Основные характеристики политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:23, реферат

Описание

Субъекты власти – это носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения и указания.
Объекты власти – это явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.

Содержание

Введение 3
Основные характеристики политической власти 6
1.1 Функции политической власти 6
1.2 Концепции политической власти 7
1.3 Ресурсы политической власти 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

=Ресурсы политической власти=.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ 

Московский  государственный  технический университет

«МАМИ» 

     Кафедра «История и политология» 
 
 

     реферат

     по  дисциплине «Политология»

     на  тему «Ресурсы политической власти» 
 
 
 

                         Подготовил  студент:

                         Морозова  Л.В.,

                         Группа 8-ЭФМа-4

                         Руководитель:

                         Панин Е.В. 
                     
                     
                     
                     
                     

     Москва 2012

     содержание

 

      введение

     Власть  является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

     Феномен власти – важнейшая и наиболее древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущих всем этапам развития человечества.

     Существует  множество определений и моделей  власти, однако ни одно из них не является универсальным. Например, Т.Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М.Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. В то же время Ханна Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно.

     Для Толкотта Парсонса власть – это  система ресурсов, с помощью которых  достижимы общие цели. Раймон Арон считает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями.

     В теории политологии присутствуют различные  аспекты толкования понятия «политическая власть»:

    1. Социальный аспект: власть есть силовое отношение, выражающее доминирование. Необходимость фактора силы вытекает из общей логики отправления властных функций как функций социальных. Поскольку власть величина сочетательная — можно властвовать над другими и нельзя над собой (собой можно владеть), — власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении вторых лиц создает определенную систему ущемлений.
    2. Психологический аспект: власть есть отношение лидерства. Устанавливается в межличностном взаимодействии, где обосабливается ведущая и ведомая сторона. Первая — субъект, господин, вторая — объект, раб власти.
    3. Гносеологический аспект: власть есть целенаправленный способ утилизации знания. Подводная масса айсберга, подспудье власти — голый инстинкт, подсознательные интенции самодовления. Они редко исчерпывающи, но, как правило, весьма сильны. Надводная вершина айсберга, лицо власти — твердое знание и твердая же воля. По своей природе власть — сущность двусоставная. В плоскости «знание» актуализируется сознательный расчет действий и последействий в заданных обстоятельствах, учреждается рациональность. В плоскости «воля» оформляется жесткая подчиненность действий целям, складываются целеустремленность, настойчивость. Знание и воля — равнообязательны, равноприсущи власти. Без знания власть дика — необузданна, импульсивна; без воли она отрешенна — мягкотела, недееспособна. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью; воля сообщает ей пафос активизма.
    4. Организационный аспект: власть есть своеобразный ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, уровня организации. Синергетический эффект власти (в идеале) связан с квалификацией и адекватным чувством жизни властедержателей, повышающими их созидательные возможности.

     Нюанс заключается в том, что устанавливаемый властью порядок обеспечивает простор деятельности преимущественно репродуктивной, несомненно, сковывая творчество личностей и масс. В результате новаторская инициатива, ех ipso властью не утвержденная, ищет обходные пути, рождаясь вне исходной организации и установленного порядка.

    1. Политический аспект: власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения, побуждения в соответствии с фактическим балансом сил. Отсутствие четких ориентиров, ручательств перед собой и подвластными, неотвратимость произвольных или насильственных действий в практике власти придают своеобразный демократический колорит властной сфере как области социально и персонально значимых реализаций.

     Субъекты  власти – это носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения и указания.

     Объекты власти – это явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.

     Таким образом, власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

       

 

      основные  характеристики политической власти

     Выделяются  универсальные свойства власти – ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах и ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей и общественные группы.

     Также можно обозначить виды власти –  экономическая, политическая, светская, церковная, законодательная, исполнительная и судебная, центральная, региональная, местная, государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидера и т.д.

     Политическая  власть всегда носит общественный характер и проявляется через функционирование специальных структур. Она предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Политическая власть, в отличие от государственной, которая является непосредственным продуктом политической власти и затрагивает интересы практически всех слоев населения, выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил.

     Отличительными  чертами политической власти являются:

     1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

     2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

     3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

     4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

     5) многообразие ресурсов.

  1.   Функции политической власти

     От  функционирования политической власти во многом зависит тип политического  режима в обществе, открытость или  закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

     К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти относятся:

    • Поддержание общественного порядка и стабильности;
    • Выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
    • Достижение общественного согласия (консенсуса);
    • Принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
    • Управление делами общества.
  1.   Концепции политической власти

     В современной литературе описываются  различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают  власть как свойство политической системы.

     Длительное  время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права.

       Во  второй половине XX века получили известность  структурно-фунционалистские и системные трактовки власти. С точки зрения Т.Парсонса власть рассматривалась как отношения между субъектами, выполняющими определенные закрепленные за ними социальные роли, в частности, управляющих и управляемых. Сами эти роли обусловлены структурой всей общественной системы, где каждый элемент обеспечивает ее успешное функционирование.

       Позднее на основе системного подхода появились  коммуникативные концепции власти. Представителями этих концепций являются Х.Арендт, К.Дойч, Н.Луман, Ю.Хабермас. В них власть рассматривается как важнейших элемент коммуникационной системы общества. В качестве типичного примера можно описать взаимодействия регулировщика и водителя. Если регулировщик способен контролировать действия участников дорожного движения, а водители подчиняются его указаниям, то это является результатом обмена информацией между ними, то есть результатом коммуникационных процессов. Следовательно, главное во властных отношениях – это поддержание коммуникации между субъектами и объектами власти.

       В последние десятилетия получили распространение неомодернистские концепции власти. К ним, в частности, можно отнести концепцию «археологии и генеалогии власти» М.Фуко и концепцию «поля власти» П.Бурдье. М.Фуко видит во власти неперсонифицированные и неовеществленные отношения между ее субъектами, а П.Бурдье вводит понятие «символической власти», основанной на «символическом капитале» (экономическом, культурном, информационном и т.д.), распределяющимся между субъектами в соответствии с их позициями в «политическом поле», иными словами, в социальном пространстве, образуемом иерархией властных отношений.

       Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х гг. XX столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.

       Бихевиористский подход рассматривает власть, прежде всего, как межличностное взаимодействие и поэтому обращает внимание на субъективную мотивацию подчинения и господства.

       Психоанализ трактует стремление к власти как  проявление, сублимацию подавленного либидо. У  З.Фрейда оно понималось как влечение сексуального характера, а у К.Юнга как просто психическая энергия в целом. С точки зрения психоанализа, стремление к власти и обладание ею может компенсировать у отдельных индивидов физические или духовные недостатки. Причем воля к власти у одних должна дополняться готовностью к подчинению, «добровольному рабству» у других. З.Фрейд полагал, что в психике каждого человека имеются структуры, которые  могут способствовать тому, что он предпочтет рабство свободе ради личной защищенности или из-за любви к властителю.

       Бихевиоралисты  рассматривали политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства.

     Реляционистские концепции власти, представителями которых можно назвать П.Блау, Д.Картрайта, Д.Ронга, Дж.Френча, видят в ней, прежде всего, власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения между субъектом и объектом власти. Субъектом является тот, кто способен контролировать объект в соответствии со своими целями и интересами. Но поскольку субъекты и объекты власти – это люди со свойственными им эмоциями и чувствами, постольку в изучении властных отношений широко применяются психологические знания и подходы.

Информация о работе Основные характеристики политической власти