Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 12:11, реферат
Цель данной работы состоит в изучении развития федерализма в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. понять сущность, принципы и особенности российского федерализма;
2. рассмотреть развитие федеративного устройства России;
3. проанализировать федеративное устройство современной России;
4. выявить перспективы российского федерализма.
Введение
1. Понятие федерализма……..……………………………………............5
2. Развитие российского федерализма…………………………………..13
3. Особенности российского федерализма……………………………..17
4. Перспективы российского федерализма…………………………….22
Заключение
Список использованной литературы
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что стороны не наделяются отмеченными полномочиями по чьему-либо произволу, конъюнктурному или политическому решению. Речь идет о добровольной передаче их снизу-вверх. А поскольку, согласно исторической логике, федерацию образуют ранее суверенные государства, то результатом этой
передачи выступает
утрата ими одной части своих
суверенных прав, при сохранении за
собой другой их части.
10
Таким образом, в федеративных государствах изначально имеет место двухуровневая национально-государственная система, в рамках которой стороны не подчинены друг другу иерархически, как это имеет место в государствах унитарных.
Второй.
То обстоятельство, что федерацию
создают государственные
То
обстоятельство, что в федерацию
входят ранее суверенные государства,
означает, что они обладали не только
соответствующей
Таким образом, реальная федерация возникает только тогда, когда объединяются и получают равные права экономически самодостаточные субъекты. Именно это обеспечивает их последующую политическую и правовую равностатусность, а не наоборот. Что же касается регионов, не способных реализовать принцип экономической самодостаточности, то, соответственно, они не могут быть признаны и не признаются субъектами федерации.
Третий. Этот принцип связан с конституированием в федерациях (в отличие от унитарных государств) двух уровней государственной
собственности.
Наличие государственной
11
реализацию специфических форм публичной собственности, отличных от тех, с которыми мы сталкиваемся в унитарных государствах.
Содержание этих отношений не сводится к механическому разделу объектов собственности в процессе образования федераций. Перераспределение конкретных объектов собственности, конечно, может и должно иметь место. Однако главное не в этом, а в том, что в соответствии с закрепляемыми за федерацией и субъектами федерации предметами ведения, между сторонами, прежде всего и главным образом перераспределяются функции регулирования прав владения, распоряжения и пользования.
Будучи рассмотренными в таком контексте, федерация и субъекты федерации выступают не в качестве собственников, а тем более (как это сложилось сегодня в России) в роли хозяйствующих субъектов. Они на равных правах, но на различных уровнях государственного управления осуществляют, в соответствии с принципами федерализма, регулирование отношений собственности. А если вспомнить, что характер отношений собственности во многом определяет характер всей совокупности общественных отношений, то логично заключить, что сосуществование двух форм государственной собственности не может не породить специфическую форму названных отношений.
Четвертый. Это - равноправие федерации и ее субъектов в рамках их предметов ведения на основе обеспечения соответствия доходных полномочий сторон их расходной ответственности. Реализация данного принципа требует, прежде всего, перехода к горизонтальной модели бюджетного федерализма. Причем, в отличие от вертикальной модели бюджетного федерализма, реализуемой в унитарных государствах, где функции регионов определяются "сверху", налогооблагаемая база субъектов
федерации определяется
не центром, а вытекает из предметов
ведения, которые они оставляют
за собой.
12
Технологически данный принцип реализуется следующим образом. Одновременно с разделом предметов ведения определяются источники доходов бюджетов федерации и ее субъектов. Эти источники и выступают финансовой основой исполнения двумя уровнями государственного управления своих функций. Причем, из того факта, что ни федерация, ни субъекты федерации не имеют права вмешиваться в предметы ведения друг друга, следует, что они не имеют права посягать и на соответствующую налогооблагаемую базу.
Полагаю,
что сказанного достаточно для вывода,
согласно которому именно социально-экономическая
составляющая процесса федерализации
выступает основой формирования реальной
федерации. Определившись с экономическим
содержанием базовых принципов федерализма,
обратимся к вопросу о специфических особенностях
российского федерализма.
13
2.
Развитие российского федерализма
Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Но многонациональность и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей2.
Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
В
первой половине 1918 г. основной и единственной
формой автономии была автономная республика.
Однако уже во второй половине 1918 г.
создается новая форма
центральной власти. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свою конституцию.
14
Наряду с внутренним развитием РФ в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками.
Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь РФ.
Важным
этапом в государственном
Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе РФ находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Новая
Конституция РФ, принятая 12 декабря
1993 г., закрепила федеративное устройство
России в составе 83 субъектов, которыми
были признаны республики в составе РФ,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа
и которые, как установлено в ст. 5 Конституции,
между собой равноправны во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти.
15
Сегодня российский федерализм вышел на очередную, несомненно, более высокую ступень своего развития, которая, качественно отличаясь от
предшествовавших ступеней, в то же время отнюдь не означает завершения процесса формирования самого федерализма: очевидны сегодняшние проблемы развития, в то же время достаточно хорошо просматриваются как завтрашние трудности, так и перспективы поступательного развития федеративных отношений.
Ведь сегодня Российская Федерация включает 83 субъекта, далеко не равных в экономическом отношении.
Не
завершено и закрепление
В
перспективе можно
Незавершенность процессов формирования федеративных отношений порождает асимметрию экономических прав различных субъектов Федерации. Юридически все субъекты Федерации равны, теперь необходимо добиться реального выравнивания прав и обязанностей регионов.
При
выборе оптимальной формы
16
характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации4.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты РФ фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
17
3.
Особенности
российского федерализма
Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что наша федерация является территориально-национальной, т.е. относится к смешанному типу: в ее основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов федерации. В составе Российской Федерации 83 субъекта Федерации. Конституцией признается (ст. 5), что субъекты РФ равноправны.
В ведении Федерации (согласно ст. 71 Конституции РФ) находятся: