Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:20, контрольная работа
Проблема политики находится в центре внимания исследователей не один век и, понятно, за это время создано много научных концепций, которые по-разному трактуют источники политики, причины ее развития. Наиболее распространенными есть теологические, натуралистические, социальные объяснения политики.
Вообще вся методология биополитики строится на признании наличия общих для человека и
животных начал и понятий. Для доказательства этого широко используется принцип антропоморфоза, т. е. приписывание животным свойств, которыми они не обладают или обладают только частично, а также перенос этих качеств на область человеческого поведения. Считается, например, что людей и животных роднит генетическая приспособляемость к внешней среде, альтруизм (способность уменьшить индивидуальную приспособляемость в пользу родственной особи), способность к взаимодействию, агрессивность и т. д. И хотя сторонники биополитических подходов далеки от признания схожести всех биологических признаков животного и человека, все же физиологическая предопределенность политического поведения людей и политики в целом ни на минуту не становится ими под сомнение. Более того, некоторые ученые не только считают, что «развитие человеческой природы приводит к политическим изменениям», но и полагают, будто те или иные стадии политического развития (например, анархия, олигархия, демократия) непосредственно соответствуют стадиям индивидуального развития.
Основным объектом внимания биополитиков является политическое поведение, цель которо-
го они усматривают в сохранении генетического материала у человека. А это, в свою очередь, воз-
можно только при доминирующем положении врожденных стимулов и физиологических процессов.
Таким образом биополитики как бы вносят существенную поправку в формулу бихевиоризма. Универсальная, объясняющая природу социальной политической активности людей формула биополитики приобрела законченную форму в триаде австрийского этолога К. Лоренца: «стимул — организм
— реакция». При таком подходе основной акцент делается на изучение политических чувств человека (например, чувстве «политического здоровья», которое испытывает подчиненный вблизи своего вождя, или чувство «обреченности» лидера, лишенного ожидаемой им массовой поддержки). В силу такого подхода и источник политических изменений (в частности, конфликтов, революций и проч.) видится в механизмах «передачи» настроений от одного политического субъекта к другому.
На несколько ином теоретическом языке доминирование натуралистических факторов при
объяснении природы политики выражено в психологизаторском течении в политологии. Впервые
эти специфические модели объяснения социальных политических явлений сложились в XIX в. на фоне кризисных событий, имевших место в европейской oбщecтвeннoй мысли. С одной стороны, эти подходы явились острой реакцией на ряд социологических теорий (прежде всего О. Конта), отрицавших право психологии на собственное существование, а с другой — представляли попытку альтернативного учения Маркса объяснения развития социальных систем.
Если оставить за скобками различные теоретические нюансы, специфические особенности
различных школ и направлений этого, то следует признать, что и сегодня, как и на заре появления
этих
теорий, альфой и омегой является редукция,
т. е. сведение всех политических явлений
к действию (или преобладающему влиянию)
психологических качеств
Преверженцами данной парадигмы политическое бытие, в основном, исследуется через пове-
денческие механизмы, изучение микрофакторов политической мобилизации и адаптации, компоненты внутренней структуры индивида, иррациональные мотивы человеческой активности и т.д. Видимо, ощущаемая и самими сторонниками данного подхода неспособность этой методологии выстроить макромодель политического развития породила и стремление распространить психологизаторские интерпретации на иной уровень политической теории. Так, в XX в. (особенно с 60-х годов) получили распространение попытки психологизаторской интерпретации политической истории. Таким образом, к традиционному спектру проблем и аргументов добавилась интерпретация политической жизни через учение скрытых мотивов поведения широких социальных слоев, например, причин войны и мира, межгрупповых фантазий, господствующих в общественном мнении, массовых психологических предпосылок терроризма и государственных репрессий, факторов, способствующих или нарушающих соучастие людей в политической жизни и т. д.
Очевидная, и в то же время спорная односторонность объясняющих политику факторов и
приоритетов, отнюдь не свидетельствует о невысокой популярности натуралистической парадигмы.
Более того, последнее десятилетие показало устойчивый интерес ученых, принадлежащих к различным теоретическим и идеологическим течениям, к биометодологии. В то же время творческая полемика парадигматических подходов отнюдь не окончена.
Социальная парадигма объединяет группу весьма разнородных теорий, сходных в своем
стремлении объяснить природу и происхождение политики через созидающую роль той или иной
сферы общественной жизни или приобретения (социокультурные) свойства субъекта социального
действия. Этот класс парадигм оперирует социальными, но внешними по отношению к политике, величинами. Например, широко известно теоретическое положение марксизма, объясняющее происхождение и природу политики детерминирующим влиянием экономических отношений. При таком парадигматическом подходе политическая надстройка целиком и полностью подчинена действию господствующих в сфере материального производства тенденций, выступая при этом как средство реализации классовых целей и сознательно формируемое явление. Такой подход все роли и функции индивида по сути сводит к социально-классовому представительству, уничтожая тем самым субъективность и индивидуальность человека как носителя политических отношений.
