Основные характеристики политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:23, реферат

Описание

Субъекты власти – это носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения и указания.
Объекты власти – это явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.

Содержание

Введение 3
Основные характеристики политической власти 6
1.1 Функции политической власти 6
1.2 Концепции политической власти 7
1.3 Ресурсы политической власти 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

=Ресурсы политической власти=.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)
  1.   Ресурсы политической власти

     В литературе средства властного воздействия  делят на реальные, т. е. используемые властью в конкретный период времени (их называют основаниями власти), и потенциальные, т. е. те, которые могут быть использованы, но пока не используются (их называют ресурсами власти). Однако представляется, что подобная классификация несколько искусственна. Между реальными и потенциальными источниками власти нет жесткой границы, поэтому целесообразнее использовать термин «ресурс». Американский политолог М. Роджерс понимает под ресурсом «благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов».

     Основания власти и ресурсы власти понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти – это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей.

     Классификация ресурсов власти может проводиться по различным критериям. Одна из первых систем классификаций ресурсов власти была предложена Н. Макиавелли в работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия». В основу своей классификации он заложил определение мотивов человеческого поведения. В «Рассуждениях» Н. Макиавелли выявил два главных мотива поведения людей – любовь и страх. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Однако оба ресурса различаются способом воздействия: если страх прочен и тверд, то любовь очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности. Злому человеку ничего не стоит разрушить человеческую благодарность ради личной корысти. К тому же ресурс страха, по Н. Макиавелли, имеет различную эффективность воздействия. По его мнению, человек может смириться с утратой власти или чести, потерей свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества. Кроме страха и любви ресурсами власти Н. Макиавелли признавал человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).

     Впоследствии  антропологический принцип стал использоваться и в других классификациях. К страху, на котором власть держалась прежде, добавились убеждение (особенно в период развития средств массовой информации) и интерес. Ресурс убеждения может одинаково использоваться в качестве источника власти как в демократических обществах (на основе свободного выбора самим индивидом политических предпочтений и ценностей), так и в тоталитарных системах (с помощью идеологической обработки населения и контроля за информацией).

     Ресурс  интереса является основой взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом. В таком случае политика лишается какой-либо таинственности и выступает как сфера купли-продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса. Избиратели голосуют за тех, кто реально может удовлетворить их материальный интерес. Происходит обмен ресурсами.

     Естественно, ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Использование тех или иных ресурсов зависит от ряда факторов, например, от типа режима. Так, в тоталитарных режимах власть опирается на ресурсы страха и убеждения. Причем оба ресурса органично дополняют друг друга. Ведь страх является не только результатом принуждения, насилия, но и следствием активной идеологической обработки, воздействующей на национальные, религиозные и другие чувства граждан. В свою очередь, убеждения формируются не только посредством добровольного принятия образа будущего (например, коммунистического идеала) как желаемого, но и с помощью политического террора, тотального контроля над личностью, информацией.

     Известны  несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др.

     Экономические (финансовые) ресурсы, прежде всего собственность и деньги,  всегда были важнейшими ресурсами любой власти. В средневековом феодальном обществе государственная власть для достижения своих целей широко использовала важнейший в то время ресурс земельной собственности. В Московской Руси дворянство было сословием, состоящим на государственной службе, платой за которую являлись поместья. Еще более универсальным экономическим ресурсом были и остаются деньги. Без них в современном обществе невозможно ни овладеть властью, ни успешно ею распоряжаться.

     Социальные  ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Например, в первые годы существования коммунистического режима в нашей стране социальный статус интеллигенции был невысок. Впоследствии были предприняты меры к повышению престижа интеллектуального труда и повышению статуса связанных с ним общественных групп, поскольку возникла необходимость социально-экономического развития Советского Союза.

     Весьма  разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные научные знания, идеи, духовные ценности.

     К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.

     Демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.

     Нормативно-правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования.

     Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно должны использоваться рационально блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.

     Поощрительные ресурсы – это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов – расширяется социальная база поддержки правящей элиты.

     Административный  ресурс политической власти — ресурс влияния отдельных чиновников и государственных институций.

     Примерами использования административного  ресурса являются:

    • перенесение выборов,
    • увеличение количества избирателей на выборах (например, участие в голосовании на местных выборах солдат местных воинских частей, пребывающих по месту проведения выборов лишь в период прохождения военной службы, что с точки зрения закона по меньшей мере спорно),
    • уменьшение политической конкуренции и пр.

     Также можно рассматривать сырьевые, энергетические, технологические, информационные, интеллектуальные виды ресурсов политической власти.

 

      заключение

     Власть, по определению, есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. С их помощью власть может воздействовать на объекты и достигать поставленных целей.

     Власть  — величина не постоянная. Как и  сумма денег, объем ее может уменьшаться или увеличиваться. Например, энергичный деятель, пользующийся поддержкой населения, способен придать власти дополнительную значимость и силу. Власть сама по себе носит символический характер и является инструментом выявления, определения и реализации коллективных целей. Ее эффективность в данном контексте определяет меру ее ценности. Власть прибегает к силе лишь в тех случаях, когда члены коллектива не подчиняются его общим интересам.

     Функциями власти являются:

    • господство;
    • руководство;
    • регуляция;
    • контроль;
    • управление;
    • координация;
    • организация;
    • мобилизация и т.д.

     Ресурсы власти – это возможности, средства, источники, потенциал власти, которые  могут быть успешно задействованы  для решения той или иной задачи, проблемы, достижения тех или иных целей.

     Таким образом, ресурсы власти – это  все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

     Ресурсами власти являются интересы, убеждения  людей, их чувства и эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и т.д.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой и социальной политикой.

     Ресурсом  власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властителя, от умения «читать между строк».

     К ресурсам также относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач.

     Однако  действие тех или иных средств  власти имеет предел, за которым  их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и не имеет под собой никаких весомых оснований, потому что применение военных средств означает уничтожение самой жизни. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения. 
 

 

      список использованной литературы

    1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001.
    2. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000.
    3. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.
    4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. - СПб.: Питер, 2006.
    5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. — М: Издательство «Экзамен», 2004.
    6. Политология. Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2000.
    7. Политология: Учеб. для вузов / Под ред. С.В.Решетникова. 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 2010.
    8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.
    9. Тавадов  Г.Т. Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Информация о работе Основные характеристики политической власти