Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 04:51, реферат
На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не
только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и
зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием
окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение.
приносят
неоправданная констатация
промежуточный процесс выдается за успешный конечный результат. Таким образом,
наиболее существен аспект строго научной оценки возможности осуществления на
деле политических идей, теорий, решений в связи с состоянием гражданского
общества
как важнейший признак и
политических решений требований жизни. Самое великолепное решение может
погубить один недостаток - нереальность его выполнения, дефицит гражданской
культуры. О возможном ущербе порой начинают думать после попыток
осуществления недостаточно взвешенного решения, а не перед его принятием.
Отрыв от жизни, неразвитать гражданского общества - коренная причина
застойных явлений и в идеологии и в политике.
Во все времена, при любых режимах культурный потенциал граждан оказывался
едва ли не важнейшей причиной, определяющей темпы и характер социальной
эволюции. Даже одним и тем же общественным механинизмам противоположные
ценностные ориентации способны были придать различную направленность,
заставить служить иным социальным богам. Отечественный опыт последних лет не
дает поводов усомниться в этом: конкурирующие в обществе субкультуры
стремяться использовать материальную силу государства в социально-полярных
направлениях, подпитывая тем самым либеральную и радикалистичкскую,
консервативную и другие тенденции в жизни России.
Удивляться и сетовать на сей счет бес смысленно.В общественном мнении, а
равно и специализированном сознании социальная стоимость культурных
детерминант была и остаетсявесьма высокой.
Неустойчивость, внутренняя противоречивость и конфликтность ценностных
ориентаций, пожалуй, самая показательная черта социокультурной сферы власти.
Но не менее противоречив сегодня и поиск теоретической модели, верно
истолковывающей саму природу гражданской культуры. Здесь борения различных
отходов отягощено внутринаучных изминений и диформации, укоринившимися в
общественном сознании штампами и стереотипами . А это крайне опасно .
Ведь возобладание некоторых из господствующих парадигм, помимо сугубо
научных последствий, способна повлиять на поведение политических лидеров и
элит, сориентировать общественное мнение, воздействовав таким образом на
поиск путей выхода из кризиса. Кпакие же из принимаемых без серьезного
обсуждения теоретических шаблонов сейчас наиболее распространены?
Прежде всего можно было бы указать на формально-юредическое понимание
гражданской культуры, в рамках которого любые законодательства
истолковываются как изначально правовые, а самокультурные ориентиры людей
сводятся к послушному исполнению или официальных установлений. По такой
логике человек, обладающий, к примеру, двойным гражданством, соответственно и
вдвое больше оснащен гражданскими добродетелями. Однако более принципиальной
значимостью обладают установки политизированного толкования власти и
гражданской культуры.
Гражданская культура - явление, где органически сливаются политические и
правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создапющие
единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида
и общества, личности и государства. Данная парадигма рассматривает
нравственное отношение к властвованию одних людей над другими, правосознание,
эстетическое восприятие власти, социальные ориентиры экономического характера
как равноправные части единого культурного облика гражданина.
При этом каждая из составных частей гражданской культуры привносит в нее
специфические ориентации и отношение человека к иным субьектам и носителям
власти, подразумевает особые коммуникации с институтами управления и многое
другое. Например, политическая составляющая задает гражданским представлениям
ярко выраженные групповые приоритеты, подкрепленные орентирами на публичные
институты власти. Правовая облегает групповые нормы и цели в общезначимые
формы и понятия, раскрывающие в груповых притязаниях на власть значение
фундоментальных ценностей права. Нравственная сторона властной культуры
вносит в гражденское сознание человека внеситуативную мотивацию его поступков
ценностями добра, счастья, спроведливости. А ценности эстетического порядка
определяют отношение гражданина к власти не как к сфере противостояния
интересов, а как области гармоничного взаимодействия людей, отдавая
предпочтение не целям, а средствам достижения идеалов той или иной группы
или общности. Противоречия те, которые возникают в отношениях между етими
специфическими элементами гражданской культуры, создают в ней внутреннее
напряжение, порождают постоянный источник ее самодвижения и саморазвития.
В совершенных условиях каждая из составляющих гражданской культуры
претерпевает серьезные внутренние изменения.
Особую
остроту перестройке
традиционных социальных верований и деформация общекультурных механизмов,
"встраивающих"
человека в отношение с
одно историческое мгновение в сознании многих рухнули десятилетиями
подпитывавшиеся иллюзии о "социалистическом выборе", "подлинно народном
характире власти", "научно выверенной политической личности партии" и т.д.