Наряду с такими интерпретациями политики, довольно широко распространены и попытки
представить в качестве порождающей ее причины право. Именно право расценивается рядом зару-
бежных ученых (Р. Моор, Дж. Гудмен, Г. Макдональд и др.) как системообразующая сфера общества, обеспечивающая равновесие институтов, предотвращающая все (в том числе политические) конфликты, балансирующая активность элиты и электората, обеспечивающая необходимый контроль за деятельностью представителей граждан. С их точки зрения право, а не политика должно формировать общую властную волю общества. Одним из решающих аргументов такого рода являются ссылки на конституцию как основную форму высшего права. Такой подход характерен для представителей классического западного консерватизма, усматривающих в конституции чуть ли ни божественное начало, обусловливающее содержание всех
политических процессов.
К разновидностям социальной парадигмы можно отнести и теоретические попытки объяснить
происхождение и содержание политики культурными и религиозными ценностями (М. Вебер) или
этико-нормативными факторами, т.е. характерным для начального этапа развития политической
мысли растворением политики в сфере морали (Аристотель).
Рационально-критическая парадигма объясняет политику не внешними факторами, а ее
внутренними причинами, свойствами, элементами.
В рамках рационально-критической парадигмы выделяют подходы и теории, ставящие во
главу угла внутренние источники существования и развития политики — парадигму конфликта и парадигму консенсуса.
Виднейший
современный представитель
Ральф Дарендорф (р. 1929) в известной степени сконцентрировал и интерпретировал (применительно к современным политическим реалиям) представления о месте конфликта в политической жизни общества.
Дарендорф считает, что конфликт отражает глубинную сущность естественной эволюции, и
его наличие можно заметить во всех областях жизни. Немецкий ученый выделял 15 видов различных конфликтов: от семейных ссор до противоречий в области межгосударственных отношений. При этом он полагал, что ни один из видов конфликтов не может носить антогонистический характер. Те непримиримые противоречия между классами, о которых писал Маркс, относились Дарендорфом к политическому контексту века. Нынешнее же столетие не создает ситуаций, где собственность выступала бы в качестве основания непримиримого противоборства. Знамением нашего времени он считал постепенный переход от групповых ценностей к индивидуальным. Особое внимание Дарендорф уделял регулированию конфликтов. Поэтому здоровье социальной и политической систем он усматривал в непременном признании и выявлении конфликтов (ибо неучтенный и не проявленный конфликт создает внутреннюю нестабильность), а также в их сознательном урегулировании и разрешении. Причем такое регулирование конфликтов, которое могло бы вести к интеграции общества и
обеспечению человеческой свободы, должно, по его мнению, основываться на выявлении воли большинства населения (которая вполне допускает и формы своей принудительной реализации), и уважении политических прав меньшинств.
В теории Дарендорфа конфликт не только имеет конституирующее для социальной и полити-
ческой жизни значение, но и его наличие не рассматривается как угроза стабильности конкретным
обществам и режимам правления. Акцент делается на организационные средства урегулирования
«конфликтных линий», «пронизывающих» общество, политику, власть.
В противоположность этим установкам в политике сложилось теоретическое направление,
сделавшее научным методом интерпретации политики консенсус. Правда, наличие конфликтов и
противоречий политической жизни отнюдь не отвергалось при таком подходе. Дюркгейм, Вебер,
Дьюи, Парсонс и другие видные представители этой парадигмы исходили из признания вторичности роли конфликта для понимания сущности социальной и политической жизнедеятельности. Социальные и политические конфликты имеют второстепенное значение по сравнению с теми ценностями, которые разделяет большинство населения, и по которым в обществе достигнут полный консенсус.
Единство идеалов, основных социокультурных ориентиров населения позволяют осознанно регулировать отношения между людьми, разрешать конфликты, поддерживать стабильность и функциональность форм правления. Революции, острое политическое противоборство, таким образом, рассматриваются как аномалии политической жизни, выходящие за пределы норм и принципов организации общества. Поэтому, для своего органичного существования политика должна препятствовать конфликтам и кризисам, поддерживать состояние «социальной солидарности» (Дюркгейм), оказывать постоянное «педагогическое» воздействие на граждан общества (Дьюи). Отношение к конфликтам у сторонников данного направления было весьма отрицательным.
В ХХ веке существенный вклад в политическую мысль был сделан Максом Вебером (1964 –
1920), замечательным
немецким политическим
нять историю модернизации, писал Вебер, надо рассматривать направление сложных и взаимосвя-
занных изменений от «традиционных» образований к «рациональным» во всех сферах социальной
жизни. Он выделяет в политической сфере три типа легитимного господства, то есть такого господства, которое признано со стороны управляемых индивидов. Первый тип господства он называет легальным — так он предпочитает называть правовое государство, в котором подчиняются не личности, а законам. Другой тип легитимного господства — традиционное — основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Ярким примером такого господства является патриархальное господство (греч. charisma — божественный дар), которое представляет собой прямую противоположность традиционному, так как опирается не на обычаи и привычки, а на нечто необычное — силу дара харизматика.