношения между социалиными

общностями  по поводу государственной власти.

                                                                             

    

               4. Структура политической культуры  общества.              

Структура политической культуры  как социально-психологического феномена,

соеденяющего историю развития национальной политической системы и ее

подсистем с индивидуальным политическим опытом, представляет собой сложное

образование. Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект.

Так, субъектом политической культуры может  выступать как индивид с его

установками, ценностями, предпочтениями, так и  малая или большая социальная

группа, общество, регион, государство, нация, класс.

При рассмотрении политической культуры по форме проявления на различных

социальных  уровнях можно выделить:

1)  политическую культуру общества;

2)  социальной  общности;

3)  личности.

Для выяснения специфики каждого  из указанных уровней необходимо исходить из

диалектики  общего, особенного и единичного. Однако существует точка зрения,

что этот подход раскрывает соотношения  только общественного сознания

субъектов политической культуры, тогда как  переход к ее проблематике

начинается  с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую

деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим

сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами, как

организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием

которых проектируется политическая деятельность. Следовательно, политическая

культура  представляет собой единство двух  подсистем - содержательной  и

инструментальной.  При этом   инструментальная система  при культурологическом

анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять

политические  потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его

субьективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой

переход обуславливается тем, что, собственно говоря, вся культура

представляет  собой, с одной стороны, систему  потребностей, а с другой -

систему средств на их удовлетворение, определяющих универсальный способ

деятельности  человека по освоению мира и выявлению  своей внутренней сущности.

Не  менее важен для понимания  сущности политической культуры ответ  на вопрос

об  ее обьекте, на который направлены установки, ориентации и убеждения

субьекта. Таким обьектом могут служить сама политическая система и

определенные  ее компоненты: режим, институты, организации  и партии. Вокруг

этих  обьектов складываются и культуры в целом и отдельные субкультуры,

которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только

одного  региона, но и государственно- организованной национальной общности.

Если  термин "политическая культура" применяется  для характеристики

политического потенциала общества и степени его  реализации, то

соответствующие социальные изменения рассматриваются  в рамках политической

практики  ее субьектов, политических отношений между ними, а также в

соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества

как сложная динамическая система может  исследоваться как по суммарным

показаниям  уровней политических культур его  членов - граждан, социальных

групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как

единый  организм.

К различным видам политической культуры относятся: правовая культура,

культура  политической организации, управление и самоуправление, культура

политической  деятельности и активности, культура политического мышления,

гласности и т.д. Разрыв в развитии компонентов  политической культуры, если он

не  преодолевается, может привести к  ее деформации, негативно сказываться  на

политическом сознании масс, на системе управления обществом. Поэтому

необходимо  преодолевать противоречия между новым  и старым в политической

культуре, стремиться к ее исторически более  зрелому, целостному виду.

    

    

            5. Соотношение гражданской и политической  культур.           

Внедрение  в научный оборот термина "политическая культура" проходило

непросто; это было действительно внедрение, встречавшее открытое и скрытое

сопротивление, выражение недоумения, явного неприятия  и скептицизма. Многие

казавшиеся  очевидными представления о политическойкультуре уже не

укладываются  в новые рамки нуждаются в  пересмотре в ракурсе гражданской

культуры.

Словосочетание "человек-гражданин", понятие "политика", "культура" образуют

сложную политическую триаду фундаментпальных категорий, каждые из которых

служит  основой для других понятий. Вместе они отражают огромный мир  реальных

отношений и иллюзий, устойчивых культур и  динамичных процессов, традиций и

нововведений. Однако при анализе общественных процессов это единство нередко

нарушается  и что-нибудь в нем исчезает: чаще всего культура или

гражданственность. Политика же, оставалась, так сказать, в гордом

одиночестве, рассматриваться в чистом виде как некая абстракция, что

негативно сказывается на гражданском обществе, ибо в нем обнаруживается такая

закономерность; чем в большей степени политологияигнорирует человека в его

гражданском качестве, чем больше она удаляется от культуры, тем менее

эффективны  предлагаемые политические решения, тем в конечном счете сильнее

кризисные процессы в обществе.

Дело  в том, что политическая культура обычно рассматривается как высшая

форма, вершина перамиды ценностей, а гражданская культура третировалась как

буржуазная  выдумка, о ней говорилось вскользь. В западной политологии, где

начиная с 60-х годов категории "гражданская  культура" уделялось значительно

больше  внимания, результативность исследований оказалась все же не столь

впечатляющей по сравнению с первоначальными заявлениями, ибо данная категория

рассматривалась преимущественно в контексте  политической культуры. Некоторые

политологи  в содержании гражданской культуры вкладывали такие "добродетели"

гражданственности, как интерес к политике и участие  в ней.

Познать специфику политической жизни можно  лишь при условии строго научного

определения содержания политики. Классики марксизма-лененизма создали

стройную  теориюполитики, раскрыли ее генезис, классовую сущность и социальные

функции, впервые в истории поставили  изучение явлений политической жизнина

научную основу, выявили  типичные черты  и особенности политики в разных

общественно-экономических  формациях.

Идеология представляет собой теоритическую  форму выражения ценностных

установок ,  классовых интересов ,  в то  время как политика является

сферой  их практической реализации, в том  числе и общественной сфере. Политика

выступает прежде всего как особая идеологическая форма отражения коренных

классовых интересов и потребностей, обьективных усмловий, реальных

возможностей  гражданского общества. По сути, это  выяснение того, что

необходимо, и того, что возможно в реальных условиях осуществить.

На  практике связь необходимого и возможного иногда нарушается, в этом случае

происходит  ущербный "отлет мысли от действительности", забегание вперед,

проявляются субьективизм, декретирование и навязывание жизни предвзятых схем

и умозрительных конструкций. Подобное прогжектерство не имеет ничего общего с

реализмом в политике. Политическому руководству  противопоказаны поспешные,

непродуманные решения, валюнтаристская постановка задач, условия для которых

еще не созрели в плане развития гражданской  культуры. Не меньший вред

Информация о работе Определение сущности политической культуры