Образы, оценки, стереотипы, с которыми люди сжились и которые олицетворяли
подчас самые глубонные ориентиры их гражданского мышления, по сути, утратили
свою
смысловую связь с
мировозренческих ориентиров радикально, вплоть до противоположного знака,
изменило смысловую интерпритацию понятий "свобода", "солидарность",
"патриотизм" и других категорий, без коих нельзя обойтись, вистраивая
программу личной жизнедеятельности и осознавая цели общественной эволюции.
Чувства обманутости, вопиющей неправды, впустую растраченных сил не только
лишили многих обязанности придерживаться каких-тообщепринятых морально-
эстетических норм, но и в принципе парализовали их социокультурные
способности к позитивному усвоению господствовавших прежде идеалов. Впрочем,
возможно, здесь проявилась традиционная черта российского менталитета -
каждая новая идея, которой руководствуется общественное мнение, по мысли
Чаодаева, не вытекает, а бесследно вытесняет старые представления, разрушая и
ослабляя таким образом преемствинность в духовном развитии общества.
Обманутые в своих социальных надеждах, но вместе с тем ащутившие себя
гражданами, люди предпочитают видеть в нынешнем политическом режиме лишь
мишень для критики. Обрывая многие нити культурнойпреемственности, они
пытаются внутренне опереться на более ранние, нескомпроментированные и уже
поэтому более предпочтительные идеи и ценности. Оттого, видимо, мы и
наблюдаем сегодня массовую идеализацию патриархальных и общинных настроений,
монархические, дворянские и прочие политические реминисценции.
Вера в верховенство начальства и неизбежность иерархии, ощущение зависимости,
несамостоятельности поведения до сих пор угнетающе влияют на многих. Лишенное
мировозренчески выношенных, индивидуальных опор, гражданское сознание не
способно воспринимать либерально-демократические ценности, и что особенно
тревожно, малоустойчиво перед натиском неблагоприятных обстоятельств.
6. Политическая культура России.
Одним из важнейших аспектов политической культуры является стиль
взаимоотношений
между обществом и
отношении гражданина к государству и государства к гражданину. Государство в
силу ряда исторических обстоятельств неизменно занимает в общественной жизни
России доминирующее положение. На протяжении многих веков не государство
естественным путем вырастало из гражданского общества, а общество развивалось
под жестким патронажем государства , которое всегда было главным "мотором"
общественного развития, инициатором всех существующих преобразований.
Демократические права и свободы в России, как правило, не завоевывались
обществом, а даровались милостью монарха. Перестройка, которую в историческом
плане можно расценивать как буржуазную революцию, была предпринята
руководящей элитой, а не народными массами. Переход к демократии был
провозглашен лидерами отнюдь не демократической партии.
Можно сказать, что этатизм присущ общественной жизни в России: государство
доминирует, общество занимает подчиненное положение, что обуславливает
неравноправные отношения между государством и индивидом. Осюда:
1)
огромная политическая роль
2) патернализм и клиентелизм (патронаж государства; какого-либо его института
или
лица; использование элитами
расчитывает на социальное восхождение не в результате личного трудового
вклада,
стремиться занять более высокую
позицию в государственной
извлечь из этого соответствующие льготы и привелегии;
3) выключенность широких народных масс из повседневного политического
процесса; ограниченность сферы публичной политики, а следовательно - массовая
политическая инертность;
4)
отсутствие цивилизованных
правовой нигилизм, который приводит к переодическим вспышкам революционализма
и контрреволюционаризма и "сверху" и "снизу".
Для сознания характерно сочетание комплексов верхноподданного и
революционера. И всякая революция "снизу" в России имеет тенденцию
перерастать в "русский бунт", бессмысленный и беспощадный.
Н.А.Бердяев, вероятно, одним из первых отметил парадоссальность политической
культуры России, ее "антиналичность и жуткую противоречивость". Он указал на
двойственность и иррационализм "русской души" - поразительный симбиоз
анархизма и этотизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного
сервилизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма
и гедонизма, "ангельскойсвятости" и "зверской низости". Причину Бердяев
справедливо видел в российском обществе, а так же в стихийном кошективизме.
Кроме того, он высказал предположение о "женственной" природе русского
народа,
при которой государство
нечто внешнее, оформляющее, вводящее бесконтрольную народную стихию в
определенные рамки. Этот тезис на уровне "рабочей гипотезы" образно, но, как
представляется, достаточно адекватно описывает характер взаимоотношений между
государством и обществом России. В результате, в отличии от Западной Европы,
в России место государство иного типа - государство, формирующее общество.
Информация о работе Определение сущности политической культуры